Классификация нарушений по типу дизонтогенеза.

В настоящее время популярность, как наиболее удобная для психологического анализа, приобрела классификация отклонений в раз- витии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть вариантов дизонтогенеза: 1.Недоразвитие – тотальное недоразвитие всех психических функций. Типичной моделью общего недоразвития является олигофрения, врожденная или рано, до 2,5-3 лет, приобретенная умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность). 2.Задержанное развитие – замедление темпа развития психики. Полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости. Типичной моделью задержанного развития является задержка психического развития (ЗПР). В отличие от умственной отсталости характеризуется парциальным замедлением развития и разными степенями обратимости. 3.Поврежденное развитие описывает случаи, при которых ребенок имел длительный период нормального развития, нарушенного заболевани- ями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами, интоксикациями, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями. В отличие от общего недоразвития всегда имеется более или менее длительный период нормального развития, но в результате патогенного воздействия психические функции, уже сформировавшиеся, распадаются. Вместе с тем отдельные функции страдают неодинаково, в связи с чем расстройства неоднородны, парциальны, частичны. Типичная модель – приобретенная после 2,5-3 лет умственная отсталость. 4. Дефицитарное развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Наиболее показательной моделью нарушений по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникший на почве поражения сенсорной или моторной сферы. 5.Искаженное развитие – сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований. Наблюдается при процессуальных психических расстройствах. Типичной моделью является ранний детский аутизм. 6.Дисгармоническое развитие по структуре напоминает искаженное, но здесь причиной является не текущий болезненный процесс, а врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Типичной моделью данного вида дизонтогенеза могут быть различные формы психопатий, патологическое формирование личности.

Патогенные факторы

Обычно все многообразие патогенных факторов делят на:

наследственные факторы (70-90%), действующие до зачатия и поражающие половые клетки будущих родителей;

врожденные – действующие уже на развивающийся плод;

приобретенные – неблагоприятные воздействия, поражающие ребенка в первые три года жизни.

Наследственные факторы включают изменение наследственных структур (генные и хромосомные мутации). Распространенность хромосомных болезней среди новорожденных составляет - 0,5%. Большую роль играет и возраст родителей. Частота рождения детей с трисомиями (трех одноименных хромосом вместо двух) 13,18 или 21 у женщин в возрасте 30- 34 лет составляет один случай на 510, в возрасте 35-39 лет 1 на 185, в возрасте 40 – 44 лет 1 на 63, а старше 45 лет 1 на 24. Частота трисомий зависит и от возраста отцов. Основной причиной возрастного фактора является старение половых клеток, увеличение частоты мутаций (из-за гормональных нарушений, снижения устойчивости хромосом к химическим мутагенам и т.д.) Эндогенные причины (наследственные, внутренние) Изменение наследственных структур (мутации) – наиболее частые причины умственной отсталости. Генные мутации - изменение внутренней структуры генов. Хромосомные мутации – изменения структуры хромосом. Распространенность хромосомных болезней среди новорожденных составляет - 0,5%. Остановимся на группе наследственных заболеваний и генетических синдромов. В США перед вступлением в брак, граждане проходят обязательный медицинский осмотр, включающий генетическое консультирование. В нашей стране супруги прибегают к этому, если уже имеют больного ребенка. (По данным М.Г.Блюминой генетические формы у/о составляют 75% случае олигофрении.)

Экзогенные факторы (врожденные). Известно более 400 врожденных факторов. Во внутриутробном периоде центральная нервная система плода особенно чувствительна, ее повреждения встречаются часто и приводят в итоге к психическому недоразвитию (70-90%). Частота повреждений головного мозга у младенцев в среднем составляет около 7% [5]. Среди них степень и характер нарушений психомоторного развития различны. От 1% до 3% составляют умственно отсталые дети (по данным ВОЗ), 0,5% -дети с нарушением поведения, расстройствами речи, нередко выраженной моторной недостаточностью. Около 2% дети с ДЦП. Высокий риск рождения детей с нарушениями развития связан с гипоксией плода у матерей, страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями: сердечно-сосудистой недостаточностью, болезнями печени и почек, сахарным диабетом, болезнью щитовидной железы. Эти болезни способствуют также недоношенности и осложнениям во время родов. К числу этиологических факторов относят токсикозы беременных, иммунологическую несовместимость крови матери и плода по группе крови и резус фактору. Когда у резус отрицательной матери резус положительный плод, то это провоцирует выработку антител в крови матери. Антитела, проникают в кровоток ребенка, разрушают его эритроциты, вследствие чего выделяется билирубин, который отравляет плод. Это в дальнейшем может привести к умственной отсталости. Встречается у одного из 150-200 новорожденных. Внутриутробные инфекции становятся причиной поражения центральной нервной системы плода в 4-5% случаев тяжелой и 1% легкой умственной отсталости. Организм человека формируется в основном в первые три - четыре месяца внутриутробного развития. Так, к примеру, в период от трех до девяти недель формируется сердце, от пяти до девяти - верхние конечности, от восьми до двенадцати - лицо, глаза, уши, нос и т.д. В первые три - четыре месяца активно формируется нервная система. Вот почему первый триместр беременности наиболее опасный и ответственный. Если беременная в этот промежуток времени перенесла грипп, краснуху, гепатит, токсоплазмоз, цитомегалию, сифилис и др., то возможно появление врожденных аномалий развития. Это происходит потому, что возникают воспалительные поражения головного мозга плода вследствие различных инфекционных заболеваний женщины. При этом отмечается, что относительно легко протекающие заболевания у матери могут приводить к тяжелым поражениям плода. Токсические факторы (лекарства, алкоголь, курение, пищевые отравления). Безусловно, желателен полный отказ от лекарств на весь период ожидания малыша и кормления его грудью. «Безобидное» снотворное (талидомид) привело к трагедии в Европе: несколько тысяч детей родились и живут без пальцев, без рук или с изуродованными руками и ногами. Куиноформ (препарат от желудочно-кишечных заболеваний, принимаемый беременными) в Японии вызвал у многих новорожденных паралич ног и потерю зрения. Пострадало около 20 тыс. человек. Противопоказаны мочегонные средства. Антибиотики не только губят микрофлору в организме, но часто оказывают иммунодепрессивное действие на организм женщины, что ведет к преждевременным родам. Врачи предостерегают: надо быть осторожными с приемом пенициллина, тетрациклина, аспирина, анальгина и т.д. Во избежание неблагоприятных последствий для развития ребенка необходимо оберегать плод от пищевых интоксикаций. Продукты сомнительной свежести следует исключать из употребления. Значительно нарушает внутриутробное развитие плода хронический алкоголизм родителей, особенно алкоголизм матери во время беременности. В таких семьях умственная отсталость встречается в 8-10 раз чаще, чем в общей популяции. Неблагоприятное воздействие оказывает курение матери во время беременности. Специальным исследованием было установлено, что вес ребенка при рождении у курящих матерей в среднем на 200гр меньше, чем у некурящих, ростом они ниже нормального. В исследованиях последних лет также доказано усиление риска гибели плода при курении матери. Никотин, наркотики могут вызвать судороги плода и преждевременные роды. Токсикозы беременных нередко являются следствием неупорядоченного, неосторожного поведения супругов, за которое приходится расплачиваться выкидышем или инфицированием матери и ребенка, вплоть до родильной горячки. Природа создала надежный механизм, защищающий плод: после зачатия влечение тормозится. Острые и хронические эмоциональные стрессы. Эмоциональный стресс сопровождается выбросом гормонов тревоги в кровь женщины, через пуповину они поступают к плоду, что оказывается не безразличным для него. Влияние недоношенности и переношенности на психическое развитие ребенка определяется не только недостатком массы тела, но и продолжительностью беременности. Частота неврологических и психических нарушений у таких детей не менее 20%. Особо нужно сказать о готовности к беременности. Если в один год их две, то это плохо отразится на старшем ребенке. 1. Сложно выносить, организм женщины устал, не хватает всех необходимых веществ, уже все отдал Не проходят бесследно для женщины и предыдущие аборты. И не только физически (некоторые НИИ доказывают, что каждый второй аборт влияет на хромосомные изменения), но и психически

Среди приобретенных причин выделяют инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве, которые способны стать причиной отклонения в развитии, тяжелые черепно-мозговые травмы, состояния клинической смерти. Рождение ребенка - очень ответственный период. Родился ребенок доношенным-недоношенным (7-8 мес, лучше позже). Как отошли воды, когда, какого они были цвета. Какие были роды - затяжные, пулеметные, щипцовые. Когда закричал ребенок, срок оживления. Тяжелые по своим последствиям родовые травмы и асфиксии (синяя-белая, удушье). Когда принесли кормить. Если на 2.3.4 день, то была какая-то мозговая патология и выводили из нее. Кроме Кесарева сечения. Когда выписали из роддома. Как долго находился на грудном вскармливании. Как сосал. Как кричал. Путал и день и ночь. Условия, в которых ребенок воспитывается в раннем возрасте, во многом определяет его дальнейшую жизнь. .

Наши рекомендации