Классификации умственной отсталости 2 страница
Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией.
Краснуха. Заболевание вызывается вирусом краснухи, который проникает в плод в первые три месяца беременности и вызывает тяжелые дефекты развития внутренних органов и головного мозга. Клинически это проявляется врожденными пороками сердца, дефектами глазных яблок, возникновением глухонемоты, гидроцефалии, микроцефалии, а иногда и анэнцефалии и гидроанэнцефалии, которые могут возникнуть и при других видах расстройств.
Гидроцефалия - водянка мозга, вследствие поражения ликворных путей и нарушения оттока спинномозговой жидкости (ликвора). Заболевание характеризуется резким увеличением размеров черепа, как результат расхождения швов и родничков, вследствие резкого повышения внутричерепного давления, истончением костей черепа. Интеллектуальные нарушения проявляются в виде прогрессирующего слабоумия в связи с вторичной атрофией мозгового вещества.
Микроцефалия — заболевание, характеризующееся малыми размерами черепной коробки и мозга, вследствие недоразвития мозгового вещества и раннего заращения родничков и швов черепа. Клинически заболевание проявляется глубокой умственной отсталостью, спастическими парезами и параличами конечностей, судорожными припадками и резким замедлением психического развития. Обращают на себя внимание некоторые особенности психики микроцефалов", они добродушны и ласковы, однако неожиданно для окружающих у них могут возникать недлительные аффективные вспышки.
Анэнцефалия — врожденное недоразвитие черепа и полушарий головного мозга. Обычно сохраняются лишь подкорковые образования, ствол и мозжечок, что обусловливает сохранность лишь простых рефлекторных актов. Продолжительность жизни - не более 10 суток.
Гидроанэнцефалия — врожденное недоразвитие мозга, при котором отсутствуют полностью большие полушария и кости черепа. Пузырь с жидкостью, замещающий головной мозг, покрыт только кожей и мягкими тканями головы. Продолжительность жизни до 3 месяцев.
Врожденный токсоплазмоз — паразитарное заболевание, которое проявляется различными видами врожденных уродств, в том числе и нервной системы, приводящих к тяжелой и глубокой умственной отсталости.
Врожденный сифилис. Сифилис - хроническое инфекционное венерическое заболевание, вызываемое бледной трепонемой (спирохетой), поражающее все органы, ткани и системы человека, характеризующееся тяжелым прогрессирующим течением. В случаях рождения ребенка клиника заболевания характеризуется разнообразными поражениями всех органов и систем организма, среди которых наиболее ранимой является нервная система. Поражение нервной системы (нейросифилис) проявляется в виде самых различных клинических симптомов и синдромов (глухонемота, слепота, параличи конечностей, гидроцефалия, микроцефалия, эпиллептические припадки, недоразвитие и нарушения высших мозговых функций, резкая задержка психического развития, тяжелая и глубокая умственная отсталость). Весь полиморфизм психоневрологической патологии сочетается с рядом врожденных дефектов, аномалиями скелета, поражениями кожи, почек, печени, костной системы (разжижение костной ткани с последующими патологическими переломами), а также поражением слизистых оболочек гортани, проявляющимся осиплым голосом (афонией) и др.
Токсикоз беременных — заболевание, возникающее во время и в связи с беременностью и, как правило, проходящее в раннем послеродовом периоде. В основе заболевания лежит поражение плодного яйца и плаценты. Основными факторами риска такого поражения являются хронические заболевания, поражения иммунной системы и снижение реактивности организма как результат употребления алкоголя и наркотиков, курения, бессонных ночей, психоэмоционального стресса и др., иными словами, тот образ жизни, который ведут будущие родители до наступления беременности или ведет женщина в период наступления и протекания беременности. Дети, родившиеся при осложненной токсикозом беременности, имеют различные аномалии организма, органические поражения нервной системы, задержку интеллектуального и психического развития. Умственная отсталость у них колеблется от легкой до глубокой степени в зависимости от тяжести дефекта вещества головного мозга.
Энцефалиты. Энцефалит — воспаление головного мозга — является одной из наиболее часто встречающихся форм нейроинфекции. Заболевание обусловлено множеством факторов, в зависимости от которых у детей наиболее часто встречаются следующие клинические формы: клещевой, вирусный, коревой, поствакцинальный.
Алкогольный синдром плода. Причиной данной патологии является хронический алкоголизм будущей матери либо однократная ее алкоголизация в период беременности. Алкоголь, оказывая токсическое воздействие на организм плода, с одной стороны, тормозит его нормальное развитие, а с другой — приводит к тяжелым необратимым изменениям еще не сформированных органов и систем, и прежде всего головного мозга, костной системы и внутренних органов. Клинически «алкогольный синдром» плода характеризуется задержкой роста плода, размеров головы, всех органов и систем, нарушением психомоторного развития, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, соматической ослабленностью.
Никотиновый синдром плода. Табакокурение женщины во время беременности так же, как и употребление алкоголя, оказывает самое пагубное воздействие на развитие плода. Известно, что никотин тормозит маточно-плацентарное кровообращение, приводя к кислородному голоданию мозга. Клиническая картина «постникотинового синдрома» детей, родившихся «в табачном дыму», характеризуется недоношенностью, обшей ослабленностью, различными пороками развития, умственной отсталостью различной степени выраженности.
Наркотический синдром плода. Наркотические вещества и прочие одурманивающие средства, употребляемые будущей матерью во время беременности, оказывают вредное токсическое влияние на организм плода. Так, после рождения у ребенка выявляются различные аномалии развития, задержка психомоторного развития с формированием тяжелой либо глубокой умственной отсталости.
Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом.
Внутричерепная родовая травма — повреждение головного мозга новорожденного в родах, чаще на фоне внутриутробной гипоксии плода. В результате поражения сосудов головного мозга и его оболочек возникают кровоизлияния в мозг. Резидуальные явления (последствия) черепно-мозговой родовой травмы характеризуются самым разнообразным комплексом неврологических симптомов (парезы и параличи конечностей, глухота, слепота, нарушения речи, гиперкинезы, эпилептические припадки, косоглазия, нарушения глотания, гидроцефалия, умственная отсталость той или иной степени).
Асфиксия плода и новорожденного (асфиксия — удушение) - условное понятие, под которым подразумевается комплекс изменений в организме плода и новорожденного в результате кислородной недостаточности тканей и органов, прежде всего головного мозга. Последствия асфиксии плода и новорожденных рассматриваются как детский церебральный паралич с полиморфизмом его неврологических синдромов, и прежде всего симптомов интеллектуальной недостаточности, которая проявляется в виде умственной отсталости различной степени тяжести в зависимости от объема и глубины поражения головного мозга.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, которое является следствием повреждения мозга в интранатальном (внутриутробном) и раннем постнатальном периодах или результатом его недоразвития. Клиника заболевания характеризуется центральными парезами и параличами конечностей с резким повышением мышечного тонуса, способствующего возникновению контрактур, нарушениями высших мозговых функций и психических расстройств. Степень психических расстройств колеблется от легких эмоционально-волевых нарушений до тяжелого интеллектуального недоразвития.
Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией.
Болезнь Феллинга (фенилкетонурия, фенилпировиноградная олигофрения) — наследственное заболевание, в основе которого лежит нарушение обмена фенилаланина. Клиническая картина заболевания характеризуется прогрессивно нарастающим слабоумием (вплоть до тяжелой и глубокой умственной отсталости), не резко выраженной микроцефалией, задержкой развития моторики, наличием гиперкинезов различных мышечных групп, эпилептическими припадками, различными диспластическими нарушениями (удлинение руки, высокое стояние твердого неба, непропорциональность костей скелета и др.), светлым (обеленным) цветом кожных покровов, волос, радужки глаз, своеобразным запахом (симптом гипертелоризма), исходящим от больных («мышиный» запах) вследствие выделения с мочой фенилацетата.
Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями.
Хромосомные нарушения — это клинические синдромокомплексы, в основе которых лежат нарушения числа или структуры хромосом, т.е. избыток или нехватка генетического материала, локализованного в той или иной хромосоме. Хромосомные мутации, возникшие в половых клетках или на первых этапах деления оплодотворенной яйцеклетки, как правило, передаются большинству клеток развивающегося организма, вызывая множественные пороки развития. Число возможных изменений структуры хромосомы неисчислимое множество, как и возникающих синдромов. Степень снижения интеллекта зависит от синдрома.
Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом.
Синдром гипертиреоза (тиреотоксикоз) - симптомокомплекс патологического состояния организма, развившегося в результате повышенного содержания в крови гормонов щитовидной железы. Гипертиреоз, как правило, обнаруживается у детей, родившихся от женщин, страдающих данным синдромом или имеющих его в анамнезе. Умственной отсталостью, которая носит прогрессирующий характер, от легкой до глубокой степени.
Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом.
Синдром гипотиреоза (тиреоидная недостаточность, миксидема) - синдром, характеризующийся низким содержанием гормонов щитовидной железы, в результате гипофункции щитовидной железы, приводящим к обменным и клиническим нарушениям. Клиническая картина синдрома характеризуется задержкой психомоторного развития и разнообразной соматической патологией. Умственная отсталость (прогрессирующая — от легкой до глубокой степени).
Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью.
В эту группу входит ряд синдромокомплексов, возникших в результате недоношенности. Основными клиническими симптомами при этом являются: задержка психического развития, умственная отсталость различной степени тяжести, а также недоразвитие всех органов и систем организма.
Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами.
Среди других уточненных причин, вызывающих умственную отсталость, наиболее распространенными и важными, по мнению авторов, являются заболевания, обусловленные: резус-несовместимостью крови матери и плода, дисгенетической и диспластической патологией мозга, поражением эндокринной системы, нарушением развития и изменением функций определенных тканей, а также нарушением обмена веществ и дисферментозами.
№25. Комбинированный урок, его циклическое строение
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний по изученной теме (может быть проверка д/з).
3. Основная часть:
- сообщение темы (постановка проблемы, проведение вводной беседы, выполнение элементарного тестового задания)
- рассказ учителя (10-15 мин) (параллельно идет словарная работа, наблюдение за объектом, составление плана, определение основных понятий, работа в тетради).
- первичное закрепление:
· уточняющая беседа
· работа в тетради
· ответы на вопросы в конце раздела учебника
· составление аналитических таблиц
- вторичное закрепление (20 мин):
· работа с учебником
· работа в тетради
· анализ макета
· выполнение тестового задания
· обобщенная беседа
· выполнение элементарной самостоятельной работы (выписать из учебника, найти в учебнике)
4. Итог урока:
- контрольно-обобщающая беседа
- формулирование д/з
№ 26. Коррекционная направленность процесса обучения в специальных коррекционных школах 8 вида.
Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.
Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.
Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.
Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Цель коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
1. Исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей в процессе обучения.
2. Предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой сфер учащихся средствами обучения.
3. Находит отражение в задачах программ каждого учебного предмета, частях каждого урока.
4. Помимо предметов общих введены специальные предметы (социально-бытовая ориентировка, развитие речи на основе ознакомления с окружающим, ЛФК) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На каждом уроке решаются коррекционные задачи, которые чаще всего связаны с содержанием изучаемого учебного материала.
№ 27. Лабораторнгые работы, методика проведения и их место в процессе обучения естествознанию в специальных (коррекционных) школах 8 вида.
Умственно отсталые дети в силу особенностей познавательной деятельности своеобразно воспринимают самые простые, общие и наглядно представленные черты объектов действительности: одни из них они воспринимают довольно четко, другие пропускают, третьи схватывают вскользь. При этом замечено, что преодолеть этот недостаток не всегда можно одними словесными или наглядными средствами.Как показали наши исследования, большую роль в устранении недочетов играет практическая, анализирующая деятельность учащихся. При этом важно, чтобы практические работы способствовали восполнению объема естествоведческих знаний, включали действия с изучаемыми натуральными объектами. Ученик должен уметь разделить объект на части, проанализировать каждую часть, выделить ее морфологические особенности.Опыт работы в экспериментальных классах показал, что хороших результатов достигает тот учитель, который строит урок с учетом тех конкретных недостатков в усвоении учебного материала, которые требуют коррекции. Сначала для каждой темы определяются объекты коррекции. Например, при изучении темы: «Органы цветковых растений» устанавливается, что не все учащиеся достаточно уяснили понятия «корень, цветок».Чтобы учащиеся овладели этими понятиями, учитель предлагает расчленить целое растение на органы.Используется следующая методика работы. Учитель связывает теоретические знания с реальными предметами или их изображениями для того, чтобы изучаемый объект отразился в сознании ребенка как четкий и ясный образ. При выяснении предмета коррекции учитель устанавливает степень адекватности высказываний учащихся с предметом. Например, на одном из уроков в VI кл. учащимся предложили показать плод пшеницы на таблице и в натуральном виде. Выяснилось, что понятие «плод» они смешивают с понятием «соцветие».
Выявив пробелы в знаниях о пшенице, учитель ставит учеников в непосредственную близость с изучаемым объектом и, помимо знаний, дает возможность учащемуся не только воспринять его части, но и выделить их из целого растения. В противном случае используются различные схемы, таблицы, электротаблицы.Школьники учатся:а) выделять существенные признаки отдельных объектов;б) сравнивать их и находить общие черты у нескольких объектов одного и того же класса;
в) относить единичные объекты к определенной классификационной группе, например, в теме деревья, кусты, травы Ветви деревьев, кустов учащиеся переламывают, сравнивают по запаху, цвету, выделяют характерные признаки. Устанавливают, что ветки дерева и куста имеют твердое, деревянистое строение, что у дерева один ствол, а у куста – несколько.В процессе сравнительного анализа и осуществления практических анализирующих действий устанавливается, что травянистое растение имеет сочный стебель, а ветки дерева и куста – деревянистые. Этот признак является отличительным для данных объектов.Также важно проводить лабораторные работы методика проведения которых очень схожа с методикой проведения практических работ. но есть и существенный различия: л.р. - это, как правило, завершающий этап работы над темой, в то время как п.р. может быть включена в новую тему; л.р. предполагает большую степень самостоятельности учеников при выполнении заданий работы.
№.28.Медико-генетическое консультирование.
Медико-генетическое консультирование - специализированный вид медицинской помощи населению Российской федерации, направленный на профилактику врожденной и наследственной патологии.
Медико-генетическое консультирование в РФ осуществляется в государственных учреждениях здравоохранения в рамках существующего Положения о меди ко-генетической службе (МГС)1.
Медико-генетическая служба РФ включает в себя два основных вида медико-генетических учреждений. Это создание медико-генетических консультаций на уровне района, города, региона и медико-генетических центров на федеральном уровне, что обеспечивает их максимальное приближение к месту жительства обслуживаемых контингентов населения.
«...Основным видом деятельности учреждений МГС является профилактика врожденной и наследственной патологии путем организации и проведения ретро- и проспективного медико-генетического консультирования, пренатальной диагностики, преклинической диагностики у новорожденных наследственных болезней, направление больных на лечение и диспансерное наблюдение семей с наследственной патологией.
Медико-генетическая служба функционирует как составная часть системы лечебно-профилактических учреждений практического здравоохранения. Она проводит свои мероприятия в тесном взаимодействии с акушерской, педиатрической и другими службами.
Принцип инфраструктуры МГС - территориальный, основанный на создании и развитии материальных, кадровых и финансовых ресурсов здравоохранения для обеспечения гарантируемых видов медико-генетической помоши семьям, отягощенным наследственной и врожденной патологией: медико-генетическое консультирование, прекатальная диагностика, скрининг новорожденных на поддающиеся коррекции наследственные болезни (НБ), социально-медицинская реабилитация наследственных больных...»
Основные задачи медико-генетического консультирования:
а> ретро- и проспективная организация его проведения;
с> организация и проведение пренатальной диагностики и преклиниче-ской диагностики у новорожденных наследственной паталогии; пренатальный скрининг беременных на распространенные хромосомные болезни и врожденные пороки развития ЦНС на основе ультразвукового исследования, а также пренатально-цитогенетическую диагностику хромосомных болезней в группах риска;
с> диспансерное наблюдение семей с наследственной патологией с учетом прогноза в отношении будущего потомства и предположение о рождении ребенка с такой патологией;
селективный скрининг семей и больных на наследственные болезни обмена. Организационное обеспечение массового скрининга новорожденных на фенилкетонурию (ФКУ) и врожденный гипотиреоз (ВГ) совместно с акушерской и педиатрической службами территории. Направление семей и больных со сложными случаями патологии в региональную МГК или федеральный МГЦ для уточнения диагноза и генетического консультирования;
■=> ведение территориального регистра семей и больных с наследственной и врожденной патологией и их диспансерное наблюдение; оказание помощи семейным парам в принятии правильного решения относительно дальнейшего планирования семьи; проведение разъяснительной работы (в доступной форме) по существу медико-генетического заключения;
^ пропаганда медико-генетических знаний среди населения.
Показания к медико-генетическому консультированию:
* наличие наследственной патологии у супругов, их родителей, ближайших родственников и их предков;
указание на воздействие эндо и экзогенных неблагоприятных факторов (инфекции, табакокурение, употребление алкоголя, токсических веществ и наркотических препаратов, радиация, медикаменты) и прочих влияний внутренней и внешней среды на организм будущей матери и развивающийся эмбрион; ^ отягощенный акушерский анамнез (выкидыши, мертворожденные, рождение детей с наследственными заболеваниями и пороками развития и др.);
<=> возраст матери старше 40 лет;
& гинекологические заболевания в анамнезе (дисфункция менструального цикла, пороки развития гениталий и др.).
Этапы медико-генетического консультирования
Медико-генетическое консультирование состоит из 4-х этапов: уточнение диагноза наследственного заболевания; ■=> прогноз риска заболевания для потомства;
<з подготовка заключения медико-генетического консультирования; разъяснение риска возникновения наследственного заболевания или врожденных аномалий развития и др. в потомстве и помощь в принятии решения семьей.
Последнее обусловлено тем обстоятельством, что при существующем уровне генетических знаний у населения консультирующимся обычно трудно принять адекватное решение. В любом случае окончательное решение о деторождении остается за семьей.
При проведении консультирования в каждом отдельном случае могут возникать ряд вопросов, от правильного решения которых зависит судьба не только супружеских пар, но и их будущего потомства.
Например. Уже на первом этапе появляется ряд задач генетической направленности (имеется ли генетическая гетерогенность болезни, наследственная или вновь возникшая мутация, средовая или генетическая обусловленность данного врожденного заболевания и др.), решение которых по нормативно-закрепленным функциональным обязанностям возлагается на врача-генетика.
Однако для уточнения диагноза специалисту-генетику необходимо обязательное проведение ряда так называемых генетических исследований по специально разработанным методам, основными из которых являются: генеалогический; цитогенетический и молекулярно-генетический; анализ сие плетя генов и др.
Генеалогический метод - метод изучения характера наследования определенного признака (доминантный или рецессивный) в будущем у членов изучаемой семьи, основанный на выявлении родственных связей родственников. Его сущность состоит в прослеживании в родословных проявления патологических признаков с помощью приемов клинического обследования, с указанием типа родственных связей между членами семей. Этот метод используется для установления типа наследования болезни или отдельного признака, определения местоположения генов на хромосомах, оценки риска проявления психической и наследственной патологии. Генеалогический метод при условии тщательного отбора родословной дает определенную информацию для постановки диагноза наследственной болезни. В тех случаях, когда речь идет о еще неизвестных формах, генеалогический метод позволяет описать новую форму заболевания. Если в родословной четко прослеживается тип наследования, то консультирование возможно даже при неустановленном диагнозе.
Цитогенетические методы - это, в первую очередь, методы изучения хромосом: подсчет их числа, описание структуры поведения при делении клетки, а также связь между изменением структуры хромосом с изменчивостью признаков.
Молекулярно-генетические методы направлены на выявление изменений молекулярной структуры ДНК с созданием протокола ДНК -диагностики наследственных болезней.
Метод анализа сцепления генов позволяет локализовать гены (расположенные на одной хромосоме), связанные с наследственным заболеванием или каким-либо иным явно выраженным признаком.
Этот метод был предложен еще в начале 20 века американским генетиком Томасом Морганом. Результатом его применения стало создание генетических карт, т.е. схем расположения конкретных генов на конкретных хромосомах.
Цитогенетические и молекулярно-генетические методы и метод анализа сцепления генов позволяют полностью выявить ту или иную форму хромосомного заболевания или другую наследственную патологию.
Помимо генетических методов исследования при необходимости применяются и отдельные негенетические методы диагностики (биохимический, иммунологический, ультразвуковой диагностики и др.), которые не являются специфичными для генетической консультации, но применяются также широко, как и при диагностике ненаследственных болезней. При наследственных болезнях часто возникает необходимость применять те же тесты не только у пациента, но и других членов семьи (составление биохимической или иммунологической «родословной»). В процессе генетического консультирования часто возникают новые потребности в дополнительном параклиническом обследовании. В таких случаях больного или его родственников направляют в соответствующие специализированные учреждения.
На втором этапе медико-генетического консультирования после уточ-« нения диагноза определяют «прогноз риска заболевания для потомства». При этом врач-генетик формулирует генетическую задачу, решение которой основывается на теоретических расчетах с использованием методов генетического анализа и вариационной статистики, на эмпирических данных (таблицы эмпирического риска) с последующим включением метода клинического мышления.
В случаях пренатальной диагностики не прогнозируется рождение ребенка с болезнью, а диагностируется заболевание плода.
Последующие два этапа (3-й и 4-й) медико-генетического консультирования: «Заключение медико-генетического консультирования» и «Разъяснение риска возникновения наследственного, психического заболевания или врожденных аномалий развития и др. в потомстве и помощь в принятии решения семьей» могут быть объединены в единый заключительный этап.
Особенностью заключительного этапа является решение двух особо важных задач:
1. Подготовка научно-обоснованного и правильно сформулированного заключения медико-генетического консультирования.
2. Соблюдение основных принципов медицинской деонтологии и применение на практике методов клинической психологии.
Решение первой задачи зависит, прежде всего, от уровня профессиональной подготовки специалиста и от владения им одним из самых главных методов медицинской диагностики - методом клинического мышления.
Метод клинического мышления - ведущий метод диагностики, основанный на особых формах анализа и синтеза общей картины заболевания с выявлением его симптомокомплексом и результатами проведенных исследований с последующим быстрым и своевременным принятием решения о постановке окончательного, клинического диагноза исходя из единства осознаваемых и неосознаваемых, логических и интуитивных компонентов опыта.
Понятие «клиническое мышление» часто употребляется во врачебном обиходе, как правило, для обозначения специфического мышления практического врача, направленного на постановку диагноза и лечение больного. При этом нельзя не отметить, что понимание сущности клинического мышления в значительной мере зависит от исходных мировоззренческих и гносеологических позиций.
Клиническое мышление - сложный и противоречивый процесс, овладение которым является одной из самых трудных и важных задач медицинского образования. Именно степенью владения клиническим мышлением, прежде всего, и определяется квалификация врача.
Соблюдение же основных принципов медицинской деонтологии и применение на практике методов клинической психологии включает в себя: откровенное общение и доброжелательное отношение к каждому, кто обратился за помощью в данную медико-генетическую консультацию; при общении с пациентами, следует учитывать уровень их образования и знаний о наследственных болезнях и генетических закономерностях, социально-экономическое положение семьи, психологические особенности личности, взаимоотношения супругов, их осведомленность о возможностях генетических консультаций и др.
При этом необходимо иметь в виду, что почти все консультирующиеся супруги хотят иметь ребенка (иначе бы они не обращались за консультацией). Это значительно повышает профессиональную ответственность и лечащего врача, и специалиста-генетика.