Культуросообразности принцип
- учет условий, в к-рых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости К.п. были развиты нем. педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко оценивая роль просвещения народа, Дистервег к числу задач школьного образования относил воспитание гуманных и сознат. граждан, а не “истинных пруссаков”. Принципами воспитания он считал природосообразность (учет индивидуальных физич. и психич. особенностей), самодеятельность (направленность на развитие творч. активности) и культуросообразность. Состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, базиса, из к-рого, по мнению Дистервега, развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на к-рой находится об-во, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е. действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей. Как бы продолжая идеи противопоставления естеств. и гражд. состояния человека, Дистервег не исключал возможности противоречия между принципами природосообразности и культуросообразности. Он полагал, что в случае конфликта не следует поступать наперекор природе, надо противодействовать влиянию ложного образования, ложной культуры. В 20 в. произошел отрыв понятия культуры как целого от тех понятий, к-рые издавна совпадали с определением культурности, понимались почти как синонимы. Появилась пропасть между феноменами культуры и феноменами просвещения, цивилизации и образования. Совр. образование — продукт эпохи Просвещения, и оно выросло из выдающихся открытий первой фазы научной революции. Однако наука к к. 20 в. сделала резкий скачок и радикально переменилась, признав множественность истины, отказавшись от универсальных притязаний. Наука ныне обратилась к нравств. исканиям, а система школьных дисциплин еще с трудом выбирается из шор картины мира 19 в. Образование перестает пониматься как “культивирование”, т.е. “делание” личности в условиях культуры, а все чаще трактуется лишь как “накачка информацией”. В основе образоват. системы в нашей стране был заложен принцип политехнизации образования, суть к-рого заключается в подготовке кадров для производства. Упор делался на подготовку специалиста, вопросы духовного развития личности человека отступали на второй план. Понятие “человек образованный” осознавалось как “человек информированный”, а это не гарантирует наличие у него способности к воспроизводству культуры и тем более — к порождению культурных новаций.В наст. время в нашей стране осуществляется становление культурологии как учебной дисциплины, предметом к-рой является не просто изучение сущности, функций и закономерностей развития культуры, а анализ взаимодействия,взаимопроникновения культуры и человека, раскрытие сущности человека как творца и творения культуры. Такое понимание предметной области культурологич. учебных дисциплин обусловлено целью и осн. задачами образования, среди к-рых на первое место выдвигается необходимость инкулыпурации (приобщения к культуре) человека. Став носителем культурно-истор. ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает, репродуцирует эти ценности и стремится к творчеству новых культурных реалий. Т.о., в центре культуры находится человек и сама культура является его творением. Переосмысление ценностей в сфере культуры и образования, коренная трансформация системы образования в России, смена основополагающих ориентиров в пед. деятельности — эти процессы требуют осмысления для определения наиболее действенных программ культурологич. подготовки студентов. Анализ особенности реализации К.п. на совр. этапе будет способствовать процессу качественного изменения подготовки интеллектуальной элиты для России.
24. Инновационные процессы в современном образовании.В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы. Первое в инновационном обучении- это развитие способностей на основе образования и самообразования. Фундаментальность, наряду с целостностью и направленностью на удовлетворение интересов личности, образует основные черты новой парадигмы образования. Если в 60- 80-е гг. была характерна формула образования «Знать все о немногом и немного обо всем», то 90-е гг. породили новую формулу- «Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность». Сущностный подход предполагает синтез естественных, гуманитарных и технических наук.(все преподаватели должны действовать в одном направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний с установлением межпредметных связей и целостных представлений. У всех учащихся необходимо вырабатывать привычку саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля, ибо это основные факторы достижения вершины профессионализма. Таким образом, инновационное образование включает в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и развитие творческого потенциала, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитарной), использование новейших информационных технологий.
25. Дополнительное образование.Система доп. Образования: дома, центры детского и юношеского творчества; специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, спортивно- туристические и др.); многопрофильные клубы по месту жительства; творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах; научные общества школьников; туристическо - краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции; досуговые непрофильные объединения; летние лагеря труда и отдыха, оздоровительные, юных математиков, геологов, спортивные. Учреждение доп. образования- это тип образовательного учреждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Задачи :выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к различным видам деятельности; формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.); помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи; решение вопросов профессионального самоопределения школьников, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии; развитие творческих способностей, научных интересов детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.
1.Соц. пед. наука. Истор. станов. и развит. соц. педаг. Нравст, благот как соц. педаг-ое явление.Развит.соц.направлен.в педагогике способс-ло выделен. особой отрасл теории и практики - соц. пед.Соц.пед.–изуч.пробл, связан.с направл-ой деятел-ью субъектавоспит. (родит,лица его замещающ. воспитателя и др), кот.способ-ет проведению человека, начиная с рожден.по этапам соц.развития и дальнейш. становлен.его как гражд. В развитии соц.пед.прослеж. 2направ: личностное и социальное.Социальное:-Социопед-ка–изуч. деятельн. гос-ва и общ-ва по воспит. граждан, отражающаяся в сложившейся законодат-ой базе, создан. инстит-ов воспит, обучен. и проф. подготовки. -Пед-касреды–на формиров. чел. существ. влияноказыв среда его жизнедеят (семья,гос.учрежд.,СМИигруш,друзья,колектив,улица)Личнос. направ.определ. соц. пед. личност: Пед-ка соц. станов-ия личн (чел.развив по законам природы и воспит-ся с учетом соц.среды, общ-ва,индивида)-Соц.саморазвит.чел(от процесса соц. самосовершенств. во многом зависит, какая личность сформируется из этого человека) - Пед.соц-ых отклонен. в формиров. личности- Роль чел.в соц. становлен. Соц. пед. изуч. соц. воспит. чел, котор осуществ. фактич. на протяжен. всей жизни. Термин «соц. пед» введен 1844 нем. учен. Магером, котор. определ. содержание понятия, как соц. воспит. Активно стала употреб. нач 20в. Обуслов.следующсоциокультур. процессами в Европе, Амер: миграц. сельск.насел.в города; эмиграция насел. в обетован. страны; становлен национ. гос; утрата церко. монопольн позиций в сфере морали и воспитан. В России соц. пед, зарод. В конце 19в, получ.развит.внач.20в (Шацкий,Макаренко) Но многие научные идеи не получ. своего развит.и к30 годам соц. пед. как научная отрасль. В совет. врем. понят. соц. пед. в пед. науке отсутствовало. В 1968 соц .пед «Это одно из направл. буржуазной пед. ,котор. заним. изучен. погранич. соц–пед.проблем». В 80-90г 20в соц. пед. начин. актив. развив. В 1991г. В Рос. официал. введен институт соц. пед. В сис. проф. образов. утверждена новая спец-ть «Соц.пед».
История рус. народа показ, что еще в период родоплеменных отнош. стали закладываться традиции гуманного, сострадат отнош к немощ. обездол людям, особ. к дет. С принят.на Руси хрис-ва эти традиции получ. свое закрепл. в различных формах милосер благотвор, «благотвор»«милос», на пер взгляд, очень близки по своему значе, они неявл. синонимами. Милос-готов помочь сострадания, церковь провозг. милос-путь исполн. основной запов "возлюби ближнего как себя самого". милос.- не просто в сострад, сочув. а в реал. пом. В дальнейш. получ. развит. др формы проявл. милос, наиб. значимая –благотвор - оказание частными лицами орган-ми безвозмезд. регуляр. пом. нужд. людям. Благотвор стала одной из важн. состав-х общ-ой жизни практ. Кажд современ. гос-ва, имеющей свою юрид. базу и различ. организ-ые формы. Однако в кажд. стране разв. Благотворит. имеет свои истор. особен.
№2. Индивидуальный подход в соц педагогике:сущность, содержание, особенности реализации.Индивидуальный подход в соц педагогике опирается на п-пы педагогики: п-п природосообразности и п-п принятия ребенка как данность. Это означает признание за реб права на сущ-ние его таким какой он есть, со своими характерологическими особ-ми, учет его псих и физич особенностей. Зная, что ч-к –продукт сложнейшего п-са и довольно длительного, было бы бессмысленным требовать немедленной ломки хар-ра. Основой индивидуального подхода явл. опора на прошлый опыт реб., т.е. здесь важен рефлексивный подход. Рефлексия (лат. reflexus - отражение). Форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. Соц-пед работа с личностью предпол.орг-цию контактов, доверительного и продуктивного общения. При этом основное назначение спец-та –помочь ч-ку понять обстоят-ва, в кот они оказались, мобилизовать внутр. ресурсы, стимулировать и / или организовать при необходимости активные действия по преодолению проблемы. М-ды:
-непосредственные –помощь в ситуациях, когда реб сам не может решить проблему;
- прямые непосредственные –путем прямого вмешательства в тру или опасную ситуацию, когда очевидна необх-ть немедленной защиты прав и дост-ва;
-косвенные непосредственные- без прямого вмешательства. Педагог разъясняет и направляет, а реб сам решает задачу, проблему.
- опосредованные – создание атмосферы защищенности в коллективе, что искл. возникновение проблемы угрозы от сверстников и взрослых.
3.Социализация личности, как соц-пед. явл. Стад, факт, аген, ср-ва и механ. соц.Соц. формир. личн-естеств непрерыв. процесс.От него зависит, каким станов. чел. как личность в какой степени и как он себя реализ. в жизни, как влияет на среду жизнедеятельн. Соц-ия
- процесс станов личности, соц ценностей иопыта(норм, установок, образцов поведения),культуры, присущих общ-ву, соц. общности, групе воспроизводство и обогащение им соц. связей и соц. опыта. Соц-ия рассматр. как процесс условие, проявлен .и результ. соц. формирования личности. Сущест. различ. подходы к выдел. стадий соц-ции. Основания для ее периодизации различны: ведущий вид деятельности, ведущий институт социализации. Наиболее признанной является точка зрения, согласно котор. этапы соц-ции соотносятся с возраст. период-ции жизни чел: выделяют млад-во (от рожд-1), ран. дет. (1-3), дошк. Дет (3-6), млад.шк (6-10), подрос.(10-14), ран. Юнош (15-17), юнош(18-23), молод (23-33), зрелос (34-50), пож. возр.(50-60), старос (60-70), долгожит (свыше 70) Сущест. подход выдел. стадий соц-ии чел. в зависим. от отношен.его к труд. деят-и: возрастные (Ловингер): досоц-ая (млад-во); импульс (ран.дет); самозащ (раннее детство); конформистская (позд.дет/отроч); сознател (отроч/юность); автономная (юность/зрелость); интеграционная (взрослость); по хар-ру отнош. к труд. деят дотрудовая (ран.соц-ия)-до шк, стадия обуч; труд-я -стадия высш. шк, стадия труд. кол-ва; послетруд-ст. выход на пенс, ст. самореализаии на пенсии. На соц-ию чел. значит. влиян. оказыв. след. факторы: Факторы среды. выдел. 3 группы факторов, влияющ. на соц-ию чел: макрофакторы-космос, планет, мир мезоф-этнокультурные, регион. услов ,тип поселения, ср-ва масс-ой коммуникации; микроф-институты соц-ии (семья,дошк.учреж, шк,вуз, труд. коллектив), религиоз. орган-ции, группа сверстников и субкультура. Факторы,обусл-щие самопроявл. личн. на разных возраст этапах-это игра, учен, общен, профессион. деятельнос. Глав. фактором соц. развит. и воспитан. явл. личность.На каждой стадии соц-ии существуют особые агенты: семья, дошк. дет. учреж, шк, труд.колл, группы по интересам. Их раздел. на 2гр: Аг.1 соц-ии - род, брат, баб и дед, близ родст, учит. Особенно велика роль первичной соц-ции на раннем этапе становления и развития личности. Аг 2 - руководит,официал представит. гос, его органов (армия,милиция) Аг. осущ. 2фун-ии: обучен и контроля. Соц-ия осущес. через ряд механизмов. Выделяют соц-псих мех: подражание, внушение, различ. соц. институты как мех. соц-ии: шк, семья. Все они складыв. в универсальные мех.соц-ии:традиц-ый, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Соц-псих. мех можно раздел. на осознаваемые и неосознаваемые, К неосоз. мех, прояв. себя в ран. дет, в дошк. Пер (внушен,псих.зараж,подраж) Зараж-бессозн-ая, невольная подверж-ть индивида опред.психич.состоян, проявл.не осознан. принятием какой-либо информации или образцов поведения" а путем передачи определ. эмоционального состояния. Внуш. представ. собой особый вид эмоц-волевого целенаправ. неаргумент-ого воздействия 1чел. на др.или гр.людей. Подраж.такой способ воздейс.люде др.на др,в резул.кот.проис.воспроиз индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. По мере роста и формиров. сознания и самосознания у индивида начин. складываться оценочное, избират. отношен.к окружению,его нормам, ценностям, ролевым предписаниям. В услов.груп-го общен. эта избирательность к нормам, ценност своего окружен. находит проявлен в таких соц-псих феноменах, одноврем.в ыпол-щих функции мех-ов соц-ии, как референтная группа, престиж, авторитет, популярность. Группы на которые индивид ориентируется в своем поведении, норм и ценностей которых придерживается.
4. Воспитание как институт социализации: виды воспитания, системы воспитания, воспитательные организации..Социализация- развитие соц. Природы ,и характер индивида и подготовка человеческого материала к соц.жизни.Социализация- проявляется в адаптации к обществу и обособлению в конкретном обществе. Соц. Адаптация предполагает согласование требований среды к человеку,к отношениям, процесс и результат становления индивидуальности социального существа. Обособление- отделение Личности от общества, автономизация и результатом потребность Человека проявит свои взгляды, привязанности, самостоятельно решать вопросы своей жизни, самореализация личности- процесс и результат обособления, становления человеческой индивидуальности. Социализация : - адаптация (социальное существо) обособление (индивидуальность)Т.о. в процесс социализации изначально заложен внутренний конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью её обособления от общества. Этапы Социализации. Процесс социализации по этапам можно соотнести с возрастными периодами: младенчество, раннее детство, среднее , …пожилой возраст.Формы социализации –протекает взаимосвязано и личностью и огромными условиями разл. влияющих на его развития : (по Мудрику)- мега факторы(космос); - макро факторы(страна,этнос,общ-во, государство); мезо факторы(большие группы людей, выделяемые во-первых по местности и типу поселения(город, село,район, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ, по принадлежности к тем ли иным субкультурам; микро факторы:семья,соседи, группа сверстников, воспитательная организация, религиозная, части организации. Средства социализации. Социализация осуществляется большим набором средств, содержание очень специфично для определенного общества, слоя, страны. Особенности:1.Способы вскармливания младенца и ухода за ним 2. отличаются бытовые умения 3. окружающие человека продукты материальной культуры 4. Элементы духовной культуры5. Стиль общения и содержания 6. Методы и средства поощрения и наказания в семьеКаждое общество вырабатывает свой набор санкций, т.е. предписания запретов, мер принуждения и способов выражения отличий. С их помощью поведение человека приводится к тем нормам и требованиям в той культуре , где живет человек. Механизмы социализации. Импринтинг-запечетление человеком на подсознательном уровне особенностей воздействующих на человека жизненно важных объектов. Подражание-следовательно на сознательном уровне Идентификация-ролевая
РЕФЛЕКСИЯ— термин, означающий следующее: 1. Обращенность сознания человека на познание себя самого, в частности собственных психических состояний и процессов человека. 2. Размышления человека над собственным жизненным опытом, анализ своих переживаний, чувств и поступков. Традиционный механизм социализации (стихийной) – усвоение человеком норм, стериотипов, эталонов, которые характенны для этого ближайшего окружения и человек следует им. Институциональные взаимодействия- человек с социальными институтами ( армия, семья) Стилезованный – действует в рамках определенной суб.культуры.
Межличностный – в процессе взаимодействия Ч с субъектами значимыми для него лицами. В целом процесс социализации можно представить как совокупность 4 состовляющих
1. Стихийная социализация и под влиянием суб. Обстоятельст. 2.Относительная направляемая социализация , когда государство принимает орган 3. Относительно соц. Контроля т.е. воспи
тания 4. Самосовершенствование Л или саморазрушения
5Семья как институт социализации личности. Воспитание в различных по структуре семьях.Семья явл. важн. Институтом соц-ции личности. Именно в семье чел. получ. первый опыт соц. взаимодейс. На протяж. определ. времени семья явл. для реб. единств. местом получ. такого опыта. Соц-ция в семье происх. как в результ. целенаправлен. процесса воспит, так и по механизму соц. научения. Сам процесс соц. научения идет по двум основ. направлен. С одной стороны приобретение соц. опыта идет в процессе непосредственного взаимодейс. реб. с родит, брат, сестр, а с другой—осущест. засчет наблюд. особенн. соц. взаимодейс. других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развит.личности реб. Выдел. 2 типа дефор-ии семьи: структурную и псих-ую. Структурная деф. Семьи - нарушение ее структурной целостности, связывается с отсутствием одного из родителей. Псих-ая деф. семьи связана с наруш. сис. межличнос. отнош. вней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок. Псих. деф. семьи, наруш. сис. межличн. отношений и ценностей в ней оказыв. мощнейшее влияние на негативное развит. личности реб, подростка, приводя к различ. личностным деф-ям от соц. инфантилизма до асоц. и делинквентного поведения. На формир. личности реб. в семье оказыв. влияние факторы:-субкультурные (состав семьи, кровно-родственные связи членов семьи, жизненные условия, морально-псих. климат в семье) -воспитат. возможн. Родит (собствен.опыт семейн. воспит, пед. подготов. родит, готовн. и способ родит. к воспит)-факторы, обусловленные непосредственной воспитат. деятел. Родит (уход за реб, преоблад. тип семейн. воспит, умен. создавать условия для развит, воспит. реб) -детский фактор (своеобразие реб, особен. положен. реб. в семье) Воспит. реб. в семье формир. становл. его как личности, развит. индивид-ти. Семейн. воспит воспит. дет, осущест. родит, лицами их замещающими. Семейн. взаимоотн. это отношения на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятел. и общения. Типы семейн. отнош: диктат, опека, мирное сосуществ, сотрудничество В традиционной семье воспит. уважение к авторитету старших;пед.воздействие осуществ. Сверху вниз. Основ. требован. явл. подчинен. Итогом соц-ции реб. являет. способность легко вписаться в «вертикально-организованную»общест-ую структуру. Дети легко усваив. традиц. нормы, но испыт. трудности в формиров. собств. семей. Они не инициативны, не гибки в общен, действуют ,исходя из представления о должном. В детоцентрической семье глав. задач. родит-обеспеч «счастья ребенка» Семья сущес. только для реб. Воздействие осуществ. снизу-вверх (от реб. к род) В результ. у реб. формир. выс. самооц. собств. значимости, но возрастает вероятность конфликта с соц.окружен.за пределами семьи. Поэтому реб. оценивает мир как враждебный. Очень велик риск соц. дезад-ции (учебной дезад-ции реб. после поступ. в шк. Высоко оценивается супружеская (демократическая)семья. Цель - взаимодовер, принятие. Автономность членов. Воспитат. воздейс. «гориз-ое», диалог равных: род и реб. В сем. жизни всегда учит. взаимные интересы, чем старше реб, тем бол. его интересы учитыв. Итогом такого воспит. явл. усвоение реб. демократ-их ценностей, гармонизация его представлен.о правах и обязанностях, свободе и ответствен, развит. активнос, самостоят, доброжел, уверен.в себе и эмоцион. устойчивости, у этих детей может отсутствовать навык подчинения соц. требован.Они плохо адаптируются в среде, построенной по«вертикальному»принципу ( т.е. практич. ко всем соц.институтам).
6.Типичные ошибки семейного воспитания, способств.формиров.девиантного поведения.Негативные последствия воспитания нередко обусловливают 'типичные ошибки семейного воспитания — действия (бездействия),которые осущест.род.в интересах воспит. реб. При этом сами род. негативной роли «воспит. деятел» не осознают или делают вид. К ошибкам относятся:-недооценка роли личного примера родит;-отсутст. единства требован.в воспитат. деятел. родит; -отстранение дет. от посильного дом. труда;-неумен. пользов. метод. воспит, особ. поощре,наказан;-примен. физ. Наказан;-отсутс. такта в отношен.с реб;
-ссоры родв присутствии детей;-неправил. повед. отдельных род. в быту (пьянство,скандалы); -переоцен.род.своих воспитат. возможн; -неоправдан. идеализация своих дет (мой реб.самый умный,талантл) Повыш. воспит. возможн. семьи способс а)подготовка молодых людей к семейн. жизни. Включает комплекс мер: -формиров. педагогических знаний у будущих родителей: понимание важности авторитета родителя; общие представления о воспитании ребенка (подростка); психология половых различий для развития половой идентичности дет, различия муж, жен. для нормализации супруж. отнош; особенности личности реб. и их проявления; границы дозволен.
-овладение род. ср-ми и метод. воспит. раб. с реб. на разных этапах его возраста
б)поддержание нравствен. климата в семье; в)псих. нравствен. подготовка к рождению ребенка; г)обеспечен. взаимодейс. семьи, дет. сада, шк; д)обеспеч. единства и согласованности воспитат. усилий родит; е)формирование критического подхода родителей к своей пед0гогиической деятельности, разумного поиска путей совершенствования воспитания детей.
7.Адаптац, дезадап. и реадап чел. Типич. проявл. дезадапт детей и подростков.Соц. пед-ка изуч. проблему соц. адаптац. – активного приспособлен. чел. к условиям соц. среды, благод. кот. созд-ся наиболее благоприят. услов. для самопроявлен.и естественного усвоен, принят. целей, ценностей, норм и стилей поведен, принят. в об-ве. Особ. значен. имеет соц. адапт. реб.– процесс и результат согласования индив-ых возмож.
и состоян. реб. с окруж. миром, приспособ. его к среде, новым услов. жизнедея-ти, структуре отношен. в опред. соц-псих. общностях, установ. соответ-ия поведен. принятым в них нормам и правилам.
Дезад.–исчезн-ие, уничтож, полным
отсутств. значит. реже употреб-ся как пониж-ие, уменьш. Чаще под дезад. поним. несоответ. соц-псих. и психофиз-го статуса чел. требов-ям ситуац. жизнед-ти который в свою очередь не позволяет ему адап-ся в услов. среды его существования. Дезад. явл. внеш. харак-кой какого-либо неблагополуч. чел, которая находит выражение в его нетипичном поведен, отношении и результат-ти деятел. в данн. услов-ях среды. Преодолен. дезад. представляет собой реадап.. Реадап.- восстанов. адап-ных возможнос чел. под воздействием каких-либо факторов, в том числе и вследствие направл-ой самоакти-ти. Реадап. чел рассмат как процесс, проявлен.и результ адап, дезадап, реадап. свойст-ны кажд. чел. Они проявл. в различн жизнен. ситуац, помог. усваивать или утрачиват опред. соц.нормы
и правила, приобрет. или терять соц.опыт.