Определение проблемного поведения
Первым шагом к коррекции проблемы поведения будет его определение в терминах поведения (т. е. внешне наблюдаемых реакций). При этом следует избегать «оценочных» формулировок. Что имеется в виду? Иногда приходится слышать о ребенке от родителей и специалистов: «плохо ведет себя», «дерется», «назло мне кусает свою руку». Если мы так воспринимаем это поведение, то мы не сможем изменить его, поскольку считаем, что его причина — внутренне свойственные ребенку особенности или даже его «злонамеренность», т.е. «он такой», и мы не можем никак повлиять на это «присущее ему» качество. Понятно, что когда произносятся подобные слова, они должны восприниматься как признак усталости, иногда — почти отчаяния. Следует понимать и помнить, что «оценочная» позиция опасна, поскольку со временем усугубляется равнодушие, а иногда даже негативное отношение к ребенку.
Определяя поведение, нельзя довольствоваться общим термином («у ребенка часто бывает агрессия», «у нее отмечаются двигательные стереотипии»). Следует четко описать, что имеется в виду («ребенок кусает себе запястье руки», «девочка перебирает в воздухе пальцами, трясет кистями рук»). Почему определение поведения должно быть столь конкретным? В будущем мы будем фиксировать появление данного поведения в различных ситуациях, поэтому нам важно понять, что именно мы будем наблюдать. Например, агрессия и аутоагрессия могут проявляться различным образом, и для того, чтобы их корректировать, надо четко представлять себе, как выглядит то поведение, которое мы хотели бы изменить. Приведем несколько примеров описания агрессивного и аутоагрессивного поведения.
Эпизод агрессии со стороны Кирилла имеет место, когда он руками вцепляется в волосы, кожу или одежду другого человека, а также щипает и кусает его.
Настя проявляет аутоагрессию, когда она кусает свою руку, бьет себя по подбородку или по голове.
Даша проявляет агрессию, когда ногой ударяет по ноге другого человека, бьет рукой по лицу, рукам и другим частям тела.
Важно описать те ситуации, в которых рассматриваемое поведение не является неадекватным, проблемным. Особенно это относится к таким видам поведения, как крик, плач и смех.
Крик — это громкие вокализации, как речевого («Уйди!», «Дура!» и т.п.), так и неречевого характера. В ситуациях, когда Настя испытывает дискомфорт, связанный с физической болью (ушиб, болезнь) данное поведение не фиксируется.
Неадекватным считается смех, который появляется в ситуациях, не связанных с внешне наблюдаемыми приятными
для Никиты занятиями. Поведение не фиксируется, если эти ситуации (подвижные игры, щекотание, пускание пузырей и т.п.) имеют место.
Следует напомнить, что такие определения должны быть строго индивидуальными и содержать описание поведения конкретного ребенка, с которым планируется проводить коррекционную работу. В некоторых случаях проблемное поведение связано с определенными ситуациями, и если уверенность в этом есть еще до фиксации поведения," это должно быть отражено. Например, негативизм чаще всего начинает проявляться в учебной ситуации.
Поведение Бори расценивается как негативизм, если: 1) появляется после предъявления просьбы, инструкции или учебного задания; 2) выражается в виде физического сопротивления (мальчик пытается покинуть рабочее место, отталкивает руки взрослого при оказании физической помощи) и вокализаций (пищит). Негативизмом у данного мальчика не считается отсутствие реакции на предъявляемые просьбы, инструкции и задания.
Специалисты, планирующие коррекционную работу, должны решить (при участии родителей), что в данном поведении они хотят изменить. В зависимости от этого будет строиться определение поведения. В предыдущем примере из определения негативизма исключались случаи невыполнения инструкции. Для другого ребенка, возможно, подобное поведение можно было бы рассматривать как негативизм.
Таким образом, определение проблемного поведения должно:
• содержать точное описание поведения в терминах внешне наблюдаемых реакций;
• быть индивидуальным;
• включать в себя описание ситуаций, в которых данное поведение не рассматривается как подлежащее коррекции (если таковые есть);
• соотноситься с будущей коррекционной работой.