Устное выступление и научный стиль речи

Структура устного выступления
устное выступление и научный стиль речи - student2.ru


устное выступление и научный стиль речи - student2.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРАВИЛА ПРЕЗЕНТАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

(ПО Р.КЛАЙЭМУ И И.ЛУДИНУ)

Проверка» подготовленности компьютерной презентации

Убедитесь, что слайды вашей презентации:


  • выдержаны в едином стиле;

  • содержат трудно воспринимаемую информацию — формулы, вы­числения, таблицы, рисунки, схемы и т.п.;

  • содержат много пустого места и не являются однообразными;

  • включают графики/диаграммы, дающие визуальную поддержку и

  • вносящие ясность;

  • напечатаны достаточно крупно, чтобы все их могли прочесть;

  • имеют не больше девяти элементов на странице (правило 7 + 2);

  • имеют списки с отступами, показывающие иерархию.


При использовании слайдов:


  • оставляйте слайд на виду, только пока он нужен;

  • не читайте все, что представлено на слайде;

  • используйте цвет, шрифт, чтобы подчеркнуть важные моменты.

Правила использования хэндаутов

Если вы раздаете хэндауты:


  • не читайте все, что на них написано;

  • обеспечьте их в достаточном количестве (каждому из присутству­ющих);

  • сделайте их ясными, краткими и понятными;

  • не допускайте противоречия содержания хэндаутов с текстом вы­ступления;

  • по возможности оставьте хэндауты слушающим.

Правила использования демонстрационных пособий

Пользуясь демонстрационными пособиями:


  • проследите, чтобы все могли их видеть;

  • держите их на виду, только пока они нужны;

  • показывайте их по очереди;

  • подготовьте их перед выступлением;

  • говорите, повернувшись к слушателям, а не к пособию.

Борьба с вредными привычками

Избегайте следующих вредных привычек


  • вставлять в речь «э-э», «м-м», «значит»;

  • крутить в руках ручки и карандаши;

  • держать руки в карманах;

  • перебирать в карманах мелочь;

  • держаться за кафедру или опираться на нее;

  • ходить взад-вперед;

  • постоянно приглаживать волосы;

  • нервно кашлять;

  • размахивать указкой.

Борьба со страхом

Бороться со страхом перед аудиторией можно следующим образом:


    • направляйте нервное напряжение в движение;

    • направляйте нервное напряжение в голосовые модуляции;

    • хорошо выспитесь перед выступлением;

    • узнайте как можно больше о своих слушателях;

    • пообщайтесь со слушателями перед выступлением;

    • воспринимайте свой страх как нечто естественное;

    • наберите воздуха, прежде чем начать говорить;

    • рассматривайте свою аудиторию как одного человека.

Глоссарий

Актуальный— важный, существенный для настоящего момента.

Аннотация— краткая информация о каком-либо издании; характери­стика документа, его части или группы документов с точки зрения назна­чения, содержания, формы и других особенностей.

Апробация(лат. арртоЬаИо) — одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

Аргумент(лат. агдшпепШт) — суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.

Аспект(от лат. азресШа — вид, взгляд) — точка зрения, с позиции кото­рой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, поня­тия, явления.

Библиография— 1) научное, систематизированное по какому-либо признаку перечисление и описание книг и других изданий.

2) отрасль знания о способах и методах составления подобных описа­ний.

Введение— вступительная, начальная часть чего-нибудь.

Выписка— выделенная из источника и записанная читателем нужная мысль.

Гипотеза(от греч. ЛурАЛевгз — основание, предположение) — научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Дедукция (от лат. йейисИо — выведение) — вывод, рассуждение от «об­щего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, по­стулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием — следствия из посылок, теоремы.

Задача— это то, что требует исполнения, разрешения.

Заключение— последняя часть, конец чего-нибудь.

Индукция(от лат. тйисПо — наведение) — вывод, рассуждение от «ча­стного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипо­тезе.

Изложить— 1) описать, передать устно или письменно; 2) кратко пе­ресказать содержание чего-нибудь.

Изучить— 1) постичь учением, усвоить в процессе обучения; 2) науч­но исследовать, познать; 3) внимательно наблюдая, ознакомиться, понять.

Ключевое слово— слово или словосочетание, наиболее полно и спе­цифично характеризующее содержание текста или его части.

Контекст(от лат. соп1ех1из — соединение, связь) — относительно за­конченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно опреде­ляется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т. п.

Концепция(от лат. сопсерИо — понимание, система) — система взгля­дов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различ­ных видов деятельности.

Конспект— последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Методология научного познания— учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Обзор— документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные при анализе первоисточников.

Обобщить— сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь.

Объект исследования— процесс или явление, порождающее проблем­ную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследований— то, что находится в границах объекта иссле­дования в определенном аспекте рассмотрения.

План— замысел, проект, основные черты какой-либо работы, изложе­ния; способ рассмотрения, построения, подхода к чему-либо.

Принцип(от лат. рппаршт — начало, основание) — основное, исход­ное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема(от греч. ргоЫёта — задача, задание) — теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Систематизировать— привести (-водить) в систему. Система — опре­деленный порядок в расположении и связи действий.

Статья— самостоятельное научное произведение, представляющее собой изложение мыслей по актуальной научной проблеме

Тезаурус(от греч. (Ъёзаигов — сокровище) — словарь, в котором мак­симально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте; упорядочение множества базовых понятий, выстраиваемых от общего, значительного к частному, конкретному (другими словами — пере­вернутая пирамида).

Тезис(от греч. йеяг'в — положение, утверждение) — утверждение, тре­бующее доказательства; более широко — положение, краткое изложение какой-либо идеи, а также одна из основных мыслей лекции, доклада, сочи­нения.

Теория(от греч. (Леола — рассмотрение, исследование) — система ос­новных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, даю­щая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Факт(от лат. {асгшп — сделанное, совершившееся) — событие, резуль­тат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирую­щие эмпирическое знание.

Хендаут(от англ. Лапа1 ои1 — каждому в руки) — раздаточный матери­ал, в котором отражены основные положения доклада, выступления.

Цель— предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.


литература

Абулъханова-Славстя К. А. Стратегия души. — М, 1991.

Ананьев Б. Г, Человек как предмет познания. — СПб., 2002.

Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.

Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро-ванного образования // Педагогика. — 1997.— №4. — С. 32.

Брызгалова С. И. Введение в научно-педагогическое исследование: учеб, пособие. — Калининград, 2001.

Вайдорф-Сысоева М. Е, Технология исполнения и оформления научно-исследовательской работы: учеб.-метод, пособие. — М., 2006.

Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. — М., 1976.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи / Л. А. Введен-ская, Л. Г. Павлова. — Ростов н/Д, 2005.

Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломно­го образования педагога. — Псков, 1997.

Гафитулия М.С. Публичное выступление на конференции // ^V^(V\V.^п^е1дате.га/\Vо^с^/рп13.

Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Офор­мление научной работы: учеб, пособие. — М., 1991.

Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1994.

Исследовательская деятельность студентов: учеб, пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. — М., 2005.

Исследовательская деятельность в педагогических училищах и коллед­жах: материалы научно-практической конференции. — СПб., 1998.

Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследова­ния. — М., 1982.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки россий­ской психологии. — М., 1994.

Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обуче­ния: учеб, пособие. — М., 2000.

Клайэм Р., Лудин И. Встать и выступить. Высокое искусство презента­ции / пер. с англ. М. Ю. Смолина. — СПб., 2002.

Краевский В. В. Методология педагогического исследования. — Сама­ра, 1994.

Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для студ. и асп. гуманитар. ун-тов.— СПб., 2001.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник. — М., 1993.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. — 2002.— № 2.

Лаврененко Л.Я., Лаврененко М.М., Радзивилова Г. А., Толкачева О. А. Научно-исследовательская работа студентов: Метод, рекомендации для студентов факультета иностранных языков. — М, 2006.

Леммерман X. Учебник риторики. — М., 1998.

ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

Методика педагогического исследования. / сост. А. П .Братковский, В.И.Ерхов. — М., 1997.

Методы дипломных исследований: метод, пособие / под ред. Ф.С.Ве-селкова. — СПб., 1997.

Новиков А. М, Методология образования. — М., 2002.

Основы научной речи: учеб, пособие / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С.А.Вишнякова и др.; под ред. В.В.Химика, Л. Б. Волковой. — СПб., 2003.

Психология: словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошев-ского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990.

Пумпянский А. Л. Введение в практику перевода научной и технической литературы. — М., 1983.

Ребрик С. Презентация: 10 уроков. — М., 2004.

Скаткин М.Н. Введение в научное исследование по педагогике. — М., 1988.

Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятель­ность: учеб, пособие. — М., 2001.

Сластён ин В. А. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования. — М., 2002.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. — М.,2000.

Солимар Л. Как писать научные статьи // пйр://ш\\г\улЪтп.т5к.8и/ угчГогосо/УУ/РАРЕК5/5С11АКС1/.ГОКЕ/.ЮКЕ2.НТМ;

Соловьева Н. Н. Основы организации учебно-научной работы студен­та: учеб.-метод, пособие для самостоятельной работы студентов. — М., 2003.

Сопер П. А. Основы искусства речи. — М., 1992.

Стернин И. А. Практическая риторика: учеб, пособие. — М., 2003.

Сысоева М. Е. Организация научно-исследовательской работы студен­тов: программно-метод. пособие. — М., 2000.

Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блес­ком ее провести: пер с англ. А.Д.Иорданского. — М., 2001.

оглавление

Предисловие............................................................................................................ 3

Наши рекомендации