II. Проверка домашнего задания. III. Орфографическая разминка
III. Орфографическая разминка
Опустел (в) д.ревне са., П.т.нулись жура.ли.
П.утинки (в)даль л.тят, Расп.хнулись двери школ,
И (на) южный край з.мли Что за м.сяц (к) нам пр.шел?
(Сентябрь)
- Вставьте пропущенные орфограммы, оьъясните их написание. Раскройте скобки.
-Определите падеж имен существительных.
- Назовите осенние месяцы.
IV. Чистописание
С.нтябрь сверкать сиять
- Какое слово лишнее? Почему?
-Назовите слова, близкие по значению. Подберите к ним синонимы.
V. Создание проблемной ситуации
Упр. 113, стр. 71
V1. Работа с учебником
Знакомство с особенностями винительного падежа.
1.Упр. 114, с.72, упр.115
Расскажите о винительном падеже по плану: 1) значение, 2) вопросы, 3) предлоги, 4) роль в предложении.
Физкультминутка
2.Упр. 116, с.73
3.Работа с текстом:
Стала ель влису заметней,
Берижет густую тень
Падасиновик последний
Здвинул шапку набекрень.
А. Твардовский
- Исправьте ошибки.
-Поставьте над существительным в винительном падеже знак «+»
- Подчеркните однородные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания.
4. Работа с пословицами:
1) Красна, в, смерть, бою, и, за, Отчизну. 2) Кто, герой, за, истинный, горой, правду, тот. 3) Прочел, с, новую, другом, книгу, встретился. 4) Всяк, не кивай, свою, делай, на, работу, другого.
- Составьте из слов пословицы. Объясните их смысл.
-Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.
-Обозначьте падеж выделенных имен существительных.
5. Письмо по памяти:
Уж св.жо (на) заре,
Уж с.нтябрь (на) дв.ре.
И л.са и п.ля
(В) п.з.лоте!
А. Барто
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните их написание.
-Обозначьте падеж имен существительных.
-Сделайте морфемный разбор слова позолота.
Физкультминутка
6. Работа с текстом:
1 Ос.нь (в) л..су
Пр..шел с.нтябрь после августовских теплых дней (на)ступила з..л..тая осень (по) ..пушкам л..сов еще растут гр..бы (на) лесных п..лянах кр.хнеют гроздья р..бины (по) высокому небу б..гут ..блака.
По И. Соколову-Микитову
— Сколько предложений в тексте?
— Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
— Подчеркните безударные гласные одной чертой, непроверяемые гласные — двумя чертами.
— Подчеркните главные члены предложения.
— Определите род, число, падеж имен существительных.
— Чем красив месяц сентябрь?
7. Предупредительный диктант:
Особенно красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.
По И. Соколову-Микитову
— Определите падеж имен существительных.
— Обозначьте части речи
— Подчеркните однородные члены предложения.
— Волнистой линией подчеркните слова, в которых больше звуков, чем букв. Почему?
8. Работа с текстом:
Сентябрь
1)В, розовым, л.хные, покрываются, п..ляны, с.нтябре, к.вром. 2) Это, вереск, цв..тет. 3) В, ..вощей, уборка, с.нтябре, хл..ба, заканчивается, и. 4) Пустеют, п..ля, луга, и. 5) С, становится, все, каждым, х..д..днее, днем. 6) И, совсем, со..нце, по-в..синему, только, улыбается, иногда.
— Составьте из слов предложения.
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
— Определите падеж имен существительных. Подчеркните однородные члены предложения.
VII. Рефлексия
— На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? С какими предлогами они употребляются? Каким членом предложения являются?
Домашнее задание
Упр. 117, с. 74.
Урок 23. Тема: Творительный падеж
Цели:познакомить с особенностями творительного падежа; учить правильно употреблять существительные в творительном падеже; развивать речь учащихся; показать красоту осенней природы в октябре.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся зачитывают предложения, в которых употреблены имена существительные в винительном падеже.