Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека
Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости и старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость (неизлечимая болезнь, несчастный случай, суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей и созревания организма и инволюционных процессов в нем. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность (см.: [1, 4,5,8,11,15,18, 21–23, 26]). Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат разные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.
Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по различным основаниям). Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания.
В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (20–40 лет у женщин и 25–45 лет у мужчин); 2) зрелость – до 52 лет; 3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции и завершение естественной физиологической смертью, вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии [1, с .130].
Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми дошедшими до нас древними и современными классификациями возрастов.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА*
* См.: Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии/ Сост. Б.М. Петров. Лиепая, 1972. С. 117–120; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С. 129–136; Толстых А.В. Возрасты жизни. М, 1988. С. 25–34; Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. М., 1990. С. 17.
1. Древняя китайская классификация
Молодость | до 20 лет | |
Возраст вступления в брак | до 30... | |
Возраст выполнения общественных обязанностей | до 40... | |
Познание собственных заблуждений | до 50... | |
Последний период творческой жизни | до 60... | |
Желанный возраст | до 70... | |
Старость | до 90... |
2. Классификация возрастов жизни по Пифагору (VIв. до н.э.)
Период становления | 0 – 20 лет «весна» | |
Молодой человек | 20 – 40... «лето» | |
Человек в расцвете сил | 40 – 60... «осень» | |
Старый и угасающий человек | 60 – 80... «зима» |
3. Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IVв. до н.э.)
Первый период | 0 – | 7 лет |
Второй период | 7 лет – | 14 лет |
Третий период | 14 лет – | 21 год |
Четвертый период | 21 год – | 28 лет |
Пятый период | 28 лет – | 35 лет |
Шестой период | 35 лет – | 42 года |
Седьмой период | 42 года – | 49 лет |
Восьмой период | 49 лет – | 56 лет |
Девятый период | 56 лет – | 63 года |
Десятый период | 63 года – | 70 лет |
4. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.
Новорожденный | 1 день – 10 дней | |
Грудной возраст | 1 0 дней – 1 год | |
Раннее детство | 1 год – 2 года | |
Первый период детства | 3 года – 7 лет | |
Второй период детства | 8 лет – 12 лет для мальчиков 8 лет – 1 1 лет для девочек | |
Подростковый возраст | 1 3 лет – 1 6 лет для мальчиков 12 лет – 15 лет для девочек | |
Юношеский возраст | 17 лет – 21 год для юношей (мужчин) 1 6 лет – 20 лет для девушек (женщин) | |
Средний (зрелый) возраст первый период второй период | 22 года – 35 лет для мужчин 21 год – 35 лет для женщин 36 лет – 60 лет для мужчин 36 лет – 55 лет для женщин | |
Пожилой возраст | 6 1 год – 74 года для мужчин 56 лет – 74 года для женщин | |
Старческий возраст | 75 лет – 90 лет для мужчин и женщин | |
Долгожители | Старше 90 лет |
5. Периодизация Дж. Биррена – исследователя процессов старения человека (1964)
Юность | 12– 17 лет |
Ранняя зрелость | 17–25 |
Зрелость | 25–50 |
Поздняя зрелость | 50–75 |
Старость | Старше 75 |
6. Возрастная периодизация Д. Б. Бромлея (1966)
Первый цикл – утробный | |||||
первая стадия – зигота | оплодотворенное яйцо | ||||
вторая стадия – эмбрион | ранняя стадия биологического развития | ||||
третья стадия – плод | поздняя стадия биологического развития | ||||
четвертая стадия – момент рождения | смена жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде | ||||
Второй цикл – детство (0 – 11 – 13 лет) | |||||
первая стадия – младенчество | от рождения до 18 мес. жизни | ||||
вторая стадия – дошкольное детство | от 1 8 мес. до 5 лет | ||||
третья стадия – раннее школьное детство | от 5 до 11 – 13 лет | ||||
Третий цикл – юность (11 – 13 лет – 21 год) | |||||
первая стадия – половое созревание – старшее школьное детство (ранняя юность) | 11– 13– 15 лет | ||||
вторая стадия – поздняя юность | 1 5 лет – 2 1 год | ||||
Четвертый цикл – взрослость (21 год – 65 лет) | |||||
первая стадия – ранняя взрослость | 21– 25 лет | ||||
вторая стадия – средняя взрослость | 25 - 40 лет | ||||
третья стадия – поздняя взрослость | 40 – 55 лет | ||||
четвертая стадия – предпенсионный возраст | 55 – 65 лет | ||||
Пятый цикл – старение (от 65 – 70 лет) | |||||
первая стадия – «удаление от дел», «отставка» | 65 – 70 лет | ||||
вторая стадия – старость | 70 и более лет | ||||
третья стадия – дряхлость, болезненная старость и смерть | максимум – около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы | ||||
7. Стадии развития личности по Э. Эриксону
Раннее младенчество | от рождения до 1 года | |
Позднее младенчество | от 1 года до 3 лет | |
Раннее детство | около 3 – 5 ... | |
Среднее детство | от 5 до 11 ... | |
Половая зрелость, подростничество и юность | от 11 до 20... | |
Ранняя взрослость | от 20 до 40-45 ... | |
Средняя взрослость | от 40 – 45 до 60... | |
Поздняя взрослость | свыше 60... |
8. Схема периодизации индивидуального развития (В. Бунак, 1965)
ПЕРВАЯ СТАДИЯ – ПРОГРЕССИВНАЯ | ||||||||||||||
Внутриутробный цикл: | ||||||||||||||
эмбриональный период | до 8 недель | |||||||||||||
переходный период | 8–16... | |||||||||||||
фетальный период | ранний возраст средний возраст поздний возраст | 4 – 6 мес. 7–8... 8–10... | ||||||||||||
Внеутробный цикл: | ||||||||||||||
младенческий период | начальный возраст средний возраст конечный возраст | 1 – 3 мес. (4 – 6 мес.) 7–9... 10–13... | ||||||||||||
период первого детства | начальный возраст конечный возраст | 1 – 4 года 5 – 7 лет | ||||||||||||
период второго детства | начальный возраст конечный возраст | 8 – 10 лет для мальчиков 8 – 9... для девочек 11 – 13 ... для мальчиков 10 – 12... для девочек | ||||||||||||
подростковый период | 14 – 17... для мальчиков 12 – 16... для девочек | |||||||||||||
юношеский период | 18 – 21 год для юношей 17 – 20 лет для девушек | |||||||||||||
ВТОРАЯ СТАДИЯ – СТАБИЛЬНАЯ | ||||||||||||||
Взрослый период | первый возраст | 22 – 28 лет для мужчин 21 – 26... для женщин | ||||||||||||
второй возраст | 29 – 35... для мужчин 27 – 32 года для женщин | |||||||||||||
Зрелый период | первый возраст | 36 – 45 лет для мужчин 33 – 40... для женщин | ||||||||||||
второй возраст | 46 – 55.... для мужчин 41 – 50... для женщин | |||||||||||||
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – РЕГРЕССИВНАЯ | ||||||||||||||
Пожилой (предстарческий, старческий) период | первый возраст | 56 – 63 года для мужчин 51 – 57 лет для женщин | ||||||||||||
второй возраст | 64 – 70... для мужчин 58 – 63 года для женщин | |||||||||||||
Позднестарческий период | первый возраст | 71 – 77 лет для мужчин 64 – 70... для женщин | ||||||||||||
второй возраст | 78 – 83, 84... для мужчин 71 – 77, 78... для женщин | |||||||||||||
Видный отечественный психолог, специалист в области разработки и реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника конкретной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например, преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности, стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида» [1, с. 104–105].
И наконец, еще одна из специфических проблем – это определение объективных критериев зрелости человека [1, с. 109]. Гетерохронность зрелости – это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многие осложнения. (В § 4 главы мы подробнее проанализируем понятие «зрелость»).