II. Основная часть занятия. 1. Закрепление знаний о буквах занятия
1. Закрепление знаний о буквах занятия. Припоминание сходства и различий букв занятия. Припоминание символов для схематичного обозначения букв ц-щ.
2. Развитие логического мышления. Определение предмета по предложенным признакам.
Логопед: Отгадайте героев занятия по описанию.
Первый - желтый, пушистый, пищит, дружит с буквой Ц, появляется из скорлупы. (Цыплёнок.)
Вторая - бывает различного цвета: зелёного, синего, серого, лапки с перепонками. Имеет длинный хвост, появляется из скорлупы, умеет ползать. «Дружит» с обеими буквами занятия. (Ящерица.)
Третий - пушистый, игривый, шаловливый, когда вырастет, будет охранять дом. Ему нравится буква щ. (Щенок.) После называния всех героев логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия. Дети расставляют буквы ц-щ под картинки.
3. Развитие навыков слогового анализа и синтеза (задание 7. с. 28).
Логопед: Щенок, цыпленок и ящерица принесли вам много заданий. Вот первое из них.
Слова: пища, роща, гуща, щавель, щадить, лисица, лица, шлица*, цапля, цари, царица. |
Составьте новые слова при помощи моделей и объясните значение полученных слов.
Дифференциация букв «ц — щ» 73
Объяснить детям значение слов, отмеченных звездочкой.
4. Развитие умения подбирать родственные слова (задание 8. с. 28).
Логопед: Запишите к словам ВЕЩЬ, ЦВЕТОК, ПОМОЩНИЦА родственные слова и укажите наличие в них общей части и буквы занятия.
Дети выполняют задание с предварительным анализом.
5. Развитие слухового внимания и логического мышления.
Логопед: Герои занятия записали слова, но очень торопились и пропустили свои любимые буквы. Вставьте в записанные на доске слова буквы и прочитайте слова.
6. Развитие зрительного внимания.
Логопед: Цыпленок очень хотел, чтобы его друзья поселились рядом с ним. Щенку это не сложно - его будка стоит как раз на птичьем дворе. А вот ящерка боится приходить на двор, она опасается других птиц и домашних животных. Тогда щенок и цыплёнок решили построить для неё домик.
Пособие «Ящик» (карточки на каждого ребенка)
Логопед: Подчеркните все буквы ц - синим карандашом, а все буквы щ - зелёным карандашом, и дом для ящерки будет готов.
7.Пальчиковая гимнастика.
Упражнения «Цапли», «Деревцо», «Ящерица».
8. Развитие навыков конструирования. Работа с палочками или спичками.
Логопед: Выложите по заданию логопеда или по образцу фигуры: «Цапли», «Дерево», «Ящик», «Цветок».
74 Конспекты занятий по коррекции оптической биографии
9. Развитие звукового анализа.
Логопед: Ящерица очень довольна новым домом. Она принесла в подарок своим друзьям необычные цветы.
Логопед выставляет пособие «Цветы».
Посмотрите, бабочки летят к понравившимся цветам, чтобы образовать с написанными на них словами новые. Какие слова у них получатся?
Ответы: каменщик, носильщик, певица. Что общего между этими словами? (Это профессии.)
10. Работа на уровне текста (задание 9. с. 28-29).
1 й класс. Логопед: Вставьте буквы в слова и запишите предложения.
У меня живёт ...енок.
Борис сложил огур..ы в я...ик.
...енок выскочил на ули...у.
2-й класс. Логопед: Вставьте буквы в слова и прочитайте предложения. Переставьте предложения так, чтобы получился рассказ.
Когда мальчик уходил в школу, ...енок шалил со ...ёткой.
У Бори жил маленький ...енок.
Боря и ...енок были настоя...ими друзьями.
Боря кормил ...енка молоком.
Запишите текст в тетрадь. Прочитайте его. Выделите в словах буквы занятия: букву ц обведите синим кружком, а щ - зеленым.
Дифференциация букв «З-Е» 75
III. Итог занятия (задание 10, с. 29).
Логопед: Посмотрите на картинку. Какие предметы вы на ней видите? Назовите их и запишите названия под соответствующими буквами.
ЗАНЯТИЕ 23
Тема: Дифференциация букв З-Е.
Цели: познакомить детей с буквами занятия; закрепить знания детей о написании букв Е - 3; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, соотносить буквы занятия со звуками и символами для схематичного их обозначения; закрепить знания детей о правописании имён собственных; развивать у детей логическое мышление, кинетические, пространственные и зрительно-пространственные представления, зрительное восприятие; научить детей дифференцировать понятия «правый» - «левый »; закрепить у детей навыки ориентировки в схеме тела.
Оборудование: заглавные рукописные буквы 3-Е (запись на доске); стрелки (рисунок на доске); верёвочки для конструирования букв занятия; раздаточные карточки с изображением букв 3-Е; картинки с изображением героев занятия (Золушка и Емеля); стрелки двух цветов: красная, чёрная - символы для обозначения букв занятия (красная направлена вправо, чёрная - влево); предметные картинки: Знайка, Златовласка, Зевс; карточки со словами: «всемогущий», «бедная», «умный», «добродушный», «прекрасная»; ребусы; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1.Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, какие две рукописные заглавные буквы спрятались в этом изображении? (3 - Е.)
2. Сформулировать тему занятия и записать ее па доске.
76 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии