Глава 2. Опыт социальной адаптации детей инвалидов.

Организация исследования, цели и задачи.

Целью исследования является рассмотрение опыта социальной абилитации умственно отсталых детей.

Задачи:

1. Изучение психолого - социального статуса умственно отсталых детей в начале курса социальной абилитации и статуса детей с аналогичными нарушениями, воспитывающихся в семьях.

2. Исследование психолого - социального статуса умственно отсталых детей и детей воспитывающихся в семьях по истечению того же периода времени;

3. Определение эффекта абилитационных занятий проводимых в СПб ГУ «ЦСРИиДИ» между экспериментальной и контрольной групп;

4. Обосновать и составить рекомендации по повышению абилитационного эффекта занятий в центре;

Объект исследования: составили 26 детей инвалидов; экспериментальную группу составили 13 детей инвалидов 8-10 лет (из них 6 человек мальчики; и 7 человек девочки), и контрольная группа 13 человек того же возраста мальчиков 6 человек и девочек 7 человек.

Гипотеза исследования: курс социальной абилитации, проводимый в центре социальной абилитации детей и детей инвалидов содействует повышению социально психологического статуса детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет социального исследования:

Социальная абилитация детей инвалидов проводилась в центре СПбГУ «ЦСРИИиДИ».

Программа исследования:

1. Этап - Изучение социально – психологического статуса умственно отсталых детей поступающих на реабилитацию (экспериментальная группа).

2.Этап – Изучение социально - психологического статуса умственно отсталых детей воспитывающихся в семьях (контрольная группа).

3.Этап – Анализ социально-психологического статуса умственно отсталых детей экспериментальной группы в конце курса абилитации.

4.Этап - Анализ социально-психологического статуса умственно отсталых детей контрольной группы не проходивших реабилитации.

5.Этап – Количественная обработка результатов исследования и выявление эффекта реабилитационных занятий с детьми.

6.Этап – Проведение опроса удовлетворенности родителей и сбор предложений поступающих от родителей.

7. Этап – Обсуждение полученных результатов и составление рекомендаций по повышению абилитационного эффекта занятий в центре.

База исследования:Данное практическое исследование проходило вСПбГУ "Центр социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района».

Методы исследования:

Классический анализ документации учреждения

- классический анализ предоставляет собой совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала и позволяет преобразовать первоначальную форму содержащейся в документе информации в форму, интересующую исследователя.

Нестандартизированное наблюдение

-метод, при котором исследователь определяет общие направления наблюдения, результаты фиксируются в свободной форме либо в процессе наблюдения, либо после его завершения по памяти. Последующая обработка и систематизация записей с применением контент-анализа вводит необходимые количественные характеристики.

Стандартизированное наблюдение

- метод фиксации результатов в специально разработанных для данного исследования и подготовленных для использования на месте формулярах протоколов, что позволяет ускорить и упростить процедуру наблюдения. Включает предварительную разработку списка наблюдаемых событий и признаков, шкал поведения объекта условий и ситуации наблюдения, ролей самих наблюдателей, инструкций для них относительно поведения при сборе данных, ведения протоколов, кодификации данных и занесения их в протоколы.

Письменный опрос

- методический - подход сбора информации, выявление проблем людей в форме заполнения анкет. Устное или письменное обращение исследователя с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему.

Наши рекомендации