Цикл обучения посредством опыта

       
    Цикл обучения посредством опыта - student2.ru
  Цикл обучения посредством опыта - student2.ru
 

Этап

Конкретный опыт

Этап 2 этап

Активное Рефлексивное

Экспериментирование наблюдение

       
  Цикл обучения посредством опыта - student2.ru
    Цикл обучения посредством опыта - student2.ru
 

Этап

Абстрактная

Цикл обучения посредством опыта - student2.ru концептуализация

Начальным структурным компонентом и основой для развертывания учебного процесса выступает конкретный опыт учащегося, который фиксируется без анализа и увязывается с учебной проблемой. Далее, этот опыт становится объектом для наблюдения и рефлексии, которые составляют второй этап обучения. При этом важнейшим условием успешного обучения является интерпретация учеником опыта с различных точек зрения и обмен опытом и мнениями в группе. Результаты наблюдения и рефлексии опытов учащихся составляют основу для формирования понятий и представлений об изучаемом объекте; выстраивания теории и гипотез решения проблем; переосмысления прежнего опыта (этап концептуализации). На четвертом этапе обучения – экспериментировании – подвергаются проверке выдвинутые гипотезы, решаются проблемы и задачи, что способствует приобретению учеником нового опыта.

Современные дидактические принципы средней и высшей школы

История дидактики характеризуется постоянным стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать требования к деятельности педагогов, соблюдение которых обеспечило бы качество образования.

Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса и логике их развертывания: целям и задачам; отбору содержания; выбору форм и методов обучения, стимулированию, контролю; планированию и рефлексии. Анализ многочисленных разработок систем дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие:

- научности,

- сознательности и активности,

- систематичности и последовательности,

- наглядности,

- доступности,

- прочности,

- связи теории и практики обучения с жизнью,

- индивидуализации и дифференциации.

Таблица 19

Дидактические принципы

Дидактические принципы Проявление дидактических принципов обучения
1. Научность Соответствие учебного материала уровню современной науки, включение в учебные предметы информации о новейших достижениях и открытиях. Отражение структурных связей в учебном материале, адекватных связям внутри научной теории и системе методологических знаний, включающей: общенаучные термины, знания о структуре знаний и знания о методах научного познания.
2. Сознательность и активность Взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмыслении учениками целей и задач обучения, в знании ведущих идей темы и фактов, понимании учебного материала и умении его применять на практике. Основа сознательности – речемыслительная и волевая активность учащихся. Активность связана с самостоятельностью мысли и действий.
3. Систематичность и последовательность Отражение содержательно-логических связей учебной дисциплины с учетом познавательных возможностей учащихся, их предшествующей подготовки, содержания других предметов; это получение знаний в системе, последовательное овладение знаниями, умениями и навыками. Этот принцип предполагает реализацию межпредметных связей: согласованное изучение теорий, законов, понятий, общих для родственных предметов, общенаучных методов познания и методологических принципов, формирование общих видов деятельности и систем отношений.
4. Наглядность Опора на реальные представления учеников. В основе этого принципа лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Реализовать принцип наглядности на уроке – значит включить учащихся в деятельность, связанную с моделированием, идеализацией, мысленным экспериментированием.
5. Доступность Соответствие объема и уровня сложности учебного материала реальным возможностям школьника в зоне его ближайшего развития.
6. Прочность Основательное изучение учебного материала, при котором учащиеся способны воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях. Прочность овладения учащимися знаниями, умениями и навыками зависит, как от объективных факторов (содержания и структуры учебного материала), так и от субъективного отношения учеников к учебному предмету, самообразованию, учителю. Прочность усвоения обуславливается организацией и способами обучения. Память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее учебный материал, чем активнее в его получении участвуют учащиеся, тем прочнее этот материал закрепляется и сохраняется.
7. Связь теории и практики обучения с жизнью Включение в содержание учебных дисциплин способов учебно-познавательной и исследовательской деятельности, а также материала прикладного характера, связанного с наблюдением и объяснением явлений природы и явлений, происходящих в тех или иных областях человеческой деятельности.
8. Индивидуализация и дифференциация Соответствие содержания, форм, методов, темпов обучения интересам, способностям, потребностям и профессиональным намерениям учащихся.

В дидактике высшей школы выделяются принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в вузах: фундаментальности, предполагающий освоение инвариантного комплекса знаний, который выступает в виде основы или фундамента формирования важнейших профессиональных умений и профессионального мышления выпускников; обеспечения единства научной и учебной деятельности студентов (И.И. Кобыляцкий); профессиональной направленности (А.В. Барабанщиков); профессиональной мобильности (Ю.В. Киселев, В.А. Лисицын и др.); проблемность (Т.В. Кудрявцев); эмоциональности и мажорности всего процесса обучения (Р.А. Низамов, Ф.И. Науменко).

В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые бы обобщили все существующие принципы. Такими принципами могут выступать:

- ориентированность высшего образования на воспитание интеллектуально, нравственно и физически развитой личности студента, мобильных и конкурентоспособных специалистов, готовых жить и трудиться в мире «изменений»;

- соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

- преемственности и непрерывности образования, реализующими взаимосвязь не только между бакалаврской и магистерской ступенями вузовской подготовки, но и со средней школой и послевузовским образованием;

- оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

- широкое применение личностно-ориентированных, компьютерных технологий, активных методов и форм обучения на различных этапах подготовки специалистов;

- соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем состоит сущность концепции активности в процессе обучения?

2. Раскройте основные функции обучения.

3. Выделите и раскройте сущность структурных компонентов процесса обучения.

4. Чем определяются целостность и комплексный характер процесса обучения?

5. Выделите структурные компоненты деятельности учителя и ученика в процессе обучения.

6. Раскройте смысл пирамиды запоминания (по Ч. Бонвелу).

7. Определите этапы усвоения знаний (психологический аспект). Что такое полный цикл учебно-познавательной деятельности ученика?

8. Охарактеризуйте этапы процесса обучения, основанного на опыте учащегося.

9. Определите основные дидактические принципы в средней школе.

10. Какова специфика проявления дидактических принципов в высшей школе?

Наши рекомендации