Разработать замысел, то есть, с учётом главной функции постановки определить своё художественно-эмоциональное отношение к данному факту.

Режиссура зрелищ и праздников возникла сравнительно недавно. Но зрелостью своей дерзко бросает вызов многим тем, кто уже века венчает своим присутствием божественный Олимп искусства. Режиссерское начало всегда существовало в организации празднеств. Оно в простых ритуальных формах прошлого, в старинных народных обрядах и играх минувших столетий. Люди всегда стремились к соединению социального и эстетически совершенного. В этом отношении нет принципиального различия между праздничным действием минувших эпох и современными новейшими праздниками. Но специфика современного праздника в его п р о е к т н о м характере,

Исходным в творчестве режиссера являются закономерности праздничного формообразования, основанные на цельности образного мышления режиссера и его способности соединять воедино и регулировать взаимоотношения социальной и художественной культуры. И тогда на место хаоса праздничных форм приходит упорядоченная система, внутри которой находится человек.

Безусловно, что праздник является эстетическим явлением по своей природе. Чем ближе мы рассматриваем природу режиссерского творчества в празднике, тем больше мы склоняемся к мысли, что праздник - искусство. Но, чем ближе мы подвигаемся к той социальной среде, в которой развивается праздничное действо, тем больше в нем проступает социальное начало.

Следовательно, исходным в творчестве режиссера празднеств с одной стороны, является специфика той социальной среды, в которой развивается праздничное действо, а с другой - законы художественного творчества. Но, следует оговориться, взятые не в чистом виде, а как бы преломленные сквозь призму “документальности” праздничного действия.

Наиболее трудно отделить эту режиссуру от театральной режиссуры.. Но, если в театре мы имеем дело с художественным действием, то в празднике (по термину Бахтина) с действием паратеатральным. Если, как мы говорим, художественная деятельность - это осуществление обусловленных действий в обусловленных обстоятельствах, то сам художественный действенный факт - двигатель нашего действия, от начала и до конца есть субстанция вымышленная, искусственно созидаемая.

И, наоборот, факт, положенный в основу праздничного действия является по своей природе фактом “документальным” по отношению к самому празднику. Если в первом случае режиссура - это есть создание ранее не существовавшего сценического явления, то в режиссуре празднества режиссер соединяет и компонует в общую композицию факты, события и явления, созданные другими профессионалами или существующие “документально” помимо воли и желания постановщика.

В результате чего возникает новая функционально-творческая структура, обладающая совершенно конкретными новыми свойствами. Именно поэтому деятельность режиссера празднества - творческий процесс.

Однако, результат деятельности рождается не столько из задач её и целей, сколько из тех средств, которыми пользуется профессионал. Композиция-это сочинительство. Игра ума. Тонкая, изящная игра смыслов. Сопоставление, сочетание и разделение, аналогии и ассоциации – всё то, что составляет творческий процесс с непредсказуемым результатом на выходе. Алгоритм работы режиссёра над композицией определяется не столько последовательностью операций, сколько эмоционально-художественным характером всего алгоритмического процесса.

А.Альтшулер когда то написал книгу под названием «Творчество как точная наука». Применимо ли к творчеству такая формулировка – можно спорить, но не это главное. В книге рассматриваются эвристические методы работы над изобретательскими задачами. Изобретатели-инженеры уже давно озаботились проблемой активизации творческого мышления и разработали целый ряд эвристических методик, которые, как нам кажется, с успехом могут взять на вооружение представители так называемых творческих профессий.

Прежде всего, отметим, что ЭВРИСТИКА – ЭТО НАУКА О ТВОРЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ, которая даёт нам возможность понять процесс творчества, как процесс активного преобразования. Но нас, пожалуй, в первую очередь будут интересовать не теоретические размышления, а тот практический опыт, который нам предлагает эта наука.

Обратимся сразу к её основополагающим постулатам. Их три. В процессе генерации творческих идей эвристика советует нам их строго придерживаться. Звучат они так:

Наши рекомендации