Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)

Немецкий философ, психолог и педагог. Образование получил в Йенском университете. Профессор университетов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809—1833), где основал при университете педагогическую семинарию с опытной школой, и снова в Гёттингене (с 1833). Г. противостоял нем. классическому идеализму послекантовкого периода — философии И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля; отрицал творческий и спонтанный характер сознания. По Г., основой философии является опыт, а сама она должна заниматься "обработкой понятий опыта" для их выяснения и исправления. При этом логика стремится к ясности понятий, вскрывая их непригодность для опыта в случае противоречивости (Г. отрицал реальность противоречий), метафизика устраняет эту противоречивость, а эстетика, которая у Г. включает в себя и этику, дополняет понятия определениями ценностей. Г. явился основоположником т. н. формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Прекрасное, по Г., заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии и т.п., которые и являются источником эстетического удовольствия. Г. первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Г. первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Г. выдвинул концепцию четырёх ступеней обучения, которые должны служить принципами построения каждого урока: ясность — соответствующая первоначальному ознакомлению с новым материалом при широком использовании средств наглядности; ассоциация — установление связей между старыми и новыми представлениями в ходе свободной беседы; система — выделение главного, выведение правил и законов; наконец, метод — применение новых знаний на практике в процессе разнообразных упражнений. ТРУДЫ:Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806); Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике (1824); Учебник психологии (1831 ; Письма о приложении психологии к педагогике (1831); Очерк лекций по педагогике (1835).

Ф.В.А. Дистервег (1790-1866)

Немецкий педагог-демократ. В 1812-20 преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде, затем - директор учительской семинарии в Мёрсе (1820-32) и Берлине (1832-47). Д. стремился к объединению немецкого учительства: в 1831-41 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Д. издавал педагогический журнал «Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht» (1827-66) и ежегодник «Pädagogisches Jahrbuch» (1851-66). Выступал в нём против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. После подавления Революции 1848 был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность. В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Д. боролся с изданными прусским правительством в 1854 реакционными школьными законами. Д. - автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная работа Д. - «Руководство к образованию немецких учителей» (2 тт., 1835). Основными принципами воспитания Д. считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Под природосообразностью он понимал возбуждение врождённых задатков ребёнка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Д. не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики господствующего класса. Но выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребёнка, но и с уровнем культуры данного времени и страны, т. е. с изменяющимися социально-историческими условиями. Самодеятельность Д. считал решающим фактором, определяющим личность человека, всё его поведение. В развитии детской самодеятельности он видел непременное условие всякого образования. Д. разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил. Выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения. ЦИТАТЫ: Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам, счастливо через него и человечество.2)Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.3)Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механичности. 4) Плохой учитель преподносит истину, а хороший - учит её находить.

Джон ДЬЮИ (1859-1952)

Американский биохимик, специалист в области молекулярной биологии, член Национальной АН США (1962), Американской академии искусств и наук (1957), Датской королевской АН (1962). Окончил Чикагский университет (1947). Работал в Копенгагенском университете (1950–1951), в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета (1951–53 и 1955–1956), Калифорнийском технологическом институте (1953–55). С 1956 преподавал биологию в Гарвардском университете (с 1961 профессор). С 1962 консультант президента США по науке. С 1968 директор лаборатории количественной биологии в Колд-Спринг-Харборе (штат Нью-Йорк). Основные работы по изучению структуры дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), роли рибонуклеиновой кислоты (РНК) в биосинтезе белка. Совместно с Ф. Криком в 1953 предложил модель пространственной структуры ДНК (т. н. "двойную спираль"), что позволило им объяснить, каким образом генетическая информация записана в молекулах ДНК, и высказать гипотезу о механизме её самовоспроизведения (репликации). С появлением этой работы связывают рождение молекулярной генетики. Автор гипотезы (совместно с Ф. Криком) полуконсервативного механизма репликации ДНК. Известен также работами по структуре вирусов и их роли в возникновении злокачественного роста тканей. Нобелевская премия (1962, совместно с Ф. Криком и М. Уилкинсом). критиковал и формальный и материальный подходы. Считал необходимым развивать практический опыт детей. Обучение – организованная деятельность детей по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Основные идеи его теории: 1)заранее составленные учебные курсы не нужны. 2)материал для обучения нужно брать из опыта ребенка. 3)ребенок должен определять количество и качество обучения 4)основной метод в школе – обучение посредством делания. Дьюи отвергал обучение как целенаправленный системный процесс. Говорил о необходимости практической деятельности детей. Сочиненияв рус. пер.: Молекулярная биология гена, М., 1967; Двойная спираль, М., 1969. ЦИТАТЫ: 1) Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения. 2) Люди никогда полностью не использовали своих собственных сил для достижения блага в жизни, потому что надеялись на некоторую внешнюю для себя и природы силу - надеялись, что она сделает то, за что они сами были ответственны. 3)Мораль - не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами. 4)Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

Наши рекомендации