Развитие истории евреев Азербайджана с XIII века по современный период

Во второй половине 13 в. Ильханиды – монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун-хана (1284–91) еврей Са‘д ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства Ильханидов. Еврей Мухаззим ад-Давла был главой администрации Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби‘ возглавлял систему администрации всего Азербайджана. Казнь Са‘д ад-Давла, явившаяся победой дворцовой группы, недовольной концентрацией власти в его руках, и казни ряда его сторонников, среди которых многие были евреями, стали первым симптомом ухудшения положения евреев в стране. Многие евреи начали переходить в ислам. Одним из них был Рашид ад-Дин, ставший в 1298 визирем (казнён по ложному обвинению в 1318). Исторический свод Рашида ад-Дина «Джами‘ат-таварих» («Собрание хроник», на персидском языке) является одним из крупнейших памятников восточной историографии. Данные 14 в. говорят об Азербайджане как об одном из центров литературной активности караимов. Количество евреев в стране в последующие века, очевидно, постоянно уменьшалось в результате непрекращающегося перехода в ислам и миграции, однако в 16 в. отмечается наличие еврейской общины в Тебризе, а источники 17 в. отмечают новую волну гонений на евреев и массовое насильственное обращение их в ислам. В 18 в. ещё существуют общины в Тебризе и Мераге, но в первой половине 19 в. они уже исчезают и остаются лишь малочисленные общины в Урмии, Салмасе, Соуджбулаке и Миандоабе. Еврейское население продолжает оставаться сравнительно многочисленным лишь в северной части Азербайджана, включенной к этому времени в состав России. На протяжении последних столетий на территории Азербайджана жили евреи, принадлежащие к разным этнолингвистическим группам: горские евреи, ашкеназы, крымчаки, курдские евреи, грузинские евреи. В 19 в. подавляющее большинство еврейского населения Азербайджана составляли горские евреи, в 20 в. большинство составили ашкеназы.

Главным еврейским центром был город Куба, где в 1835 жили 5492 еврея (из которых 2718 человек сконцентрировались в еврейском квартале); в 1866 в городе жили 6282 еврея. Сравнительно крупные общины горских евреев имелись также в селениях Варташен и Мюджи. В 1864 в селе Варташен (с 1990 Огуз) большинство населения составляли евреи. В 1886 здесь жили 1400 евреев, было три молитвенных дома, две талмуд-хуны (хедера) с 40 учениками. Известно, что общее число грамотных, то есть умеющих читать Тору, составляло тогда 70 человек, среди них было 5 евреев, которых называли рабби. Евреи северного Азербайджана были главным образом земледельцами, мелкими торговцами и чернорабочими. Экономическое положение их было тяжелым. Начиная с 1870-х резко увеличился приток в северный Азербайджан евреев из европейской части России в связи с развитием нефтяной промышленности в Баку. Большую роль в создании этой важнейшей отрасли народного хозяйства сыграли Г. А. Поляк – основатель фирмы «Поляк и сыновья», А. Дембо и Х. Каган – создатели компании «Дембо и Каган», Г. Гинцбург, А. Фишель. Представители семьи Ротшильд основали «Каспийско-черноморскую компанию», занимавшую в начале 20 в. ведущее положение в этой области. Компании, возглавляемые евреями, производили 44% российского керосина. Несмотря на законодательные ограничения, в двух губерниях, на которые был разделен северный Азербайджан, Бакинской и Елизаветпольской, по данным 1897, жил 14791 еврей, в том числе в Кубе – 6662 человека и в Баку 2341 человек. В Кубе в 1908 была основана еврейско-русская школа с преподаванием на русском языке. С конца 19 в. Баку стал одним из центров еврейского национального движения. В 1891 здесь было образовано отделение Ховевей Цион, в 1899 – первая сионистская организация. На Минской конференции сионистов в 1902 присутствовало четыре делегата из Баку. Особенно активно действовали сионисты в 1917–20. Функционировали молодежная организация «Молодая Иудея», мужские студенческие корпорации «Хасмонея», «Маккавея», женские студенческие корпорации «Суламита», «Дебора». В 1917 в Баку выходил еженедельник «Кавказер вохенблат» (на идиш), в 1917–18 – еженедельник «Кавказский еврейский вестник» с приложением «Палестина», в 1919–20 – двухнедельник «Еврейская воля»; в 1919 некоторое время выпускалась газета «Тобуши сабхи» (на еврейско-татском языке). С окончательным установлением советской власти (апрель 1920) независимая еврейская печать прекратила свое существование. С 1922 в столице Азербайджана выходила газета «Корсох» на еврейско-татском языке – орган Кавказского комитета Еврейской коммунистической партии и её молодежной организации. Многие евреи Азербайджана приняли активное участие в революционных событиях начала 20 в. Среди 26 расстрелянных бакинских комиссаров было 6 евреев, в их числе видный социал-демократ Я. Зевин (1884–1918; с 1904 до 1912 – меньшевик, позднее примкнул к большевистской фракции); профсоюзный руководитель М. Басин (1890–1918). В первом и во втором правительстве Демократической республики Азербайджан (1918–20) были представлены евреи, среди них — министр здравоохранения профессор Е. Я. Гиндес. Общественно-политический деятель АДР, известнейший пантюркист Хан Хойский по слухам также являлся горским евреем по национальности, и его еврейское имя было Хакан Сулайф. По некоторым данным, 2 первых секретарей ЦК Азербайджанской ССР по происхождению являлись горскими евреями – Нариман Нариманов и Мир Дзафар Багиров. Во время гражданской войны и в первые годы советской власти продолжалась концентрация евреев в Баку. Прекратила существование еврейская община в селении Мюджи, большинство членов которой переселились в Баку. В основном туда же переселились около 13,5 тыс. евреев, покинувших Кубу. Предпринимались активные попытки привлечения значительных масс еврейского населения к сельскому хозяйству, но по данным 1927, в нём было занято лишь 250 еврейских семей. В 1920-х была запрещена деятельность всех сионистских организаций и связанных с ними культурно-просветительных учреждений, которые вели работу на иврите. Однако продолжалось культурное развитие на других еврейских языках. В Баку работали школы на идиш и еврейско-татском языке; здесь преподавал известный педагог Ф. Шапиро.
Горско-еврейские школы функционировали и в других городах республики до 1938, когда большинство школ национальных меньшинств было закрыто (лишь в бакинской школе №23 до 1948 существовали татские классы). В 1934–38 в Баку на еврейско-татском языке выходила газета «Коммунист»; работал горско-еврейский отдел Азербайджанского государственного издательства, курировавшийся Я. Агаруновым и возглавлявшийся Ю. Семеновым (1899–1961; оба писателя начинали в 1920-е как драматурги при еврейских любительских труппах). В 1936–39 в здании закрытой властями Большой синагоги работал Бакинский еврейский театр (АзГОСЕТ) на идиш; его директором с 1938 был Я. Фридман, возглавлявший одновременно Театр русской драмы; художественным руководителем был В. Цейтлин (родился в 1914). По переписи 1926, в Азербайджанской ССР было 19 тысяч европейских евреев и 7,5 тыс. горских евреев; по переписи 1959, в стране проживали 40 204 еврея (1,1% всего населения республики), из них 38 917 – в городах. 8357 евреев назвали своим родным языком еврейско-татский язык, и 6255 – идиш. По данным 1970, в Азербайджанской ССР было 41 288 евреев. По данным переписи 1979, в Азербайджане жили 35,5 тыс. евреев, по данным переписи 1989 – 30,8 тыс. евреев.

В 1920–30-е евреи (в основном ашкеназы) составляли значительную часть культурной элиты советского Азербайджана. Из десяти профессоров-медиков, основавших в 1919 г. Бакинский медицинский институт, восемь были евреями. В Азербайджане работал эпидемиолог Н. Гилилов, заложивший научные основы борьбы с малярией. Геолог Ф. Левинсон-Лессинг был председателем Азербайджанского филиала Академии наук СССР. Тысячи евреев работали врачами, инженерами, учителями. Еврейское население республики увеличилось в годы первых пятилеток, но особенно благодаря эвакуации во время советско-германской войны 1941–45. Многие из эвакуированных остались в Азербайджане, в основном, в Баку и после войны.

К началу 1940-х в Азербайджане были окончательно ликвидированы организованные формы еврейской жизни, за исключением нескольких общин при синагогах в Баку, Варташене, Кубе, Кусарах, Геокчае. В то же время республиканские власти лишь в небольшой мере практиковали дискриминационные ограничения для евреев (см. Процентная норма); сравнительно редки были и проявления бытового антисемитизма. На протяжении 1940–60-х беспрепятственно преподавал на дому иврит бывший преподаватель Киевской духовной академии араб-христианин Ибрахим Уар-Уар. В 1951 из Баку (как и из Тбилиси) по приказу из Москвы были депортированы все курдские евреи. Еврейское движение стало развиваться в Азербайджане с 1970-х. Лидером отказников в Баку был С. М. Кушнир (р. в 1927, с 1978 в Израиле); распространялись издания еврейского самиздата, книги и журналы, издаваемые в Израиле, существовали кружки по изучению иврита. Новый размах движение приняло во второй половине 1980-х. В Баку в 1987 открылись первые в Советском Союзе легальные курсы иврита (официальный руководитель – Владимир /Зеев/ Фарбер; с 1989 в Израиле). В 1989 в Баку был организован клуб еврейской культуры «Алеф»; в том же году был открыт еврейский клуб «22» в Сумгаите, в Баку стал выходить малотиражный информационный бюллетень «Шалом-Шолем-Шолуми». В 1990 было учреждено общество дружбы и культурных связей «Азербайджан – Израиль», которое с 1992 начало издавать газету «Азиз». Зарегистрированы и действуют женские и молодежные организации, комитет еврейских ветеранов 2-й мировой войны, Ассоциация иудаики и еврейской культуры. Активистом ряда организаций, редактором изданий был педагог, ветеран войны П. А. Калика (1923–95), автор публикаций по еврейской тематике ещё с 1970-х. В 1990-е функционировали две синагоги в Баку (горских евреев и ашкеназская), а также синагоги горских евреев в Кубе и Огузе и синагога геров в Привольном. В сентябре 1993 г. в Баку состоялся семинар раввинов Азербайджана, Грузии и Дагестана. В 1994 там открылась иешива. В 1997 в Баку открылась синагога грузинских евреев. В начале 2000-х в предместье Кубы Красной Слободе функционировали три синагоги горских евреев, а также действовала иешива. С 1999 в Баку работает религиозная еврейская средняя школа. По данным 1994, иврит преподавался в университете и в двух столичных средних школах. Работали курсы иврита в Баку, Кубе и Огузе; представители Еврейского агентства и преподаватели из Израиля оказывали большую помощь в организации занятий; среди учащихся курсов были и неевреи. Перед зрителями выступали еврейский ансамбль камерной музыки, детский хор, танцевальный ансамбль. Местное радио и телевидение регулярно передают записи израильской эстрадной музыки. В начале 2000-х помимо газеты «Азиз» в Азербайджане выходили газета «Башня» молодежного клуба «Гилель», «Ор-шеляну» еврейского общинного культурного центра, «Амишав», издаваемая с помощью Еврейского агентства. В 1999 в Баку в Музее искусств состоялась выставка «Евреи Азербайджана», в 2001 в Историческом музее прошла выставка «190-летие поселения ашкеназских евреев в Азербайджане», в апреле 2001 в Академии наук Азербайджана был проведен международный научный симпозиум «Горские евреи Кавказа». В 1996 в Баку был открыт Израильский культурно-информационный центр; с помощью Джойнта в 1999 создается благотворительная организация «Хесед-Гершон», оказывавшая в 2000 материальную помощь 1550 евреям (из них 1113 человек жили в Баку). В апреле 2000 был открыт еврейский общинный культурный центр. Он руководит работой театрально-музыкального центра, клуба интеллектуалов, народного университета. С помощью Джойнта был создан научный центр под руководством профессора М. Агарунова (родился в 1936), который занимается изучением истории, культуры и этнографии евреев Азербайджана. В 2000 был издан библиографический указатель «Горские евреи».

Возможности беспрепятственного приобщения к национальной культуре не уравновешивают трудностей, испытываемых еврейским населением страны в условиях затяжной войны с Арменией из-за Нагорного Карабаха и связанного с войной обострения межнациональных конфликтов. Среди погибших на войне 120 азербайджанских военнослужащих – 4 еврея. В ряде азербайджанских газет («Ени мусават», «Ени эср», «Исламын сэси», «Миллет» и других) с 1992 стали систематически публиковаться антисемитские материалы. Попытка газеты «Мейдан» опубликовать книгу «Майн кампф» А. Гитлера в переводе на азербайджанский язык была пресечена по требованию ряда общественных, в том числе еврейских, организаций; это, однако, не остановило появления новых подстрекательских статей. Репатриация евреев из Азербайджана составила в 1989 – 466 человек, в 1990 – 7905 человек, в 1991 – 5676 человек, в 1992 – 2777 человек, в 1993 – 3500 человек, в 1994 – 2270 человек, в январе–июне 2003 – 177 человек. По данным Еврейского агентства, в конце 2002 в Азербайджане насчитывалось около шестнадцати тысяч лиц, имеющих право на репатриацию в Израиль согласно Закону о возвращении. В результате массового выезда ашкеназских евреев в 1990-х большинство евреев Азербайджана в начале 2000-х составляли горские евреи. В Красной Слободе компактно живут около 3 тысяч горских евреев. Руководство Азербайджана стремится к налаживанию политических и экономических связей с Израилем. Дипломатические отношения установлены в 1993. 11 мая 1994 временный поверенный в делах Государства Израиль в Азербайджане Эли‘эзер Иотват вручил верительные грамоты президенту Г. Алиеву. В августе 1999 израильская парламентская делегация посетила Азербайджан с официальным визитом. Объем экспорта из Израиля в Азербайджан в 1993 составил 545 тыс. долларов, импорт – 12 тысяч; в 1994 экспорт и импорт значительно возросли.


3. Известные горские евреи из Азербайджана

· Яков Михайлович Агарунов(1907–92) был с 1937 кандидатом в члены ЦК КП(б) Азербайджана, с 1939 – член ЦК; в 1938–41 – 1-й секретарь райкома в разных районах Баку; в 1941/2 – секретарь Бакинского горкома компартии по нефтяной промышленности, в 1942–47 – секретарь Куйбышевского обкома по нефтяной промышленности. В годы ВОВ проявил себя как способный организатор нефтяной промышленности (в 1943 добыча нефти в Куйбышевской области увеличилась на 42%). В 1947–50 Агарунов вновь секретарь Бакинского горкома, в 1963–71 – заместитель директора Всесоюзного НИИ по технике безопасности нефтяной промышленности.

· Раввины: Беньямин Иосиф, Исхаг Бенрабби Гуршум, Гуршум Бен Рабби Исхаг, Шуг-ми Бен Шамаил Баджи, Нувах Авраам, Савгил Рувинов, Ифиел Ошир и т.д.

· Игорь Ханукович Юсуфов – был министром энергетики РФ, пока не был отстранён сартирщиком пукиным за еврейское происхождение.

· Врачи: П. Мардахаев и Г. Илизаров. Химик М. Агарунов.

· 2 Героя Советского Союза: Шетиил Абрамов и Исай Иллазаров.

· Заместитель начальника генерального штаба Армии Обороны Израиля генерал-майор Йекутиэль Адам (Кути Адамов). Мэр Ор Акивы (Израиль) Симха Йосипов.

· Писатели и поэты Данил Атнилов, Манувах Дадашев, Хизгил Авшалумов, Сергей Изгияев и Михаил Бахшиев. 3. Абдулов – исследователь, писатель, член Союза Писателей СССР.

· Основатель и художественный руководитель ансамбля танца Дагестана "Лезгинка" Танхо Израилов.

· Полковник милиции, руководитель следственного отдела УВД Пензенской области Исаак Юнатанович Мишиев.

· Ю. Рабаев – скульптор, автор памятника неизвестному солдату у Кремлёвских стен, гостиничного комплекса "Измайлово", ансамбля застройки Октябрьской площади.

· Учёные: Ш. Абрамов – доктор биологических наук.

С. Агаев – доктор исторических наук. Н. Анисимов – доктор филологических наук.

С. Якубов – доктор физико-математических наук.

Широков, Олег Сергеевич – профессор филологического факультета МГУ.

Гасан Мирзоев – доктор юридических наук, академик РАЕН, президент Гильдии российских адвокатов, депутат Госдумы, зам. председателя комитета по государственному строительству.

· Олигархи: Тельман Исмаилов (группа АСТ, $620 млн.), Игорь Бабаев (АПК «Черкизовский», $570 млн.), Зарах Илиев (ОРТЦ «Москва», гостиница «Украина», $720 млн.), Рахамим Эмануилов (совладелец Интерпромбанка), Год Нисанов (один из владельцев гостиницы "Украина", гендиректор ООО "Бисквит", председатель совета директоров ЗАО "Киевская площадь" и пр.), Анатолий Нисимов (спорткомплекс «Гигант»), Яков Якубов (владелец казино «Корона» и «Golden Palace», ресторана «Прага», гастронома «Елисеевский» и пр.) Юшваев ($1 млрд.; «Вим-Биль-Дан») и т.д. Директор Басманного рынка Марк Мишиев (арестован по приказу монстра пукина). Мужья Алсу – Ян Абрамов, Жасмин – Вячеслав Семендуев (глава фирмы «Эльдорадо», прославился).

· На сегодняшний день, самая крупная компания сотовой связи Азербайджана «Azercell Telekom» и «Aztekecom» находятся в руках израильских и горско-еврейских бизнесменов.

Наши рекомендации