Объяснение нового учебного материала. 2.1.Вступительная беседа.
2.1.Вступительная беседа.
2.2.Беседа об оформлении книги.
2.3.Демонстрация иллюстраций разных художников-графиков.
2.4.Объяснение этапов художественного оформления заглав
ных букв.
Самостоятельная работа учащихся.
3.1.Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
3.2.Творческая деятельность.
Итоги урока.
4.1.Закрепление нового материала.
4.2.Выставка и анализ творческих работ учащихся.
5. Домашнее задание:предварительная работа.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1.2.Проверка готовности класса к уроку.
У. Ребята, посмотрите, все ли необходимые к уроку материалы лежат на столах.
1.3. Связь с предыдущим материалом.
У. А сейчас проверим ваши знания по прошлой теме.
Учитель показывает художественные иллюстрации к сказкам, а дети должны назвать имена художников-графиков и дать краткий анализ изображений.
2. Объяснение нового учебного материала.ы 2.1. Вступительная беседа.
У. О жизни людей в стародавние времена нам сообщают письменные источники — летописи, в которых записаны сведения о самых значимых событиях. Самой древней летописью восточных славян является «Повесть прошедших лет». Она была написана в Киеве.
—Наши предки хорошо понимали значение книги. Около тыся
чи лет тому назад один из летописцев сказал так: «Книги — это
реки, которые утоляют жажду всего света, от них исходит муд
рость». Как вы понимаете это выражение? (Слушает ответы детей.)
—Сегодня мы поговорим о книге, ее оформлении, о заглавной
букве.
2.2. Беседа об оформлении книги.
У. Как вы представляете первую печатную книгу?
Д. Книги в давние времена были только рукописные, большие и тяжелые. Писались они на тонко выделанной телячьей, овечьей или козьей шкуре. Бумаги тогда еще не было.
У. Каким образом оформлялись первые книги?
Д. Заголовки и начальные буквы разрисовывали красками, украшали рисунками. Обложки делали из двух дощечек, обтягивали кожей и украшали драгоценными камнями. К переплету прикрепляли металлические застежки.
У. Назовите главные центры в Беларуси, где переписывались книги.
Д. Такими центрами были древние города Полоцк и Туров.
Учитель показывает детям иллюстрацию с изображением старых книг.
У. Прошло много столетий, прежде чем в Беларуси появилась первая печатная книга. Родоначальником этого дела был Франциск Скорина. Назовите первую печатную книгу, изданную им.
Д. Это Псалтырь. Он вышел в свет в 1517 году. Скорйна широко использовал при печатании книг иллюстрации. Отдельные буквы алфавита, с которых начинался текст, он украшал рисунком, чтобы легче запоминались. Возле «К» рисовал козленка, возле «3» — зверя, а возле буквы «Я» — свой портрет.
У. Кто продолжил дело Скорины?
Д. Известный белорусский печатник Сымон Будный. Он основал в Несвиже типографию и издал в 1562 году «Катехизис» — положения христианской веры. Сегодня в этом городе, рядом с бывшей типографией стоит памятник Сымону Будному. Он гордо держит в одной руке книгу, как будто приглашает ее прочитать.
У. Как же оформляются современные книги? Они очень отличаются от книг того времени по своему составу. Теперь обложки изготавливаются из толстой бумаги, с твердым переплетом. В каждой книге в начале или в конце есть содержание, чтобы быстро найти нужную тему. В учебном пособии есть инструкция, как работать с ним.
— Ребята, вы помните, как нужно относиться к книгам? (От
веты детей.) Каждая книга имеет своего автора и художника-
иллюстратора, который делает ее более красивой. Иллюстрации
помогают лучше понять, запомнить самое главное в прочитанном.
2.3. Демонстрация иллюстраций разных художников-графиков.
У. В современных детских книгах тоже украшаются заглавные буквы. Сейчас я покажу вам произведения художников. (Показывает иллюстрации с изображениями их работ.)
— Как вы видите, каждая заглавная буква по-своему украше
на художником.
2.4. Объяснение этапов художественного оформления заглав
ных букв.
У. А теперь представьте себя художниками и попробуйте нарисовать любую заглавную букву к любимому произведению. Можете нарисовать заглавную букву своего имени, фамилии или отчества.
Дети рисуют (рис. 9).
2 | | Jj | |||||||||
k | ||||||||||
r | / | n | Л | \ | /r\\ | |||||
л | \\ | |||||||||
Рис. 9
3. Самостоятельная работа учеников.
.3.1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
Учитель инструктирует по правилам охраны труда на рабочих местах, напоминает технику работы с карандашом и красками, повторяет с детьми этапы изображения заглавных букв, предлагает послушать песню «Лггарынка».
3.2.Творческая деятельность.
Учитель закрывает наглядные пособия, примерные образцы изображения заглавных букв. Наблюдает за ходом выполнения заданий, оказывает консультационную помощь, указывает на ошибки (если в этом есть необходимость). Чтобы дать глазам учащихся отдохнуть, он приостанавливает работу, в это время кто-то из учеников показывает лучшее изображение заглавной буквы.
Итоги урока.
4.1. Закрепление нового материала.
У. Ребята, о чем мы говорили на уроке?
Д. О заглавной букве, об оформлении книг. Также рассматривали иллюстрации Е. Лось, Н. Поплавской, М. Селещука и др. У. Кто издал первую печатную книгу? Д. Франциск Скорина. У. Кто еще печатал книги? Д. Сымон Будный.
4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.
5. Домашнее задание:предварительная работа.
У. Понаблюдайте на троллейбусной остановке за различными видами транспорта, за движениями человека при посадке в троллейбус и выходе из него; по возможности сфотографируйте виды ритма города; подберите литературные произведения, в которых описываются наземные виды транспорта. Попытайтесь найти рисунки с изображением транспорта.
Урок 10. НА ТРОЛЛЕЙБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ
F
Цели:
—расширить представления учеников о характере основной
формы изображения,, ее частей;
—развивать наблюдательность, умение анализировать форму
предмета и изображать ее в своих композициях на заданную тему;
—воспитывать самостоятельность.
Виды деятельности: разговор о видах машин, форме и соот
ношениях их частей; усвоение приемов изображения машины;
изобразительная деятельность по памяти или представлению;
анализ работ. :
Тип урока: комбинированный.
Оборудование.
Для учителя. Произведения искусств для анализа:
1. Литературные — С. Михалков, «Смена»; Н. Гилевич, «Свет-лафор»; загадки о транспорте.
2. Произведения изобразительного искусства — М. В.Дан-
чыг, «Мой Минск».
3. Музыкальные — «Едем, едем на лошадке» (речевое рондо
Т. Боровика).
Наглядные пособия: методические таблицы «Этапы создания композиции» и примерные образцы рисунков детей (горизонтальные и вертикальные) на тему «На троллейбусной остановке», фотографии и рисунки с изображением транспорта.
Для учащихся: альбомы, карандаши, резинки, краски, карандаши 2М.
Оформление классной доски:
С левой стороны — методические таблицы.
С правой стороны — фотографии и рисунки с изображением транспорта.
По центру в верхней части — тема урока.
В нижней части — место для педагогического рисунка.
Литература,
1. Беда, Г. Г. Основы изобразительной грамоты / Г. Г. Беда.
М., 1981.
2. Изобразительное искусство в начальных классах : пособие
для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский [и др.] ; под
ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2-е изд., перераб. и доп. Мн,, 1992.
3. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его пре
подавания в начальных классах / В. С. Кузин. М., 1984.
4. Мшаева, В. М. Пазнаю свет / В. М. Мшаева, В. Ф. Лук'я-
ненка. Мн., 1991. .
5. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного
искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. М., 1990.
План урока
1. Организационный момент.:.
1.1.Проверка готовности класса к уроку.
1.2.Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы
полненных в период предварительной работы.