Объяснение нового учебного материала. 2.1.Вступительная беседа.

2.1.Вступительная беседа.

2.2.Беседа об оформлении книги.

2.3.Демонстрация иллюстраций разных художников-графиков.

2.4.Объяснение этапов художественного оформления заглав­
ных букв.

Самостоятельная работа учащихся.

3.1.Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

3.2.Творческая деятельность.

Итоги урока.

4.1.Закрепление нового материала.

4.2.Выставка и анализ творческих работ учащихся.

5. Домашнее задание:предварительная работа.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

1.2.Проверка готовности класса к уроку.

У. Ребята, посмотрите, все ли необходимые к уроку материалы лежат на столах.

1.3. Связь с предыдущим материалом.

У. А сейчас проверим ваши знания по прошлой теме.

Учитель показывает художественные иллюстрации к сказкам, а дети должны назвать имена художников-графиков и дать крат­кий анализ изображений.

2. Объяснение нового учебного материала.ы 2.1. Вступительная беседа.

У. О жизни людей в стародавние времена нам сообщают письменные источники — летописи, в которых записаны сведе­ния о самых значимых событиях. Самой древней летописью вос­точных славян является «Повесть прошедших лет». Она была на­писана в Киеве.

—Наши предки хорошо понимали значение книги. Около тыся­
чи лет тому назад один из летописцев сказал так: «Книги — это
реки, которые утоляют жажду всего света, от них исходит муд­
рость». Как вы понимаете это выражение? (Слушает ответы детей.)

—Сегодня мы поговорим о книге, ее оформлении, о заглавной
букве.

2.2. Беседа об оформлении книги.

У. Как вы представляете первую печатную книгу?

Д. Книги в давние времена были только рукописные, большие и тяжелые. Писались они на тонко выделанной телячьей, овечь­ей или козьей шкуре. Бумаги тогда еще не было.

У. Каким образом оформлялись первые книги?

Д. Заголовки и начальные буквы разрисовывали красками, украшали рисунками. Обложки делали из двух дощечек, обтя­гивали кожей и украшали драгоценными камнями. К переплету прикрепляли металлические застежки.

У. Назовите главные центры в Беларуси, где переписывались книги.

Д. Такими центрами были древние города Полоцк и Туров.

Учитель показывает детям иллюстрацию с изображением ста­рых книг.

У. Прошло много столетий, прежде чем в Беларуси появилась первая печатная книга. Родоначальником этого дела был Фран­циск Скорина. Назовите первую печатную книгу, изданную им.

Д. Это Псалтырь. Он вышел в свет в 1517 году. Скорйна широ­ко использовал при печатании книг иллюстрации. Отдельные буквы алфавита, с которых начинался текст, он украшал рисун­ком, чтобы легче запоминались. Возле «К» рисовал козленка, возле «3» — зверя, а возле буквы «Я» — свой портрет.

У. Кто продолжил дело Скорины?

Д. Известный белорусский печатник Сымон Будный. Он основал в Несвиже типографию и издал в 1562 году «Катехизис» — положе­ния христианской веры. Сегодня в этом городе, рядом с бывшей типографией стоит памятник Сымону Будному. Он гордо держит в одной руке книгу, как будто приглашает ее прочитать.

У. Как же оформляются современные книги? Они очень от­личаются от книг того времени по своему составу. Теперь об­ложки изготавливаются из толстой бумаги, с твердым перепле­том. В каждой книге в начале или в конце есть содержание, чтобы быстро найти нужную тему. В учебном пособии есть ин­струкция, как работать с ним.

— Ребята, вы помните, как нужно относиться к книгам? (От­
веты детей.) Каждая книга имеет своего автора и художника-
иллюстратора, который делает ее более красивой. Иллюстрации
помогают лучше понять, запомнить самое главное в прочитанном.

2.3. Демонстрация иллюстраций разных художников-графиков.

У. В современных детских книгах тоже украшаются заглав­ные буквы. Сейчас я покажу вам произведения художников. (По­казывает иллюстрации с изображениями их работ.)

— Как вы видите, каждая заглавная буква по-своему украше­
на художником.

2.4. Объяснение этапов художественного оформления заглав­
ных букв.

У. А теперь представьте себя художниками и попробуйте нари­совать любую заглавную букву к любимому произведению. Мо­жете нарисовать заглавную букву своего имени, фамилии или отчества.

Дети рисуют (рис. 9).

  2 | Jj
          k        
  r       / n Л \   /r\\
          л     \\    
           

Рис. 9

3. Самостоятельная работа учеников.

.3.1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

Учитель инструктирует по правилам охраны труда на рабочих местах, напоминает технику работы с карандашом и красками, повторяет с детьми этапы изображения заглавных букв, предла­гает послушать песню «Лггарынка».

3.2.Творческая деятельность.

Учитель закрывает наглядные пособия, примерные образцы изображения заглавных букв. Наблюдает за ходом выполнения заданий, оказывает консультационную помощь, указывает на ошибки (если в этом есть необходимость). Чтобы дать глазам уча­щихся отдохнуть, он приостанавливает работу, в это время кто-то из учеников показывает лучшее изображение заглавной буквы.

Итоги урока.

4.1. Закрепление нового материала.

У. Ребята, о чем мы говорили на уроке?

Д. О заглавной букве, об оформлении книг. Также рассматри­вали иллюстрации Е. Лось, Н. Поплавской, М. Селещука и др. У. Кто издал первую печатную книгу? Д. Франциск Скорина. У. Кто еще печатал книги? Д. Сымон Будный.

4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.

5. Домашнее задание:предварительная работа.

У. Понаблюдайте на троллейбусной остановке за различными видами транспорта, за движениями человека при посадке в трол­лейбус и выходе из него; по возможности сфотографируйте виды ритма города; подберите литературные произведения, в которых описываются наземные виды транспорта. Попытайтесь найти ри­сунки с изображением транспорта.

Объяснение нового учебного материала. 2.1.Вступительная беседа. - student2.ru Урок 10. НА ТРОЛЛЕЙБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

F

Цели:

—расширить представления учеников о характере основной
формы изображения,, ее частей;

—развивать наблюдательность, умение анализировать форму
предмета и изображать ее в своих композициях на заданную тему;

—воспитывать самостоятельность.

Виды деятельности: разговор о видах машин, форме и соот­
ношениях их частей; усвоение приемов изображения машины;
изобразительная деятельность по памяти или представлению;
анализ работ. :

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

Для учителя. Произведения искусств для анализа:

1. Литературные — С. Михалков, «Смена»; Н. Гилевич, «Свет-лафор»; загадки о транспорте.

2. Произведения изобразительного искусства — М. В.Дан-
чыг, «Мой Минск».

3. Музыкальные — «Едем, едем на лошадке» (речевое рондо
Т. Боровика).

Наглядные пособия: методические таблицы «Этапы создания композиции» и примерные образцы рисунков детей (горизонталь­ные и вертикальные) на тему «На троллейбусной остановке», фотографии и рисунки с изображением транспорта.

Для учащихся: альбомы, карандаши, резинки, краски, каран­даши 2М.

Оформление классной доски:

С левой стороны — методические таблицы.

С правой стороны — фотографии и рисунки с изображением транспорта.

По центру в верхней части — тема урока.

В нижней части — место для педагогического рисунка.

Литература,

1. Беда, Г. Г. Основы изобразительной грамоты / Г. Г. Беда.
М., 1981.

2. Изобразительное искусство в начальных классах : пособие
для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский [и др.] ; под
ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2-е изд., перераб. и доп. Мн,, 1992.

3. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его пре­
подавания в начальных классах / В. С. Кузин. М., 1984.

4. Мшаева, В. М. Пазнаю свет / В. М. Мшаева, В. Ф. Лук'я-
ненка. Мн., 1991. .

5. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного
искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. М., 1990.

План урока

1. Организационный момент.:.

1.1.Проверка готовности класса к уроку.

1.2.Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы­
полненных в период предварительной работы.

Наши рекомендации