Семинар 6. Тема: Семья – главный институт социализации личности
Задачи:
- раскрыть сущность, функции современной семьи;
- выявить проблемы семьи в современных социально-экономических условиях;
- охарактеризовать типы и особенности современной семьи.
План занятия:
• Сущность и функции современной семьи
• Социальный статус семьи, виды статусов
• Основные типы семей, их характеристика и влияние на социализацию ребенка
• Дискуссия - основные проблемы развития семьи как социального института в современной России
• Цель и основные принципы государственной семейной политики
• Структура управления государственной семейной политикой
• Государственная социальная помощь семье, обслуживание семьи.
Литература
• Социальная педагогика:Курс лекций /Под общей ред. М.а. Галагузовой. – М. Владос, 2006
• Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособие для студ высших учебных заведений. – М,: Академия, 2003
• Зубкова Т.С.., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб пособие для студентов сред. Проф. Учеб зав. – М.: Академия, 2004
• Семейный кодекс РФ
• Указ президента РФ Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996.№ 72
Семинар 7. Тема: Социально-педагогическая деятельность с семьей
План занятия:
1.Деятельность социального педагога по работе с семьей, направления помощи семье: образовательная, психологическая, посредническая
2. Формы социально-педагогической помощи семье
3. Воспитательный потенциал семьи
4. Ошибки семейного воспитания
5. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности, типы семейного неблагополучия, критерии и показатели семейного неблагополучия
6. Проблемы детей, воспитывающихся в неблагополучной семье
7. Методы выявления и коррекции семейного неблагополучия
Литература
• Социальная педагогика:Курс лекций /Под общей ред. М.а. Галагузовой. – М. Владос, 2006
• Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособие для студ высших учебных заведений. – М,: Академия, 2003
• Зубкова Т.С.., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб пособие для студентов сред. Проф. Учеб зав. – М.: Академия, 2004
• Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей – М.: Дрофа, 2005
Семинар 8-9. Тема: Школьный класс как фактор социализации
План занятия:
1. Основные параметры школьного класса как группы сверстников
2. Принципы социального воспитания в школьном классе
3. Социализирующие функции школьного класса
4. Функции школьного класса, связанные с социальной адаптацией воспитанников
5. Функции школьного класса, способствующие обособлению индивида
6. Типология школьных классов по их социализирующим функциям
7. Культура класса как фактор развития детского коллектива
8. Различные модели классных коллективов
9. Итоговый тест по социальной педагогике
Литература
1. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. М.: Академия, 2004.
2. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2006
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2007.-200с.
4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, Екатеринбург, 2002. - 416 с.
6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2007
7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997
Для 233группы Семинар 12 - 13. Тема: Ребенок – субъект социальной заботы, социальной защиты, социального развития
План занятия.
1.Детство как социальный феномен:
· Понятие детства;
· Философское и этнографическое осмысление проблемы детства;
· Проблема детства в психологии, социологии, педагогике;
· Антропология детства;
· Субкультура детства;
· Необходимость правовой и социальной защиты детства
· Современные тенденции, отражающие социальное положение детей.
2.Ребенок – субъект социальной заботы и социальной защиты:
· Формы общественной заботы о детях в дореволюционный период российской истории;
· Государственная забота о защите детей в годы Советской власти;
· Государственная забота о защите детей в современной России;
· Понятие заботы о детях и негативные явления, возникающие вследствие отсутствия такой заботы;
· Учреждения социальной защиты детства постоянного или временного пребывания детей;
· Учреждения, оказывающие помощь в социально-педагогическом сопровождении ребенка с проблемами;
· Учреждения, защищающие право ребенка на образование;
· Учреждения дополнительного образования, ориентированные на решение проблем ребенка в свободное время.
Литература
1. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2007. – 256с.
2. Загвязинский В.И. и др. Основы социальной педагогики. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160с.
3. Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Владос, 2007