Обсуждение итогов конференции.
Феномен иронии в картине мира литературной личности: лингвориторические стратегии.
Общая характеристика комплексного филологического проекта
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ:
ФОРУМ РУСИСТОВ В СОЧИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»
Мая 2017 г.
Цель проекта – организация, дискуссионное стимулирование, синергетическое развитие и популяризация результатов эффективной коллегиальной речемыслительной деятельности участников форума. Ядро проблематики – русскоговорящая профессиональная языковая личность, рассматриваемая в различных аспектах:
– формирование и самопроектирование профессиональной языковой личности обучающего и обучающегося;
– взаимопроникновение подструктур «первичной» и «вторичной» языковой личности: русский язык – иностранные языки – родные национальные языки;
– писательское творчество (языковая и литературная личность автора) и филологический поиск (языковая личность литературного критика, ученого-филолога – лингвиста и литературоведа, переводчика, преподавателя-русиста, учителя-словесника) и др.
Планируется сформулировать инновационные предложения по направлениям исследований в пограничных зонах филологических и педагогических дисциплин, разработать практические рекомендации для образовательной сферы.
Новый проект Сочинского госуниверситета включает цикл из трех филологических мероприятий и, тем самым, формирует многомерный исследовательский континуум ментального пространства коллегиальной языковой личности отечественных и зарубежных русистов.
ТРИ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРУМА:
ü II Стратегическая сессия«Совещание экспертов-филологов российских и зарубежных вузов по проблемам формирования речемыслительной культуры в высшей школе».Основные направления разработки:
- профессорско-преподавательский корпус высшей школы как коллегиальный субъект системного повышения культуры и эффективности русскоязычной коммуникации; организующая и вдохновляющая роль филологов;
- системное применения компетентностного подхода Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС-3+, ФГОС-4) в формировании речемыслительной культуры обучающегося;
- интегральная лингвориторическая (ЛР) компетенция (включая языковую, текстовую, коммуникативную, этнокультурно-речевую субкомпетенции) и механизмы ее реализации как ядро системного применениякомпетентностного подхода ФГОС;
- универсальные ЛР алгоритмы речевой деятельности и преемственность ступеней обучения при формировании прагматикона, тезауруса, ассоциативно-вербальной сети, функционального синтез-уровня языковой личности обучающегося;
– теория и практика подготовки будущего специалиста как активного субъекта дискурсивных процессов в различных сферах, видах, формах, жанрах речемыслительной деятельности:
- оратория, полемика, дискуссия, беседа, деловая игра, мозговой штурм и др.;
- литературно-художественная рецепция / репродукция / продукция и др.;
- институциональные виды дискурса как поле самореализации языковой личности: общественно-политический, педагогический, журналистский, PR, рекламный и др.
ü I Международная научно-методическая конференция«Лингвориторические основы самопроектирования сильной языковой личности диалогического типа (русский язык как родной, как государственный, как иностранный)».Направления:
- гармонизирующий диалог как аксиома эффективной речевой коммуникации и другие параметры современной идеальной модели языковой личности выпускника разных образовательных ступеней с учетом динамики дискурсивных процессов планеты Земля;
- стратегия и тактика изучения и формирования речемыслительной культуры сильной русскоговорящей языковой личности в синергетике филологических, педагогических, психологических, философских, культурологических исследований, практики обучения и воспитательного процесса;
- креативно-методический потенциал концепции непрерывного ЛР образования: становление, формирование и самопроектирование сильной русскоговорящей языковой личности диалогического, демократического, поликультурного типа на всех образовательных ступенях;
- современные технологии обучения эффективной речемыслительно деятельности: ментальная карта, граф, топиковая модель, риторический эскиз, алгоритмы текстовых действий и др.;
- критерии этически ответственного речевого поступка и категория ЛР идеала в свете коммуникативных реалий ХХI века;
- инновации в подготовке профессиональной языковой личности преподавателя русского языка и литературы, русиста-исследователя на пороге III тысячелетия;
- закономерности оптимального функционирования и технологии сопряженного формирования психолингвистических подструктур би- и полилингвальной языковой личности как дееспособного, активного, творческого субъекта дискурсивных процессов в условиях информационного общества эпохи глобализации;
- анализ и обобщение опыта лингводидактов разных стран в продвижении своих национальных языков в мировом полиэтносоциокультурно-образовательном пространстве, транспонирование креативных идей, подходов, технологий в область преподавания русского языка за рубежом.
ü II Международная научно-методическая конференция «Творчество русскоязычных писателей, покинувших Россию в 80-90-е годы ХХ века: проблемы системного осмысления и популяризации». Основными объектами изучения являются:
- третья и четвертая волны русской литературной эмиграции, их специфика (тематическое и жанровой своеобразие);
- творчество писателей-эмигрантов 80–90-х годов ХХ века в общем контексте русского литературного зарубежья постсоветского периода, включая современность;
- «белые пятна» в изучении литературного процесса русского зарубежья предшествующего периода, в том числе творчества русских и русскоязычных писателей стран СНГ .
- становление в образовательном процессе русского (русскоязычного) писателя как литературной личности особого типа, методы и приемы индивидуальной работы с одаренной молодежью. (См. далее «Для справок»).
Материалы форума будут опубликованы в выпусках журнала «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты», № 22 (1, 2) за 2017 г. В случае поддержки фондом «Русский мир» (решение в ноябре 2016 г.) – публикация без оплаты.
Руководитель проекта – Ворожбитова Александра Анатольевна, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник ВПО РФ, профессор кафедры социально-гуманитарных и философских дисциплин ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет».
ДЛЯ СПРАВОК. В целях концептуальной преемственности ниже представлены задачи, направления и концептуальные предложения первой конференции по литературе русского зарубежья (май 2015 г.). Материалы опубликованы: Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2015. №20. http://elibrary.ru/title_about.asp?id=37965).
Задачи конференции:
· Подведение итогов изучения творчества известных российских писателей 80-х – 90-х годов XX века – эмигрантов.
· Презентация малоизвестных текстов писателей-эмигрантов указанного периода, поиск, изучение и систематизация их творческого наследия.
· Осмысление реалий постсоветской России, претворенных в творчестве, осмысление динамики изменений ментальности населения в контексте социальных, экономических, политических перемен Русского мира.
· Выявление персоналий писателей, художественно воплотивших в своем творчестве указанную выше проблематику, систематизация их творчества и создание программы популяризации их творческого наследия.
· Создание «литературной карты» писателей-эмигрантов.
· Литературная личность в русском зарубежье: лингвориторический подход.
· Консолидация творческих сил российского общества в целях пропаганды русской культуры, русской литературы, русского языка как фактора формирования национального самосознания россиян, установления толерантности как необходимой черты менталитета на пороге третьего тысячелетия.
· Создание теоретико-методического сопровождения образовательного процесса в системе «Школа – ссуз – вуз»:
- методические рекомендации для учителей-словесников и преподавателей ссузов и вузов;
- внедрение материалов исследования в учебные программы соответствующих дисциплин вуза, ссуза, школы;
- обучающие семинары для учителей-словесников средних школ (старшее звено), для преподавателей ссузов и др.
Ключевые направления конференции:
1. Теоретические и прикладные аспекты описания литературной личности русского зарубежья.
2. Творчество русскоязычных писателей, покинувших Россию в 80–90-е годы ХХ века: герменевтический подход.
3. Лингвориторические аспекты исследования дискурсивных процессов русской литературной эмиграции.
4. Проблемы преподавания литературы русского зарубежья 80–90-х гг. ХХ века.
Обсуждение итогов конференции.