Групповая дифференциация и интеграция

В каждой группе между членами складываются определенные межличностные отношения. Все межличностные отношения услов­но делятся на деловые, или отношения ответственной зависимости, и личные, образующиеся на основе симпатии, антипатии, дружбы, любви, общих интересов. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами обладает определен­ным групповым статусом. Статус - это права и обязанности, закреп­ленные за членом группы и определяющие его внутригрупповое по­ложение и престиж. Престиж отражает признание или не признание группой заслуг и достоинств его членов. Определенный групповой статус и престиж создают картину групповой дифференциации. За внешне различаемой дифференциацией скрывается картина межлич­ностных предпочтений и выборов, которые обнаруживаются в ре­зультате длительного, систематического педагогического наблюде­ния либо путем экспериментального изучения.

В психологии различаются две основные системы внутренней дифференциации группы; социометрические и референтометрические предпочтения и выборы. Важным фактором для понимания груп­повой дифференциации являются симпатия и эмоциональное пред­почтение.

Для изучения межличностных предпочтений в группах применя­ется метод социометрии, предложенный американским психологом Дж. Морено. В основу социометрической процедуры положен кри­терий выбора в виде вопроса, ответ на который позволяет выбрать партнера для выполнения какой-либо совместной деятельности. Классический критерий, используемый для проведения социометрии в школьном классе, - "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой в 1-ю, 2-ю, 3-ю и т. д. очередь?" Дальнейший социометрический анализ по­зволяет выявить следующее:

1) социометрический статус каждого члена группы:

- первая статусная категория - социометрические "звезды" или наиболее популярные члены группы,

- вторая статусная категория — "предпочитаемые", или "принятые",
-третья статусная категория -"пренебрегаемые", или "непринятые",

- четвертая статусная категория - "отверженные" или "изолиро­ванные";

2)степень взаимности - не взаимности межличностных выборов;
3) мотивационное ядро предпочтительности в системе межлич­ностных отношений;

4) степень эмоционального благополучия каждого члена и пси­хологический климат группы в целом.

Изучение межличностных отношений в группе позволяет глуб­же понять их характер и оказать педагогическое воздействие на чле­нов группы, особенно на тех, кто имеет низкий социометрический статус.

Для выявления факта референтной предпочтительности приме­няется особый методический прием - референтометрия. Идея референтометрии состоит в том, чтобы, с одной стороны, дать возмож­ность испытуемому ознакомиться с мнением любого члена группы по поводу заранее отобранных и значимых для него объектов (в том числе с оценкой его, испытуемого, личных качеств), а с другой сто­роны, строго ограничить таких избираемых лиц. В результате испы­туемый оказывается в ситуации высокой степени избирательности к кругу лиц, чье мнение и оценка его привлекали раньше других.

Референтометрический анализ позволяет выявить следующее:

- наличие в группе особой системы предпочтений и выборов на основе признака референтности;

- представление о статусной структуре группы;

- взаимность предпочтений или ее отсутствие;

- мотивационное ядро выбора и др.

В отличие от социометрической сети основанием для выбора ока­зываются не симпатии или антипатии, а ценностный фактор. Педаго­гическое воздействие на индивида, который является референтным для тех, кто наделяет его этим качеством, позволяет оказывать косвенное, но достаточно сильное влияние на всю данную группу лиц.

Наряду с групповой дифференциацией имеет место такой груп­повой феномен, как интеграция. Интеграция в группах и коллекти­вах характеризуется внутренним единством их членов и проявляется в групповой идентификации, сплоченности как ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответ­ственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Резуль­татом интеграции личности в коллективе становится его совмести­мость с другими его членами в общении и деятельности.

Групповая идентификация - это особый характер мотивации по­ступков, когда субъект, исходя из нравственных принципов, действен­но относится к другим членам коллектива, как к самому себе, а к себе — как ко всем другим в своем коллективе. В коллективистской иденти­фикации противопоставление "я" и "они" снимается понятием "мы". Важным параметром групповой интеграции является действенная груп­повая идентификация, или сочувствие как соучаствование.

Групповая сплоченность означает готовность членов группы ока­зывать друг другу поддержку. Члены сплоченной группы охотно об­суждают актуальные для них вопросы, оказывают взаимную помощь, проявляют повышенный интерес к совместной деятельности. В такой группе царит высоко моральный дух. Однако чрезмерная сплоченность может порождать такой групповой феномен, как "огруппление мыш­ления", ведущее к консерватизму общегрупповых мнений и решений и отсутствию творческого подхода в нестандартных ситуациях.

Феномен возложения ответственности за результаты совместной деятельности проявляется в признании правомерности отнесения возможных социальных санкций в форме одобрения или наказания за успех или неудачу в совместной деятельности к себе лично или к другим лицам в группе.

Наши рекомендации