Классификации умственной отсталости 2 страница

Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией.

Краснуха. Заболевание вызывается вирусом краснухи, который проникает в плод в первые три месяца беременности и вызывает тяжелые дефекты развития внутренних органов и головного моз­га. Клинически это проявляется врожденными пороками сердца, дефектами глазных яблок, возникновением глухонемоты, гидро­цефалии, микроцефалии, а иногда и анэнцефалии и гидроанэнцефалии, которые могут возникнуть и при других видах расстройств.

Гидроцефалия - водянка мозга, вследствие поражения ликворных путей и нарушения оттока спинномозговой жидкости (ликвора). Заболевание характеризуется резким увеличением размеров че­репа, как результат расхождения швов и родничков, вследствие резкого повышения внутричерепного давления, истончением кос­тей черепа. Интеллекту­альные нарушения проявляются в виде прогрессирующего слабоу­мия в связи с вторичной атрофией мозгового вещества.

Микроцефалия — заболевание, характеризующееся малыми раз­мерами черепной коробки и мозга, вследствие недоразвития моз­гового вещества и раннего заращения родничков и швов черепа. Клинически заболевание проявляется глубокой умственной от­сталостью, спастическими парезами и параличами конечностей, судорожными припадками и резким замедлением психического развития. Обращают на себя внимание некоторые особенности пси­хики микроцефалов", они добродушны и ласковы, однако неожиданно для окружающих у них могут возникать недлительные аф­фективные вспышки.

Анэнцефалия — врожденное недоразвитие черепа и полушарий головного мозга. Обычно сохраняются лишь подкорковые образова­ния, ствол и мозжечок, что обусловливает сохранность лишь про­стых рефлекторных актов. Продолжительность жизни - не более 10 суток.

Гидроанэнцефалия — врожденное недоразвитие мозга, при ко­тором отсутствуют полностью большие полушария и кости черепа. Пузырь с жидкостью, замещающий головной мозг, покрыт только кожей и мягкими тканями головы. Продолжительность жизни до 3 месяцев.

Врожденный токсоплазмоз — паразитарное заболевание, кото­рое проявляется различными видами врожденных уродств, в том числе и нервной системы, приводящих к тяжелой и глубокой ум­ственной отсталости.

Врожденный сифилис. Сифилис - хроническое инфекционное венерическое заболевание, вызываемое бледной трепонемой (спи­рохетой), поражающее все органы, ткани и системы человека, характеризующееся тяжелым прогрессирующим течением. В случаях рождения ребенка клиника заболевания характеризуется разнообразными поражениями всех органов и систем организма, среди которых наиболее ранимой является нервная система. По­ражение нервной системы (нейросифилис) проявляется в виде самых различных клинических симптомов и синдромов (глухоне­мота, слепота, параличи конечностей, гидроцефалия, микроце­фалия, эпиллептические припадки, недоразвитие и нарушения высших мозговых функций, резкая задержка психического разви­тия, тяжелая и глубокая умственная отсталость). Весь полимор­физм психоневрологической патологии сочетается с рядом врожденных дефектов, аномалиями скелета, поражениями кожи, по­чек, печени, костной системы (разжижение костной ткани с пос­ледующими патологическими переломами), а также поражением слизистых оболочек гортани, проявляющимся осиплым голосом (афонией) и др.

Токсикоз беременных — заболевание, возникающее во время и в связи с беременностью и, как правило, проходящее в раннем пос­леродовом периоде. В основе заболевания лежит пора­жение плодного яйца и плаценты. Основными факторами риска такого поражения являются хронические заболевания, поражения иммунной системы и снижение реактивности организма как ре­зультат употребления алкоголя и наркотиков, курения, бессонных ночей, психоэмоционального стресса и др., иными словами, тот образ жизни, который ведут будущие родители до наступления беременности или ведет женщина в период наступления и проте­кания беременности. Дети, родившиеся при осложненной ток­сикозом беременности, имеют различные аномалии организма, органические поражения нервной системы, задержку интеллектуального и психического развития. Умственная отсталость у них колеблется от легкой до глубокой степени в зависимости от тяже­сти дефекта вещества головного мозга.

Энцефалиты. Энцефалит — воспаление головного мозга — являет­ся одной из наиболее часто встречающихся форм нейроинфекции. Заболевание обусловлено множеством факторов, в зависимо­сти от которых у детей наиболее часто встречаются следующие клинические формы: клещевой, вирусный, коревой, поствакци­нальный.

Алкогольный синдром плода. Причиной данной патологии явля­ется хронический алкоголизм будущей матери либо однократная ее алкоголизация в период беременности. Алкоголь, оказывая ток­сическое воздействие на организм плода, с одной стороны, тор­мозит его нормальное развитие, а с другой — приводит к тяжелым необратимым изменениям еще не сформированных органов и си­стем, и прежде всего головного мозга, костной системы и внутренних органов. Клинически «алкогольный синдром» плода характеризуется за­держкой роста плода, размеров головы, всех органов и систем, на­рушением психомоторного развития, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, соматической ослабленностью.

Никотиновый синдром плода. Табакокурение женщины во время беременности так же, как и употребление алкоголя, оказывает са­мое пагубное воздействие на развитие плода. Известно, что нико­тин тормозит маточно-плацентарное кровообращение, приводя к кислородному голоданию мозга. Клиническая картина «постникотинового синдрома» детей, ро­дившихся «в табачном дыму», характеризуется недоношенностью, обшей ослабленностью, различными пороками развития, умствен­ной отсталостью различной степени выраженности.

Наркотический синдром плода. Наркотические вещества и прочие одурманивающие средства, употребляемые будущей матерью во вре­мя беременности, оказывают вредное токсическое влияние на организм плода. Так, после рождения у ребенка выявляются различные аномалии развития, задержка психомоторного развития с форми­рованием тяжелой либо глубокой умственной отсталости.

Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом.

Внутричерепная родовая травма — повреждение головного мозга новорожденного в родах, чаще на фоне внутриутробной гипоксии плода. В результате поражения сосудов головного мозга и его обо­лочек возникают кровоизлияния в мозг. Резидуальные явле­ния (последствия) черепно-мозговой родовой травмы характеризуются самым разнообразным комплексом неврологических симп­томов (парезы и параличи конечностей, глухота, слепота, нару­шения речи, гиперкинезы, эпилептические припадки, косогла­зия, нарушения глотания, гидроцефалия, умственная отсталость той или иной степени).

Асфиксия плода и новорожденного (асфиксия — удушение) - условное понятие, под которым подразумевается комплекс изме­нений в организме плода и новорожденного в результате кисло­родной недостаточности тканей и органов, прежде всего голов­ного мозга. Последствия асфиксии плода и новорожденных рассматрива­ются как детский церебральный паралич с полиморфизмом его неврологических синдромов, и прежде всего симптомов интеллек­туальной недостаточности, которая проявляется в виде умствен­ной отсталости различной степени тяжести в зависимости от объе­ма и глубины поражения головного мозга.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, кото­рое является следствием повреждения мозга в интранатальном (внутриутробном) и раннем постнатальном периодах или результатом его недоразвития. Клиника заболевания характеризуется центральными парезами и параличами конечностей с резким по­вышением мышечного тонуса, способствующего возникновению контрактур, нарушениями высших мозговых функций и психи­ческих расстройств. Степень психических расстройств колеблется от легких эмоци­онально-волевых нарушений до тяжелого интеллектуального не­доразвития.

Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией.

Болезнь Феллинга (фенилкетонурия, фенилпировиноградная олигофрения) — наследственное заболевание, в основе которого лежит нарушение обмена фенилаланина. Клиническая картина заболевания характеризуется прогрессивно нарастающим слабоумием (вплоть до тяжелой и глубокой умствен­ной отсталости), не резко выраженной микроцефалией, задержкой развития моторики, наличием гиперкинезов различных мышечных групп, эпилептическими припадками, различными диспластическими нарушениями (удлинение руки, высокое стояние твердого неба, непропорциональность костей скелета и др.), светлым (обеленным) цветом кожных покровов, волос, радужки глаз, своеобразным запа­хом (симптом гипертелоризма), исходящим от больных («мышиный» запах) вследствие выделения с мочой фенилацетата.

Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями.

Хромосомные нарушения — это клинические синдромокомплексы, в основе которых лежат нарушения числа или структуры хромосом, т.е. избыток или нехватка генетического материала, локализованного в той или иной хромосоме. Хромосомные мутации, возникшие в половых клетках или на первых этапах деления оплодотворенной яйцеклетки, как прави­ло, передаются большинству клеток развивающегося организма, вызывая множественные пороки развития. Число возможных изменений структуры хромосомы неисчислимое множество, как и возникающих синдромов. Степень снижения интеллекта зависит от синдрома.

Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом.

Синдром гипертиреоза (тиреотоксикоз) - симптомокомплекс патологического состояния организма, развившегося в результате повышенного содержания в крови гормонов щитовидной железы. Гипертиреоз, как правило, обнаруживается у детей, родившихся от женщин, страдающих данным синдромом или имеющих его в анамнезе. Умственной отсталостью, которая носит прогрессирующий характер, от легкой до глубокой степени.

Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом.

Синдром гипотиреоза (тиреоидная недостаточность, миксидема) - синдром, характеризующийся низким содержанием гормо­нов щитовидной железы, в результате гипофункции щитовидной железы, приводящим к обменным и клиническим нарушениям. Клиническая картина синдрома характеризуется задержкой психомоторного развития и разнообразной соматической патологией. Умственная отсталость (прогрессирующая — от легкой до глу­бокой степени).

Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью.

В эту группу входит ряд синдромокомплексов, возникших в ре­зультате недоношенности. Основными клиническими симптома­ми при этом являются: задержка психического развития, умствен­ная отсталость различной степени тяжести, а также недоразвитие всех органов и систем организма.

Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами.

Среди других уточненных причин, вызывающих умственную от­сталость, наиболее распространенными и важными, по мнению авторов, являются заболевания, обусловленные: резус-несовмес­тимостью крови матери и плода, дисгенетической и диспластической патологией мозга, поражением эндокринной системы, нару­шением развития и изменением функций определенных тканей, а также нарушением обмена веществ и дисферментозами.

№25. Комбинированный урок, его циклическое строение

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний по изученной теме (может быть проверка д/з).

3. Основная часть:

- сообщение темы (постановка проблемы, проведение вводной беседы, выполнение элементарного тестового задания)

- рассказ учителя (10-15 мин) (параллельно идет словарная работа, наблюдение за объектом, составление плана, определение основных понятий, работа в тетради).

- первичное закрепление:

· уточняющая беседа

· работа в тетради

· ответы на вопросы в конце раздела учебника

· составление аналитических таблиц

- вторичное закрепление (20 мин):

· работа с учебником

· работа в тетради

· анализ макета

· выполнение тестового задания

· обобщенная беседа

· выполнение элементарной самостоятельной работы (выписать из учебника, найти в учебнике)

4. Итог урока:

- контрольно-обобщающая беседа

- формулирование д/з

№ 26. Коррекционная направленность процесса обучения в специальных коррекционных школах 8 вида.

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Цель коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

1. Исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей в процессе обучения.

2. Предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой сфер учащихся средствами обучения.

3. Находит отражение в задачах программ каждого учебного предмета, частях каждого урока.

4. Помимо предметов общих введены специальные предметы (социально-бытовая ориентировка, развитие речи на основе ознакомления с окружающим, ЛФК) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На каждом уроке решаются коррекционные задачи, которые чаще всего связаны с содержанием изучаемого учебного материала.

№ 27. Лабораторнгые работы, методика проведения и их место в процессе обучения естествознанию в специальных (коррекционных) школах 8 вида.

Умственно отсталые дети в силу особенностей познавательной деятельности своеобразно воспринимают самые простые, общие и наглядно представленные черты объектов действительности: одни из них они воспринимают довольно четко, другие пропускают, третьи схватывают вскользь. При этом замечено, что преодолеть этот недостаток не всегда можно одними словесными или наглядными средствами.Как показали наши исследования, большую роль в устранении недочетов играет практическая, анализирующая деятельность учащихся. При этом важно, чтобы практические работы способствовали восполнению объема естествоведческих знаний, включали действия с изучаемыми натуральными объектами. Ученик должен уметь разделить объект на части, проанализировать каждую часть, выделить ее морфологические особенности.Опыт работы в экспериментальных классах показал, что хороших результатов достигает тот учитель, который строит урок с учетом тех конкретных недостатков в усвоении учебного материала, которые требуют коррекции. Сначала для каждой темы определяются объекты коррекции. Например, при изучении темы: «Органы цветковых растений» устанавливается, что не все учащиеся достаточно уяснили понятия «корень, цветок».Чтобы учащиеся овладели этими понятиями, учитель предлагает расчленить целое растение на органы.Используется следующая методика работы. Учитель связывает теоретические знания с реальными предметами или их изображениями для того, чтобы изучаемый объект отразился в сознании ребенка как четкий и ясный образ. При выяснении предмета коррекции учитель устанавливает степень адекватности высказываний учащихся с предметом. Например, на одном из уроков в VI кл. учащимся предложили показать плод пшеницы на таблице и в натуральном виде. Выяснилось, что понятие «плод» они смешивают с понятием «соцветие».

Выявив пробелы в знаниях о пшенице, учитель ставит учеников в непосредственную близость с изучаемым объектом и, помимо знаний, дает возможность учащемуся не только воспринять его части, но и выделить их из целого растения. В противном случае используются различные схемы, таблицы, электротаблицы.Школьники учатся:а) выделять существенные признаки отдельных объектов;б) сравнивать их и находить общие черты у нескольких объектов одного и того же класса;

в) относить единичные объекты к определенной классификационной группе, например, в теме деревья, кусты, травы Ветви деревьев, кустов учащиеся переламывают, сравнивают по запаху, цвету, выделяют характерные признаки. Устанавливают, что ветки дерева и куста имеют твердое, деревянистое строение, что у дерева один ствол, а у куста – несколько.В процессе сравнительного анализа и осуществления практических анализирующих действий устанавливается, что травянистое растение имеет сочный стебель, а ветки дерева и куста – деревянистые. Этот признак является отличительным для данных объектов.Также важно проводить лабораторные работы методика проведения которых очень схожа с методикой проведения практических работ. но есть и существенный различия: л.р. - это, как правило, завершающий этап работы над темой, в то время как п.р. может быть включена в новую тему; л.р. предполагает большую степень самостоятельности учеников при выполнении заданий работы.

№.28.Медико-генетическое консультирование.

Медико-генетическое консультирование - специализированный вид медицинской помощи населению Российской федерации, направленный на профилактику врожденной и наследственной патологии.

Медико-генетическое консультирование в РФ осуществляется в госу­дарственных учреждениях здравоохранения в рамках существующего По­ложения о меди ко-генетической службе (МГС)1.

Медико-генетическая служба РФ включает в себя два основных вида медико-генетических учреждений. Это создание медико-генетических консультаций на уровне района, города, региона и медико-генетических центров на федеральном уровне, что обеспечивает их максимальное при­ближение к месту жительства обслуживаемых контингентов населения.

«...Основным видом деятельности учреждений МГС является профи­лактика врожденной и наследственной патологии путем организации и проведения ретро- и проспективного медико-генетического консультиро­вания, пренатальной диагностики, преклинической диагностики у ново­рожденных наследственных болезней, направление больных на лечение и диспансерное наблюдение семей с наследственной патологией.

Медико-генетическая служба функционирует как составная часть си­стемы лечебно-профилактических учреждений практического здравоохра­нения. Она проводит свои мероприятия в тесном взаимодействии с аку­шерской, педиатрической и другими службами.

Принцип инфраструктуры МГС - территориальный, основанный на создании и развитии материальных, кадровых и финансовых ресурсов здра­воохранения для обеспечения гарантируемых видов медико-генетической помоши семьям, отягощенным наследственной и врожденной патологией: медико-генетическое консультирование, прекатальная диагностика, скри­нинг новорожденных на поддающиеся коррекции наследственные болезни (НБ), социально-медицинская реабилитация наследственных больных...»

Основные задачи медико-генетического консультирования:

а> ретро- и проспективная организация его проведения;

с> организация и проведение пренатальной диагностики и преклиниче-ской диагностики у новорожденных наследственной паталогии; пренатальный скрининг беременных на распространенные хромосом­ные болезни и врожденные пороки развития ЦНС на основе ультра­звукового исследования, а также пренатально-цитогенетическую диа­гностику хромосомных болезней в группах риска;

с> диспансерное наблюдение семей с наследственной патологией с учетом прогноза в отношении будущего потомства и предположение о рожде­нии ребенка с такой патологией;

селективный скрининг семей и больных на наследственные болезни обмена. Организационное обеспечение массового скрининга ново­рожденных на фенилкетонурию (ФКУ) и врожденный гипотиреоз (ВГ) совместно с акушерской и педиатрической службами территории. На­правление семей и больных со сложными случаями патологии в ре­гиональную МГК или федеральный МГЦ для уточнения диагноза и генетического консультирования;

■=> ведение территориального регистра семей и больных с наследственной и врожденной патологией и их диспансерное наблюдение; оказание помощи семейным парам в принятии правильного решения относительно дальнейшего планирования семьи; проведение разъяснительной работы (в доступной форме) по существу медико-генетического заключения;

^ пропаганда медико-генетических знаний среди населения.

Показания к медико-генетическому консультированию:

* наличие наследственной патологии у супругов, их родителей, ближай­ших родственников и их предков;

указание на воздействие эндо и экзогенных неблагоприятных факторов (инфекции, табакокурение, употребление алкоголя, токсических ве­ществ и наркотических препаратов, радиация, медикаменты) и прочих влияний внутренней и внешней среды на организм будущей матери и развивающийся эмбрион; ^ отягощенный акушерский анамнез (выкидыши, мертворожденные, рождение детей с наследственными заболеваниями и пороками раз­вития и др.);

<=> возраст матери старше 40 лет;

& гинекологические заболевания в анамнезе (дисфункция менструально­го цикла, пороки развития гениталий и др.).

Этапы медико-генетического консультирования

Медико-генетическое консультирование состоит из 4-х этапов: уточнение диагноза наследственного заболевания; ■=> прогноз риска заболевания для потомства;

<з подготовка заключения медико-генетического консультирования; разъяснение риска возникновения наследственного заболевания или врожденных аномалий развития и др. в потомстве и помощь в приня­тии решения семьей.

Последнее обусловлено тем обстоятельством, что при существующем уровне генетических знаний у населения консультирующимся обычно трудно принять адекватное решение. В любом случае окончательное ре­шение о деторождении остается за семьей.

При проведении консультирования в каждом отдельном случае могут возникать ряд вопросов, от правильного решения которых зависит судьба не только супружеских пар, но и их будущего потомства.

Например. Уже на первом этапе появляется ряд задач генетической направленности (имеется ли генетическая гетерогенность болезни, на­следственная или вновь возникшая мутация, средовая или генетическая обусловленность данного врожденного заболевания и др.), решение кото­рых по нормативно-закрепленным функциональным обязанностям воз­лагается на врача-генетика.

Однако для уточнения диагноза специалисту-генетику необходимо обязательное проведение ряда так называемых генетических исследований по специально разработанным методам, основными из которых являются: генеалогический; цитогенетический и молекулярно-генетический; анализ сие плетя генов и др.

Генеалогический метод - метод изучения характера наследования определенного признака (доминантный или рецессивный) в будущем у членов изучаемой семьи, основанный на выявлении родственных связей родственников. Его сущность состоит в прослеживании в родословных проявления патологических признаков с помощью приемов клиническо­го обследования, с указанием типа родственных связей между членами семей. Этот метод используется для установления типа наследования бо­лезни или отдельного признака, определения местоположения генов на хромосомах, оценки риска проявления психической и наследственной патологии. Генеалогический метод при условии тщательного отбора ро­дословной дает определенную информацию для постановки диагноза на­следственной болезни. В тех случаях, когда речь идет о еще неизвестных формах, генеалогический метод позволяет описать новую форму заболе­вания. Если в родословной четко прослеживается тип наследования, то консультирование возможно даже при неустановленном диагнозе.

Цитогенетические методы - это, в первую очередь, методы изучения хромосом: подсчет их числа, описание структуры поведения при делении клетки, а также связь между изменением структуры хромосом с изменчи­востью признаков.

Молекулярно-генетические методы направлены на выявление измене­ний молекулярной структуры ДНК с созданием протокола ДНК -диагно­стики наследственных болезней.

Метод анализа сцепления генов позволяет локализовать гены (располо­женные на одной хромосоме), связанные с наследственным заболеванием или каким-либо иным явно выраженным признаком.

Этот метод был предложен еще в начале 20 века американским гене­тиком Томасом Морганом. Результатом его применения стало создание генетических карт, т.е. схем расположения конкретных генов на конкрет­ных хромосомах.

Цитогенетические и молекулярно-генетические методы и метод анализа сцепления генов позволяют полностью выявить ту или иную форму хромосом­ного заболевания или другую наследственную патологию.

Помимо генетических методов исследования при необходимости при­меняются и отдельные негенетические методы диагностики (биохимиче­ский, иммунологический, ультразвуковой диагностики и др.), которые не являются специфичными для генетической консультации, но применя­ются также широко, как и при диагностике ненаследственных болезней. При наследственных болезнях часто возникает необходимость применять те же тесты не только у пациента, но и других членов семьи (составление биохимической или иммунологической «родословной»). В процессе гене­тического консультирования часто возникают новые потребности в допол­нительном параклиническом обследовании. В таких случаях больного или его родственников направляют в соответствующие специализированные учреждения.

На втором этапе медико-генетического консультирования после уточ-« нения диагноза определяют «прогноз риска заболевания для потомства». При этом врач-генетик формулирует генетическую задачу, решение ко­торой основывается на теоретических расчетах с использованием методов генетического анализа и вариационной статистики, на эмпирических дан­ных (таблицы эмпирического риска) с последующим включением метода клинического мышления.

В случаях пренатальной диагностики не прогнозируется рождение ре­бенка с болезнью, а диагностируется заболевание плода.

Последующие два этапа (3-й и 4-й) медико-генетического консульти­рования: «Заключение медико-генетического консультирования» и «Разъ­яснение риска возникновения наследственного, психического заболева­ния или врожденных аномалий развития и др. в потомстве и помощь в принятии решения семьей» могут быть объединены в единый заключи­тельный этап.

Особенностью заключительного этапа является решение двух особо важных задач:

1. Подготовка научно-обоснованного и правильно сформулированного заключения медико-генетического консультирования.

2. Соблюдение основных принципов медицинской деонтологии и при­менение на практике методов клинической психологии.

Решение первой задачи зависит, прежде всего, от уровня профессиональ­ной подготовки специалиста и от владения им одним из самых главных мето­дов медицинской диагностики - методом клинического мышления.

Метод клинического мышления - ведущий метод диагностики, основан­ный на особых формах анализа и синтеза общей картины заболевания с вы­явлением его симптомокомплексом и результатами проведенных исследований с последующим быстрым и своевременным принятием решения о постановке окончательного, клинического диагноза исходя из единства осознаваемых и неосознаваемых, логических и интуитивных компонентов опыта.

Понятие «клиническое мышление» часто употребляется во врачебном обиходе, как правило, для обозначения специфического мышления прак­тического врача, направленного на постановку диагноза и лечение больно­го. При этом нельзя не отметить, что понимание сущности клинического мышления в значительной мере зависит от исходных мировоззренческих и гносеологических позиций.

Клиническое мышление - сложный и противоречивый процесс, овла­дение которым является одной из самых трудных и важных задач меди­цинского образования. Именно степенью владения клиническим мышлени­ем, прежде всего, и определяется квалификация врача.

Соблюдение же основных принципов медицинской деонтологии и применение на практике методов клинической психологии включает в себя: откровенное общение и доброжелательное отношение к каждому, кто обратился за помощью в данную медико-генетическую консультацию; при общении с пациентами, следует учитывать уровень их образования и знаний о наследственных болезнях и генетических закономерностях, социально-экономическое положение семьи, психологические особенно­сти личности, взаимоотношения супругов, их осведомленность о возмож­ностях генетических консультаций и др.

При этом необходимо иметь в виду, что почти все консультирующиеся супруги хотят иметь ребенка (иначе бы они не обращались за консульта­цией). Это значительно повышает профессиональную ответственность и лечащего врача, и специалиста-генетика.

Наши рекомендации