Глава 2. Опыт социальной адаптации детей инвалидов.
Организация исследования, цели и задачи.
Целью исследования является рассмотрение опыта социальной абилитации умственно отсталых детей.
Задачи:
1. Изучение психолого - социального статуса умственно отсталых детей в начале курса социальной абилитации и статуса детей с аналогичными нарушениями, воспитывающихся в семьях.
2. Исследование психолого - социального статуса умственно отсталых детей и детей воспитывающихся в семьях по истечению того же периода времени;
3. Определение эффекта абилитационных занятий проводимых в СПб ГУ «ЦСРИиДИ» между экспериментальной и контрольной групп;
4. Обосновать и составить рекомендации по повышению абилитационного эффекта занятий в центре;
Объект исследования: составили 26 детей инвалидов; экспериментальную группу составили 13 детей инвалидов 8-10 лет (из них 6 человек мальчики; и 7 человек девочки), и контрольная группа 13 человек того же возраста мальчиков 6 человек и девочек 7 человек.
Гипотеза исследования: курс социальной абилитации, проводимый в центре социальной абилитации детей и детей инвалидов содействует повышению социально психологического статуса детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет социального исследования:
Социальная абилитация детей инвалидов проводилась в центре СПбГУ «ЦСРИИиДИ».
Программа исследования:
1. Этап - Изучение социально – психологического статуса умственно отсталых детей поступающих на реабилитацию (экспериментальная группа).
2.Этап – Изучение социально - психологического статуса умственно отсталых детей воспитывающихся в семьях (контрольная группа).
3.Этап – Анализ социально-психологического статуса умственно отсталых детей экспериментальной группы в конце курса абилитации.
4.Этап - Анализ социально-психологического статуса умственно отсталых детей контрольной группы не проходивших реабилитации.
5.Этап – Количественная обработка результатов исследования и выявление эффекта реабилитационных занятий с детьми.
6.Этап – Проведение опроса удовлетворенности родителей и сбор предложений поступающих от родителей.
7. Этап – Обсуждение полученных результатов и составление рекомендаций по повышению абилитационного эффекта занятий в центре.
База исследования:Данное практическое исследование проходило вСПбГУ "Центр социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района».
Методы исследования:
Классический анализ документации учреждения
- классический анализ предоставляет собой совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала и позволяет преобразовать первоначальную форму содержащейся в документе информации в форму, интересующую исследователя.
Нестандартизированное наблюдение
-метод, при котором исследователь определяет общие направления наблюдения, результаты фиксируются в свободной форме либо в процессе наблюдения, либо после его завершения по памяти. Последующая обработка и систематизация записей с применением контент-анализа вводит необходимые количественные характеристики.
Стандартизированное наблюдение
- метод фиксации результатов в специально разработанных для данного исследования и подготовленных для использования на месте формулярах протоколов, что позволяет ускорить и упростить процедуру наблюдения. Включает предварительную разработку списка наблюдаемых событий и признаков, шкал поведения объекта условий и ситуации наблюдения, ролей самих наблюдателей, инструкций для них относительно поведения при сборе данных, ведения протоколов, кодификации данных и занесения их в протоколы.
Письменный опрос
- методический - подход сбора информации, выявление проблем людей в форме заполнения анкет. Устное или письменное обращение исследователя с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему.