И развитие системы социального партнерства

В законе «О коллективных договорах и соглашениях» (ч.2 ст.2) дается определение понятия соглашения,которое в отличие от коллективного договора характеризуется как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии.Иначе говоря, соглашения содержат обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Таким образом, речь идет о системе партнерства на более высоком уровне, нежели рамки предприятия (организации, учреждения)[61].

Становление механизма социального партнерства в России специалисты связывают с началом реформирования экономики. Именно в конце 1991 - начале 1992 гг. прошли консультации представителей различных профсоюзных объединений и объединений работодателей (Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов и др.), Правительства РФ по вопросу регулирования социально-трудовых отношений в условиях начинающихся реформ. В статье 18 упомянутого Закона перечисляются различные виды соглашений. В зависимости от сферы регулируемых отношений и характера вопросов, подлежащих решению, их можно подразделить на генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), профессиональные тарифные, территориальные и иные.

Генеральное соглашениеустанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений. Участниками соглашений на федеральном уровне могут выступать общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации.

Региональное или территориальноесоглашение определяет общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации или определенной территории. Его участниками могут быть соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти Российской Федерации. Эти соглашения представляют собой акт соответствующей дифференциации трудового права. К примеру, установление условий регулирования социально-трудовых отношений районов Крайнего Севера, зон Чернобыльской аварии и т.д. Таким образом, территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашениеустанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Его участниками на федеральном уровне являются соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации участниками отраслевого соглашения выступают соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей и их представители, орган по труду субъекта Российской Федерации.

Профессиональные тарифные соглашенияопределяют нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников каких-либо профессий. В состав его участников на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации входят соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей и их представительные органы, соответствующий орган по труду.

По количеству участников соглашения могут быть трехсторонними и двусторонними. В трехсторонних соглашениях представители исполнительного органа власти являются не просто посредниками между работниками и работодателями. Они также берут на себя от имени исполнительного органа власти определенные обязательства.

В соответствии со статьёй 21 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», а также пунктов 7, 8 Положения о порядке подготовки заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений, утвержденного постановлением Правительства РФ № 647 от 12 июля 1993 года (с изменениями и дополнениями)[62] в соглашение рекомендуется включать следующие положения:


- оплата, условия и охрана труда, режим труда и отдыха;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, обусловленных соглашением;

- доплаты компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

- содействие занятости, переобучению работников;

- обеспечение экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве;

- специальные мероприятия по социальной защите работников и членов их семей;

- соблюдение интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

- льготы предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);

- развитие социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядок внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединение к нему, содействие заключению коллективных договоров, предотвращение трудовых конфликтов и забастовок, укрепление трудовой дисциплины.

Вместе с тем данный перечень может дополняться сторонами соглашений, корректироваться, а также содержать положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам.

Все принятые и подписанные положения отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений ложатся в основу для разработки конкретных коллективных договоров предприятий, учреждений, организаций.

Содержание Генерального соглашения определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций между представителями Правительства России, общероссийскими

объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. Положения Генерального соглашения носят программный характер, формируя общие принципы социально-экономической политики, направления сотрудничества по созданию условий для решения указанных программных вопросов. Все они должны учитываться при проведении коллективно-договорной кампании на отраслевом уровне и на предприятиях, учреждениях, организациях. Общие правила подготовки, порядка и сроков разработки и заключения коллективных соглашений регламентируются Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. ст. 7 и 20), а также указанным ранее Положением.

Для заключения коллективного соглашения необходимы последовательные стадии:

- создание комиссии;

- проведение коллективных переговоров;

- подготовка проекта соглашения;

- заключение соглашения;

- уведомительная регистрация.

При наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников состав комиссии со стороны работников определяется по согласию между этими представителями.

Порядок, сроки разработки и заключения коллективных соглашений определяются соответствующими комиссиями и оформляются их решениями. Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается представителями сторон.

Если согласие не достигнуто в семидневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать соглашения от имени представляемых ими работников (ст. 20 Закона РФ о коллективных договорах).

Любая из договаривающихся сторон вправе за 3 месяца до окончания срока соглашения внести другим сторонам письменное уведомление о начале переговоров по заключению новых соглашений. После получения письменного уведомления стороны в течение семи дней должны начать переговоры по заключению коллективного соглашения любого уровня.

Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры, предусмотренные действующим законодательством.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется представителями работодателей - участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, в Министерство труда и социального развития РФ, а соглашение, заключенное на уровне субъекта РФ, — в орган по труду субъекта РФ для уведомительной регистрации.

Заключенные соглашения вступают в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения и порядок контроля за его выполнением определяются сторонами в соглашении. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют те, которые представляют наиболее благоприятные для работников условия.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее 50 процентов отрасли, профессии, министр труда РФ имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на них с момента получения предложения (ст. 22 Закона РФ о коллективных договорах).

Одним из важнейших элементов реализации всех положений заключенного соглашения любого уровня является контроль. Функциями контроля законодательством наделены стороны соглашений и их представители, а также соответствующие органы по труду.

Правом контроля обладает также Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Она регулярно рассматривает ход выполнения Генерального соглашения и систематически информирует о результатах его выполнения через средства массовой информации[63].

Порядок проведения контроля за реализацией отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений устанавливается отраслевыми комиссиями самостоятельно (п. 36 Положения). Таким же образом осуществляется контроль за ходом выполнения соглашений на территориальном и профессиональном уровнях.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Как уже отмечалось, в ноябре 1991 г. был издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В соответствии с его положениями и постановлениями Правительства РФ в 1992 г. начала работу Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Задача этой комиссии (по замыслу ее создателей), в принципе, состояла в том, чтобы реализовать на практике идею социального партнерства.

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (представителей правительства, профсоюзов, работодателей) призвана определить на основе компромиссов наиболее реальные и действенные пути выхода из спорных (конфликтных) ситуаций и постоянно поддерживать оптимальное равновесие социального взаимодействия.

«Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» первоначально утверждено постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 14 июля 1993 г.[64] Затем постановлением Правительства от 1 декабря 1994 г. утратило силу, и было утверждено новое Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений[65].

Время и проходящие в стране социально-экономические преобразования предопределили принятие нового правового акта в этой части. Указом Президента РФ от 21 января 1997 г. № 29 было утверждено новое Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений[66], вступившее в силу 28 января того же года (далее - Положения и Комиссия).

По инициативе и рекомендации Международной организации труда (МОТ) в сентябре 1994 г. в нашей стране был утвержден Координационный совет российских объединений работодателей. Его главная цель - координация их действий в сфере социально-трудовых отношений, представление их интересов во взаимоотношениях с профсоюзами и другими организациями работников, органами государственной власти и управления.

Согласно Положению, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом социального партнерства в России, образованным в соответствии с законодательством общероссийскими объединениями работодателей, Правительством Российской Федерации. В данном случае каждому из субъектов социального партнерства отведена соответствующая роль[67].

Правительство РФ, представляющее интересы государства, должно обеспечить принятие нормативно-правовых актов с определенными правовыми гарантиями в социально-трудовых отношениях (условия труда и отдыха, оплата труда, социальное обеспечение и др.).

Предприниматели соответственно защищают свои интересы и должны нести ответственность за поступательное развитие производства и обеспечение выполнения партнерских обязательств перед работниками.

Трудящиеся (работники), интересы которых преимущественно представляют профсоюзы, отстаивают свои профессиональные и социальные права.

Состав упомянутой Комиссии формируется на основе соблюдения принципов паритета и равноправия сторон, полномочности представителей. Ее основными целями являются:

- выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики;

- развитие системы социального партнерства;

- содействие урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).

Реализация указанных целей должна осуществляться через решение основных задач. Среди них:

- ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение Генерального соглашения между представителями общероссийских профсоюзов[68], общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, осуществление контроля за его выполнением;

- урегулирование разногласий, возникающих при заключении и реализации отраслевых (тарифных) соглашений, оказание содействия соответствующим трехсторонним комиссиям при заключении отраслевых и территориальных соглашений;

- недопущение в соглашениях ухудшения условий труда и нарушения социальных гарантий, установленных законодательством;

- проведение предварительных трехсторонних консультаций и обсуждение проектов федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации по вопросам социально-экономической политики регулирования социально-трудовых отношений;

- изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области труда и социального партнерства.

В рассматриваемом Положении определены права Комиссии, которая для выполнения возложенных на нее задач правомочна:

1) давать рекомендации федеральным органам государственной власти о принятии в установленном порядке нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений;

2) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

3) взаимодействовать с отраслевыми и региональными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, оказывать содействие в их деятельности и развитии социального партнерства на отраслевом и региональном уровнях;

4) получать от Госкомитета РФ по статистике, Министерства труда и социального развития РФ информацию о социально-экономическом положении в стране, в различных регионах и отдельных отраслях экономики, необходимую для ведения коллективных переговоров и подписания Генерального соглашения и др.

Положением предусмотрена должность Координатора Комиссии, который утверждается Президентом РФ и не является ее членом, однако имеет достаточно широкие полномочия, в частности, следующие:

- обеспечивает взаимодействие сторон и достижение согласия между ними при выработке решений Комиссии;

- утверждает по предложению сторон перечень и состав рабочих групп (и их руководителей);

- председательствует на заседаниях Комиссии и организует ее работу.

При этом следует отметить, что Координатор Комиссии не вмешивается в оперативную деятельность сторон, входящих в Комиссию, и не принимает участия в голосовании.

Кроме того, каждая из сторон для обеспечения оперативного взаимодействия с другими сторонами избирает координатора стороны и его заместителя, которые являются членами Комиссии.

Однако следует отметить, что возводимое сверху здание социального партнерства на основе простого заимствования западных моделей при отсутствии достаточно разработанной в этом отношении российской концепции на практике пока оказывается недостаточно эффективным. В качестве примера можно привести проблему неплатежей, которой занимались практически все, а действенного механизма по их устранению, к сожалению, так до сих пор и не выработано. Если говорить об основных направлениях деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, то к ним относятся:

- развитие рынка труда и содействие занятости трудоспособного населения;

- создание финансовой базы для необходимой социально-экономической поддержки потерявших и ищущих работу граждан;

- разработка и реализация политики занятости;

- охрана труда и экологическая безопасность;

- развитие социального партнерства и др.

Наши рекомендации