Основные функции органов ученического самоуправления

Общешкольная ученическая конференция

1. Периодичность проведения – 1 раз в год или по необходимости для обсуждения и решения важных вопросов.

2. Рассматриваемые вопросы связаны с участием учащихся в самоуправлении.

3. Формирует избирком, определяет ход избирательной кампании, ее сроки, утверждает правило формирования кабинета министров.

4. Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы школы.

5. Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие деятельность ученического коллектива.

6. Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности.

Президентский совет.

1. Координирует деятельность министерств, мэрий городов.

2. Планирует и организует внеклассные мероприятия.

3. Организует и контролирует самообслуживание учащихся, дежурство по школе, следит за порядком в холлах, рекреациях, кабинетах и на территории школы.

4. Организует шефство над ветеранами войны и труда.

5. Организует работу пресс-центра.

6. Заслушивает отчеты министерств, мэров городов.

7. Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии с Уставом школы, настоящим Положением.

Обязанности органов ученического самоуправления.

Президенторганизует работу всех министерств (министерство науки и образования, министерство культуры, министерство информации и печати, министерство труда, министерство спорта, министерство заботы), координирует их деятельность, решает вопросы, относящиеся к компетенции исполнительной власти, периодически созывает заседания кабинета министров, заслушивает отчеты, принимает решения, связанные с деятельностью школьной республики и проблемами учащихся.

Как формируется министерство.

1. В каждом классном коллективе (8-11 класс ) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, культура, спорт, информация, труд, забота

2. В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав школьного министерства (таким образом, в каждом школьном министерстве есть представитель от каждого класса).

Классное ученическое (городское) собрание.

Обсуждает вопросы жизнедеятельности своего города (класса), учебы, внеурочной деятельности, взаимодействия с органами школьного самоуправления, родительской общественностью. Каждый ученик – житель города, имеет право высказываться, быть услышанным и влиять на принятие решения. Главное в работе собрания – обсуждение наболевших проблем, открытая и честная дискуссия, выработка коллективного решения, обязательного для всех. На собрании города избирается голосованием (открытым или тайным) мэр и мэрия города, распределяются поручения.

Мэрия города-класса.

Мэр и его команда, избранная большинством голосов, планирует деятельность всего коллектива с учетом интересов одноклассников, организует ее выполнение, регулирует, анализирует и оценивает ее.

Координация деятельности и развитие системы ученического самоуправления, взаимодействие с педагогическим коллективом, родительской общественностью.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо не столько совершенствовать его схему (нет схемы, которая срабатывала бы сама), сколько заниматься воспитанием личности, по словам Гегеля, способной «выполнить себя», с яркими лидерскими качествами, способной развиваться, самосовершенствоваться во благо окружающих, во благо общества.

· Директор школы отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления, регулируя процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

· Зам. директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции воспитательной системы школы и модели ученического самоуправления, занимается вопросом методического обеспечения и обучения актива школьников, сотрудничает с классными руководителями, выбирая в каждом классе наиболее эффективную систему самоуправления.

· Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как важнейший специалист, непосредственно реализующий воспитательные программы различной направленности в школе.

· Классный руководитель имеет возможность хорошо изучить интересы детей, найти путь поддержки их инициатив, помочь детям реализовать их.

· Особую роль призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям он помогает выявить лидерские, организаторские способности детей, организует систему психологической поддержки активистов, консультирует классных руководителей.

· Родительская общественность, РК школы, принимая активное участие во всех значимых мероприятиях школы, всегда бывают в курсе процессов, идущих в большом школьном коллективе, имеют свои мнения, суждения, высказывают предложения, предлагают свою помощь.

Основное содержание деятельности ученического самоуправления.

Мероприятия Сроки Ответственные и исполнители Ответственные министерства
День знаний   1 сентября Зам. директора по ВР Педагог организатор Министерство культуры
Заседание Совета старшеклассников Сентябрь Зам. директора по ВР Педагог-организатор  
Формирование, планирование, организация деятельности органов ученического самоуправления, школьных объединений, клубов и отрядов.     Сентябрь     Зам. директора по ВР МО классных руководителей      
Месячник «Внимание, дети!» Сентябрь Май Зам. директора по ВР, педагог-организатор Руководитель отряда   Министерство информации и печати  
  День Милосердия   1 октября Зам. директора по ВР, педагог-организатор МО классных руководителей   Министерство заботы  
Праздник первоклассников «Чему учат в школе?» Октябрь   Педагог организатор   Министерство заботы Министерство культуры
День учителя «Учитель, перед именем твоим..» Октябрь Педагог организатор   Министерство культуры Министерство науки и образования
  День матери   Ноябрь Зам. директора по ВР, педагог-организатор МО классных руководителей   Министерство заботы Министерство культуры    
День согласия и примирения Ноябрь Зам. директора по ВР МО классных руководителей   Министерство заботы Министерство информации и печати
Новогодний бал Фестиваль ремесел (в рамках Недели науки и творчества)   Декабрь     Зам. директора по ВР, педагог-организатор   Министерство заботы Министерство культуры  
Всемирный день борьбы со СПИДом Декабрь Социальный педагог Зам. директора по ВР Педагог организатор Министерство информации и печати Министерство здравоохранения
Новогодний серпантин Декабрь Зам. директора по ВР Педагог организатор   Министерство заботы Министерство культуры
Месячник военно-патриотического воспитания (по отдельному плану)   Январь-февраль Зам. директора по ВР МО классных руководителей Педагог организатор Министерство заботы Министерство информации и печати
Конкурс классных уголков и кабинетов Январь   Зам. директора по ВР Педагог организатор Министерство информации и печати
«Мы с папой – богатыри!» Февраль Зам. директора по ВР, педагог-организатор Министерство спорта
День влюбленных   Февраль   Педагог-организатор   Министерство информации и печати Министерство культуры
Вечер встречи выпускников Февраль   Зам. директора по ВР Педагог организатор Министерство культуры
«Любимые и дорогие» Март Зам. директора по ВР, педагог-организатор Министерство культуры Министерство заботы
Общешкольный конкурс «Мисс очарование» Март Зам. директора по ВР Педагог-организатор Министерство культуры Министерство заботы
Месячник борьбы с наркоманией, токсикоманией (по отдельному плану) Март Социальный педагог Зам. директора по ВР Министерство информации и печати Министерство здравоохранения
«Большие Семицветные игры» (общий сбор объединения) Апрель   Зам. директора по ВР, Педагог-организатор Министерство культуры Министерство заботы
Всемирный день здоровья.   7 апреля Зам. директора по ВР, педагог-организатор Министерство информации и печати Министерство здравоохранения Министерство спорта
День Земли Апрель Зам. директора по ВР, педагог-организатор   Министерство информации и печати Министерство труда
День Воды Апрель Зам. директора по ВР, педагог-организатор   Министерство информации и печати Министерство труда
День Птиц Апрель Зам. директора по ВР, педагог-организатор   Министерство информации и печати Министерство труда
  День Победы     Май Зам. директора по ВР, педагог-организатор МО классных руководителей Министерство культуры Министерство заботы Министерство информации и печати
Школа актива Конкурсы: «Класс года», «Ученик года», «Самый здоровый класс», «Некурящий класс»   Май   Зам. директора по ВР, педагог-организатор МО классных руководителей Министерство культуры Министерство заботы Министерство информации и печати Министерство здравоохранения
  Конкурс рисунков «Мои родители», «Моя семья»   Май Зам. директора по ВР, педагог-организатор Учитель рисования Классные руководители   Министерство культуры  
Торжественная линейка «Звени, звонок последний!» Май   Зам. директора по ВР Педагог-организатор Министерство культуры
Выпускные балы в 9 и 11 классах. Июнь Зам. директора по ВР Педагог-организатор Министерство культуры
«Портфолио класса» В течение года Зам. директора по ВР Педагог-организатор МО классных руководителей Министерство культуры  
Озеленение здания школы и школьного двора В течение года МО классных руководителей Зам. директора по ВР Педагог-организатор   Министерство труда
Проведение утренней зарядки В течение года Учителя физкультуры Зам. директора по ВР Педагог-организатор Министерство спорта
Организация шефской работы с ветеранами в микрорайоне   В течение года   Педагог-организатор   Министерство заботы    
Организация шефской работы с одиноко проживающими жителями микрорайона   В течение года   Педагог-организатор     Министерство заботы  
Организация трудовых десантов в школе, микрорайоне школы В течение года   Классные руководители Зам. директора по ВР Педагог-организатор   Министерство труда  
Операция «БУНТ» (большая уборка нашей территории)   1 раз в четверть   Зам. директора по ВР Классные руководители Педагог-организатор   Министерство труда  
Работа по благоустройству пришкольной территории и эстетическому оформлению школы   В течение года     Классные руководители     Министерство труда  
Выступление агитбригады отряда ЮИД   В течение года     Руководитель отряда   Министерство информации и печати
Проведение классных часов по ПДД В течение года Зам. директора по ВР Классные руководители Министерство информации и печати

Начинается новый учебный год с проведения общешкольной ученической конференции. Куда приходят делегаты от городов-классов, уполномоченные принимать ответственные решения. Они оценивают деятельность президентского совета, называют лучшие мероприятия, акции, праздники, вносят предложения по планированию работы на будущий год, высказывают пожелания в работе заместителю директора по воспитательной работе, педагогу-организатору, директору школы, работникам школьной столовой. На конференции выбирают избирком и его председателя для организации и проведения выборов президента на новый учебный год. Избирком назначает сроки избирательной кампании, вводит правила ведения агитации, регистрирует кандидатов.

Избирательная кампания – яркая игровая деятельность, в которую вовлекаются все учащиеся, педагоги.

Мэры городов и президент приносят клятву. Один раз в две недели собирается совет мэров, отчитывается перед президентским советом о том, как идут дела, о своих достижениях, о выполнении порученного.

Президентский совет школы практикует открытые заседания «Разговор начистоту» в классах, где учащиеся часто нарушают дисциплину, совершают антигуманные поступки, употребляют нецензурные выражения, имеют вредные привычки, не участвуют в жизни школы.

Ученическое самоуправление оживляет и разнообразит школьную внеурочную деятельность новыми традициями. Но и старые традиции поддерживаются и продолжаются: День Учителя – общешкольный праздник, который полностью берет на себя школьное самоуправление. В этот день президент становится дублером директора школы, министры становятся заместителями директора, набираются штаты дублеров-педагогов, уроки ведутся по расписанию.

Наши рекомендации