Тема 21. Расследование преступлений, посягающих на чужое имущество.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию в интерактивной форме необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем.
Вопросы:
1. Родовая криминалистическая характеристика преступлений, посягающих на чужое имущество.
2. Методика раскрытия краж.
3. Методика раскрытия грабежей и разбоев.
4. Методика раскрытия мошенничества.
Темы докладов:
1. Использование специальных познаний при расследовании квартирных краж.
2. Использование специальных познаний в ходе расследования грабежей.
3. Негативные обстоятельства и использование информации о них в процессе расследования краж.
Форма занятия – работа в малых группах «Решение задач».
Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие расследования преступлений; определить комплекс следственных и иных действий, необходимых при расследовании отдельных видов преступлений; понять, в чем значение и содержание первоначального и последующего этапов расследования убийств и других преступлений против личности. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять и анализировать основные приемы планирования расследования и проведения следственных действий на различных этапах расследования преступлений, посягающих на чужое имущество.
Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: каждая группа получит описание ситуации, необходимо обсудить, как нужно поступить в этой ситуации, подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории.
Преподаватель раздает студентам задачки из упражнения «задачи». Можно раздать одинаковые задачи всем группам, и сравнить мнения групп. Количество задач для одной группы преподаватель определяет самостоятельно.
По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.
Студенты работают в группе. Аудитория делится на малые группы по 3-4 студента в группе. Желательно, чтобы в одной группе оказывались студенты, которые мало общаются друг с другом (это поможет группе избежать разговоров на отвлеченные темы).
Оценка успешности учебной деятельности осуществляется путем присвоения баллов группе, наиболее развернуто и точно решившей представленную задачу.
Форма представления студентами конечного результата – заключение.
Дидактическое /техническое оснащение:
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Российская газета. № 113. 18.06.1996*;
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. № 249. 22.12.2001*;
Криминалистика: Практикум / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристъ, 2005*.
Готовясь к занятию по теме «Расследование преступлений, посягающих на чужое имущество» студентам необходимо уяснить следующие основные положения:
Как известно, действующее законодательство предусматривает ответственность за хищение чужого имущества, которое дифференцируется в зависимости от того, каким способом совершается посягательство на отношения собственности: тайное или открытое, насильственное или ненасильственное. В связи с этим студент должен правильно ориентироваться в таких понятиях, как «кража», «грабеж», «разбойное нападение».
Студенту необходимо уяснить понятие кражи и представить криминалистическую характеристику данного преступления, рассмотрев такие ее составляющие, как сведения об обстановке совершения преступления, информация о личностях преступника и потерпевшего. Особое внимание следует уделить изучению перечня обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании краж: обстоятельств, связанных с поведением преступника в условиях совершения преступления, обстоятельств предкриминального характера, обстоятельств посткриминального характера.
Необходимо охарактеризовать основание для возбуждения уголовного дела по краже и основания для проведения доследственной проверки материалов, назвать типичные следственные ситуации, которые определяют основные направления деятельности следователя и оперативных работников по конкретному делу.
Поскольку возникновение той или иной следственной ситуации обуславливает необходимость производства определенных следственных действий, студент должен знать первоначальные следственные действия, проводимые в каждой из ситуаций.
В рамках темы студент должен усвоить содержание последующего и заключительного этапов расследования краж.
Студенту необходимо уяснить понятия грабежа и разбойного нападения, рассмотреть основные структурные элементы криминалистической характеристики данных преступлений.
В рамках темы целесообразно назвать основные типичные ситуации, возникающие по делам о грабежах и разбоях, и перечислить основные типовые следственные версии, выдвигаемые для разрешенияперечисленных следственных ситуаций. Нелишним будет и рассмотрение системы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в типичных ситуациях по делам о грабежах и разбоях.