Групповая дифференциация и интеграция
В каждой группе между членами складываются определенные межличностные отношения. Все межличностные отношения условно делятся на деловые, или отношения ответственной зависимости, и личные, образующиеся на основе симпатии, антипатии, дружбы, любви, общих интересов. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами обладает определенным групповым статусом. Статус - это права и обязанности, закрепленные за членом группы и определяющие его внутригрупповое положение и престиж. Престиж отражает признание или не признание группой заслуг и достоинств его членов. Определенный групповой статус и престиж создают картину групповой дифференциации. За внешне различаемой дифференциацией скрывается картина межличностных предпочтений и выборов, которые обнаруживаются в результате длительного, систематического педагогического наблюдения либо путем экспериментального изучения.
В психологии различаются две основные системы внутренней дифференциации группы; социометрические и референтометрические предпочтения и выборы. Важным фактором для понимания групповой дифференциации являются симпатия и эмоциональное предпочтение.
Для изучения межличностных предпочтений в группах применяется метод социометрии, предложенный американским психологом Дж. Морено. В основу социометрической процедуры положен критерий выбора в виде вопроса, ответ на который позволяет выбрать партнера для выполнения какой-либо совместной деятельности. Классический критерий, используемый для проведения социометрии в школьном классе, - "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой в 1-ю, 2-ю, 3-ю и т. д. очередь?" Дальнейший социометрический анализ позволяет выявить следующее:
1) социометрический статус каждого члена группы:
- первая статусная категория - социометрические "звезды" или наиболее популярные члены группы,
- вторая статусная категория — "предпочитаемые", или "принятые",
-третья статусная категория -"пренебрегаемые", или "непринятые",
- четвертая статусная категория - "отверженные" или "изолированные";
2)степень взаимности - не взаимности межличностных выборов;
3) мотивационное ядро предпочтительности в системе межличностных отношений;
4) степень эмоционального благополучия каждого члена и психологический климат группы в целом.
Изучение межличностных отношений в группе позволяет глубже понять их характер и оказать педагогическое воздействие на членов группы, особенно на тех, кто имеет низкий социометрический статус.
Для выявления факта референтной предпочтительности применяется особый методический прием - референтометрия. Идея референтометрии состоит в том, чтобы, с одной стороны, дать возможность испытуемому ознакомиться с мнением любого члена группы по поводу заранее отобранных и значимых для него объектов (в том числе с оценкой его, испытуемого, личных качеств), а с другой стороны, строго ограничить таких избираемых лиц. В результате испытуемый оказывается в ситуации высокой степени избирательности к кругу лиц, чье мнение и оценка его привлекали раньше других.
Референтометрический анализ позволяет выявить следующее:
- наличие в группе особой системы предпочтений и выборов на основе признака референтности;
- представление о статусной структуре группы;
- взаимность предпочтений или ее отсутствие;
- мотивационное ядро выбора и др.
В отличие от социометрической сети основанием для выбора оказываются не симпатии или антипатии, а ценностный фактор. Педагогическое воздействие на индивида, который является референтным для тех, кто наделяет его этим качеством, позволяет оказывать косвенное, но достаточно сильное влияние на всю данную группу лиц.
Наряду с групповой дифференциацией имеет место такой групповой феномен, как интеграция. Интеграция в группах и коллективах характеризуется внутренним единством их членов и проявляется в групповой идентификации, сплоченности как ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Результатом интеграции личности в коллективе становится его совместимость с другими его членами в общении и деятельности.
Групповая идентификация - это особый характер мотивации поступков, когда субъект, исходя из нравственных принципов, действенно относится к другим членам коллектива, как к самому себе, а к себе — как ко всем другим в своем коллективе. В коллективистской идентификации противопоставление "я" и "они" снимается понятием "мы". Важным параметром групповой интеграции является действенная групповая идентификация, или сочувствие как соучаствование.
Групповая сплоченность означает готовность членов группы оказывать друг другу поддержку. Члены сплоченной группы охотно обсуждают актуальные для них вопросы, оказывают взаимную помощь, проявляют повышенный интерес к совместной деятельности. В такой группе царит высоко моральный дух. Однако чрезмерная сплоченность может порождать такой групповой феномен, как "огруппление мышления", ведущее к консерватизму общегрупповых мнений и решений и отсутствию творческого подхода в нестандартных ситуациях.
Феномен возложения ответственности за результаты совместной деятельности проявляется в признании правомерности отнесения возможных социальных санкций в форме одобрения или наказания за успех или неудачу в совместной деятельности к себе лично или к другим лицам в группе.