Принцип природосообразности воспитания

ПРИНЦИП ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Идея о необходимости гуманизации воспитания до­вольно отчетливо выражена уже в трудах чешского педа­гога Яна Амоса Коменского, а начиная с эпохи Просве­щения (XVIIIв.) она приобретает все большее распрос­транение в работах педагогов различных стран. Наиболее последовательно эта идея отразилась в теориях свобод­ного воспитания французского мыслителя XVIII в. Жан-Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого, а в XX в. в гуманистической психологии и в гуманистической педа­гогике.

В русле социальной педагогики принцип гуманисти­ческой направленности воспитания предполагает после­довательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостотельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личнос­тью и коллективом в воспитательном процессе на осно­ве субъект-субъектных отношений.

Реализация принципа гуманистической направленно­сти воспитания оказывает положительное влияние на ста­новление детей, подростков, юношей, на все аспекты их социализации.

В случае последовательной реализации этого прин­ципа:

-именно воспитание в определенной мере опреде­ляет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и цен­ности, а не асоциальные или антисоциальные норма­тивно-ценностные и поведенческие сценарии;

-воспитание получает определенные возможности создать условия для эффективной реализации себя че­ловеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в по­зитивном аспекте;

-воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса меж­ду адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации;

-воспитание получает возможность в определенной мере не допустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать по­следствия этих столкновений, т.е. уменьшить риск пре­вращения человека в жертву неблагоприятных усло­вии социализации.

Реализация принципа гуманистической направленно­сти воспитания в практике эффективно влияет на раз­витие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного до­стоинства, ответственности, терпимости; на формиро­вание личности — носителя демократических и гуманис­тических отношений в обществе.

В более широком аспекте реализация принципа гума­нистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества, что способствует уменьшению антагонизмов в обществе и объединению ресурсов человечества в борьбе за соци­альный прогресс.

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Идея о необходимости природосообразности воспи­тания зародилась в античности и дошла до нас в произ­ведениях Демокрита, Платона, Аристотеля.

Принцип природосообразности воспитания сформу­лировал в XVII веке Ян Амос Коменский, и он получил широкое признание в педагогике XVIII-XIX веков.

Развитие наук о природе и человеке в XX столетии существенно обогатило содержание принципа природо­сообразности воспитания. Особую роль сыграло созда­ние выдающимся отечественным ученым В.И.Вернадс­ким учения о ноосфере.

Ноосфера, т.е. сфера разума — понятие, отражающее такую стадию развития биосферы, на которой сознатель­ная деятельность человека влияет на появление и решение глобальных проблем.

Современная трактовка принципа природосообразно­сти воспитания предполагает, что оно должно основы­ваться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими за­конами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

В соответствии с принципом природосообразности вос­питания у человека необходимо культивировать опреде­ленные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее су­щественно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

- осознавал себя гражданином Вселенной;

- понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;

- осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятель-
ности человеческих сообществ;

- имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

- формировал у себя личную ответственность за
ноосферу как среду и продукт человеческой жизнеде­ятельности;

- осознавал самого себя как субъекта, творящего
ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сбе­регающего и воспроизводящего ее.

Наши рекомендации