Требования к уровню подготовки учащихся. Срок реализации:4 месяца

Возраст детей 9-10 лет

Срок реализации:4 месяца

Пояснительная записка

Одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Радуга» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Радуга » рассчитана на детей с 9 до 10 лет, 4 класс.

Программой предусматривается нагрузка 14 часов. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 14 занятий за 4 месяца. Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

vзакрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

vобучение умению планирования своей работы;

vобучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

v обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

v развитие образного мышления и воображения;

vсоздание условий к саморазвитию учащихся;

vразвитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

vвоспитание уважения к труду и людям труда;

vформирование чувства коллективизма;

vвоспитание аккуратности;

v экологическое воспитание обучающихся;

vразвитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

v доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

v наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

vдемократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

v научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

v«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

v словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

v наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

vпрактический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

vобъяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

vрепродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

vчастично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

vисследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

vфронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

vиндивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

v групповой – организация работы в группах;

vиндивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Планирование работы

Дата Содержание Методическое обеспечение Методы и приёмы Объект труда Примечания
1. 12.09 Знакомство с группой продлённого дня. Организация кружковой деятельности. Составление списка участников кружка. Листы бумаги, Ручка. Беседа, рассказ, анкетирование.   Тест на выявление творческих способностей. Проводят: Зелёная Е.С. Сильченко З.К. Ильющенко А.А. Сорокина В.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 12.35  
2. 19.09 Вводная беседа. «Понятие ДПИ» Иллюстрация.     Словесно-иллюстративный.   Проводит: Зелёная Е.С. Кабинет 1-1 Время проведения: 12.35
3. 26.09 «Золотая рыбка» Материал: - крашеная соль; - картон формата а5; - ракушки. Приспособления: - клей. Инструменты: -ножницы. Наглядность: - схема выполнения; - иллюстрации других поделок из соли; - образец золотой рыбки; - технологическая карта выполнения рыбки.   Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод   Панно «Золотая рыбка» из ракушек и соли. Применяется для украшения интерьера. Проводит: Сорокина В.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 12.35
4. 03.10 «Букет учителю» Материал: - кленовые листья, Инструменты: - ножницы, Приспособления: -проволока Наглядность: - схема выполнения; - образец цветка розы, - технологическая карта выполнения цветка.   Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод. Цветок розы. Применяется для украшения интерьера и подарка учителю, маме. Проводит: Ильющенко А.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 12.35
5. 10.10 «Волк» Материалы: -бумага. Инструменты: - ножницы. Наглядность: - работы (поделки) из оригами; - образец пингвина из оригами; - технологическая карта по выполнению пингвина. Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод Объёмный объект «Волк». Применяется для украшения интерьера Проводит: Сильченко З.К. Кабинет 1-1 Время проведения: 12.35
6. 17.10 «Солнечные цветы» Материал: -2 бумажных стакана, -трубочка Приспособления: -клей, Инструменты: -ножницы, Наглядность: - схема выполнения; - иллюстрации других поделок - образец подсолнуха; - технологическая карта выполнения подсолнуха.   Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод Подсолнух из бумажных стаканов Проводит: Зеленая Е.С. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00  
7. 24.10 «Божья коровка» Материалы: - бисер красного (на выбор), черного цветов. Инструменты: - ножницы. Приспособления: -проволока. Наглядность: - работы (поделки) из бисера; - образец божьей коровки из бисера; - технологическая карта по выполнению божьей коровки.   Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод Объёмный объект «Божья коровка из бисера». Применяется для украшения интерьера. Проводит: Сорокина В.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00
8. 07.11 Сувенир «Домовята с пожеланиями» Материалы: плотная ткань, сухая трава(солома), стаканчик от йогурта, теннисный мячик и бусинка. Инструменты: Ножницы, игола, нитки. Приспособления: проволока, краски, клей, Наглядность: -изображения других работ-сувениров «Домовята»; - образец «Домовята с пожеланиями» ; - технологическая карта по выполнению «Домовята с пожеланиями».   Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод. Объемный объект «Домовята с пожеланиями». Применяется для украшения интерьера и как сувенир в подарок Проводит: Ильющенко А.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00  
9. 14.11 «Пингвин» Материалы: -бумага. Инструменты: - ножницы. Наглядность: - работы (поделки) из оригами; - образец пингвина из оригами; - технологическая карта по выполнению пингвина.   Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод Объёмный объект «Пингвин». Применяется для украшения интерьера. Проводит: Сильченко З.К. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00
10. 21.11 Шкатулка «Лягушка» Материал: -две пластиковые -бутылки -молния -белая бумага Инструменты: -ножницы Приспособления: -клей -черный маркер Наглядность: - работы (поделки) из бутылок; - образец шкатулки из бутылак; - технологическая карта по выполнению шкатулки.   Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод Шкатулка Проводит: Зеленая Е.С. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00
11. 28.11 «Дом для птиц» Материалы: - пакет от молока иликефира; - веточки деревьев. Пуговицы - засушенные листья; - цветная бумага. Инструменты: - ножницы. Приспособления: - клей. Наглядность: - иллюстрации кормушек, птиц; - образец выполненной учителем кормушки; - технологическая карта по выполнению кормушки.   Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод Кормушка для птиц. Применяется для корма птиц зимой. Проводит: Сорокина В.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00
12. 05.12 Поделки из манки Материал: - манная крупа, картон для основы Инструменты: - Калька, копировальная бумага, карандаш, кисточка, краски. Приспособления: - Клей ПВА или любой универсальный клей. Наглядность: - иллюстрации животных (шаблон); - образец выполненной учителем; - технологическая карта по выполнению поделки.   Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод Поделки из манки. Применяется для украшения интерьера. Проводит: Ильющенко А.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00
13. 12.12 «Кит» Материалы: -бумага. Инструменты: - ножницы. Наглядность: - работы (поделки) из оригами; - образец пингвина из оригами; - технологическая карта по выполнению пингвина.   Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод Объёмный объект «Кит». Применяется для украшения интерьера. Проводит: Сильченко З.К. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00
14. 19.12 Выставка работ. Проверка отчетной документации. Проведение комплексного занятия.   Ноутбук, презентация, иллюстрации.     Беседа, рассказ, демонстрация.     Выставка.     Проводят: Зелёная Е.С. Сильченко З.К. Ильющенко А.А. Сорокина В.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00  
               

Время проведения:

12.09 по 10.10 – 12.35

17.10 по 19.12 – 14.00

Кабинет: 1-1

Руководитель группы продлённого дня:КлевцоваВалентина Ивановна

Методист по практике: Литвиненко Светлана Васильевна

Список учащихся проводящих занятия по кружку:

1.Зелёная Екатерина Сергеевна

2.Ильющенко Анна Алексеевна

3.Сильченко Зоя Константиновна

4.Сорокина Варвара Александровна

Наши рекомендации