К упражнениям по теме Логика Поведения в монологе
целесообразно приступать после освоения тем Лепка Фразы в логике словесного Воздействия и Простые словесные действия, однако перед началом работы над темой необходимо освежить навыки, полученные в теме Логика сосредоточенного думанья.
Вспомнить из жизни и найти в литературе описания моментов "жизни человеческого духа", когда человек (персонаж) произносит какие-либо слова не обращаясь ни к кому из присутствующих рядом (в одиночестве). Найти в литературе максимально подробные описания его поведения в эти моменты.
Придумать несколько последовательных высказываний, отображающих ход решения какой-либо проблемы. Исполнить этюд, используя бессловесные элементы действия в промежутках между высказываниями.
Выполнять предыдущее упражнение, используя цепочку задуманных поз (индивидуальных или общих для всей группы).
Работа над монологом
Для групповой работы над монологом удобно взять один или два драматических монолога и работать над ними всем учащимся. Излишне говорить, что работа исполнителя будет тем успешнее, чем выше будет достигнут уровень мобилизации персонажа (чем важнее для него окажется произносимый текст, принимаемое решение).
Разбить монолог на несколько кусков, исходя из предположения, что этот монолог есть поиск решения какой-либо стоящей перед персонажем проблемы. Куски соответствуют приходящим персонажу в голову вариантам решения проблемы и осознаваемым препятствиям, которые могут помешать этому с соответствующими пояснениями и отступлениями.
Технологически, в исполнении, это должно соответствовать моментам возникновения более значимых оценок и более резкого изменения параметров бессловесного действия между кусками, чем внутри куска.
Придумать "ведущую" мизансцену и параметр каждого куска. (Например: сидя, в тяжелом весе, или на ходу, в пристройке сверху)
Работа в заданном параметре (мизансцене). Учащемуся задается параметр бессловесных действий или мизансцена на кусок (вытягивает билет, считалочка). Он "на ходу" текстом монолога и своим поведением должен оправдать заданный параметр и мизансцену.
Примечание. Целью этюда является, в частности, "расширение сознания" исполнителя, укрепление навыка импровизационное учитывать в своем поведении различные предлагаемые обстоятельства. В работе над монологом (кусками) следует максимально избегать моментов демобилизации артиста-персонажа между кусками и отстроек внимания внутри кусков.
Сквозное действие монолога. Учащиеся задумывают или получают задание, характеризующее сквозное действие монолога (например: легчать, или мобилизовываться) по ходу развития монолога, самостоятельно разбивают его на куски, подчиненные данному сквозному действию и реализуют это в своем поведении.
Учащиеся задумывают определенный характер и предлагаемые обстоятельства, в которых находится персонаж, произносящий текст и реализуют этюд.
Критерием оценки этой работы, предлагаемой как отчетной по данной теме, является применение навыков, полученных в процессе всей работы над темой (т.е. наличие в монологе кусков, изменения мизансцены, сквозного действия монолога, импровизационное владение бессловесными элементами действия) для создания "выразительного" поведения персонажа, а также умение создать единство текста и поведения персонажа (характер персонажа).
Инициативность
Характер человека, ил создаваемого на сцене образа выявляется главным образом в его поведении в столкновениях с другими людьми, в борьбе. Основным условием для борьбы является наличие противоположных интересов. Если такая ситуация налицо, то борьба может начаться, но для этого кто-то должен сделать первый шаг, проявить инициативу.
"Проявляя инициативу, человек требует внимания со стороны партнера к своим целям, делам, нуждам… Пользование инициативой я буду называть наступлением, отказ от инициативы по отношению к данному партнеру или партнерам - обороной.
"Определение того, кому в борьбе принадлежит инициатива (в жизни, в пьесе, в спектакле, в отдельной сцене), ведет к ясности предмета и темы борьбы, а далее - к уяснению конкретного содержания развивающихся событий и поведения каждого участвующего в них. Вместе с инициативностью человека все яснее раскрывается, что именно в жизни представляется ему хорошим, нужным, привлекательным. Чем человек инициативнее. Тем с большей обоснованностью можно утверждать, к чему он стремится."
Наступление
".мы можем перечислить средства, дополняющие текст и превращающие его в наступление. Их сознательное использование на сцене затруднено тем, что в жизни они обычно не осознаются наступающим, поскольку его внимание поглощено целью наступления, возникшей в достаточно значительной оценке:
Мускульная мобилизованность - обязательное условие начала всякого наступления.
Достройки и перестройки в процессе наступления с возрастанием полноты каждой последующей пристройки в сравнении с предыдущей - приспосабливание своего тела для усиления последующих воздействий.
Повышение и усиление голова в начале каждой последующей фразы по сравнению с предыдущей - чтобы удержать инициативу в своих руках.
Укрупнение рисуемой звучащей речью картины (пока рисуется одна и та же картина или разные стороны, части одной картины), чтобы настаивать на ее значительности для партнера.
Уярчение лепки каждой последующей фразы. Для этого, в частности: все более четкая завершенность фразы, все более рельефное выделение ударных слов. Для выделения контрастирующих фрагментов картины, рисуемой фразой, - все большее использование наступающим диапазона своего голоса ("верхов" и "низов"), чтобы сделать ясным для партнера смысл высказывания.
Смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому и от одного простого к другому сложному или простому - разные подходы к сознанию партнера.
Все эти средства наступления - суть различные признаки, что оно действительно происходит."
"Начинается наступление обычно (бывает, конечно и по-другому) с неполной пристройки, с использования среднего регистра голоса, речью некрупной и даже мелкой, с лепки малорельефной и способом воздействия, лишенным полной определенности. В этом сказывается принцип экономии сил."
Темп наступления и выполнения каких-либо действий определяется предметом наступления или целью совершаемых действий, именно они требуют той или иной скорости движений. Стремлению к цели противостоят обстоятельства, требующие принятия решений, изменений в поведении, соответственно тормозящих движение к цели, - ими определяется ритм наступления. Внешнее выражение борьбы разнится в зависимости от ее темпо-ритма, а именно от представлений наступающего о близости или отдаленности (временной, пространственной, метафизической) предмета борьбы.
Наступление "за настоящее" - наступающий добивается того, что мыслится ему более или менее быстро достижимым (разумеется, для разных субъектов одна и та же цель может представляться по-разному достижимой - это и есть "вотчина" актера: разобраться, насколько легким его персонажу представляется то или иное дело).
"В наступлении "за настоящее", цель наступающего - практический поступок партнера, а не его мысли, или чувства, или отношения… Наступающим уже сделан категорический вывод, непосредственно связанный с партнером. Это либо нечто действительно немедленно осуществимое, либо, по представлению наступающего, простое, совершенно конкретное."
Наступление "за будущее" - сознанию партнера предъявляется требование: проделать некоторую работу, наступающему нужно не безропотное физическое подчинение, а проявление определенных сдвигов в сознании партнера, обычно определенного сознательного решения. Причиной борьбы является предполагаемая недостаточная информированность партнера.
Наступление "за прошедшее" - специфическое наступление, предметом борьбы в котором является уже случившееся явление, которое требует немедленного крутого и психологически трудного поворота в деятельности.
"Наступающий требует от партнера признания неправомерности, неестественности, невозможности того, что в действительности уже имеет место. Цель такого наступления лишь в самых общих чертах осознается наступающим."
Наступление
Овладение материалами темы Наступление и Оборона целесообразно начинать не ранее второго года обучения, после закрепления навыков, полученных при освоении предыдущих тем. Понятие борьбы тесно связано с понятием "настойчивости в достижении целей персонажа" (это удобно, если рассматривать борьбу с точки зрения предлагаемых обстоятельств, в которых находится персонаж) и освоение "настойчивости" связано с уверенным владением, как бессловесными элементами действия, так и лепкой фразы и простыми словесными воздействиями.
Учащиеся наблюдают в жизни и "приносят" на занятия все увиденные детали поведения людей, находящихся в процессе активного, настойчивого взаимодействия (воздействия) на другого человека.
Следует обратить внимание на разный характер оценок, пристроек, воздействий человека, "что-то добивающегося от партнера" и "незаинтересованного (на данный момент) в партнере".
Поиск платформы. Подготовительное упражнение, полезное для наработки навыков сложного наступления. Каждый учащийся задумывает несколько ключиков-тем, которыми он "открывается" (которые интересны его персонажу), например: классическая музыка, прошлогодний урожай, электрические приборы, автомобили и т.п.. Затем, исполнитель задумывает ситуацию, в которой его персонажу необходимо чего-либо добиться от партнера. (Уговорить билетера пропустить в театр без билета, срочно получить нужную справку у бюрократа и т.п.) и пытается добиться желаемого через установление контакта с партнером. Партнер же поддерживает контакт и уступает партнеру только если исполнителю удалось "нащупать" один из его "ключиков".
Необходимо следить за тем, чтобы исполнитель не отстраивался от своей цели (иначе ситуация вырождается до примитивного угадывания ключиков, вне задуманной ситуации). Достоинством работы является долгое и по-актерски азартная мобилизованность на своей цели, выражающаяся в изобретательном поиске общих тем для разговора, с учетом предлагаемых обстоятельств, в которых находятся персонажи.
Варианты наступлений. Учащиеся совместно придумывают ситуацию, в которой сталкиваются существенные интересы двух человек. Этюд играется несколько раз (очень хорошо, если слова будут хотя бы приблизительно повторяться), с наступлением сначала первого, затем второго учащегося.
Следует обратить внимание на разные предлагаемые обстоятельства, к которым придется обратиться исполнителям для того, чтобы одна и та же ситуация дала повод для наступления или обороны персонажа, а также на то, что различные мотивы наступления проявятся в различном поведении наступающего исполнителя.
Дальнейшая работа удобно построить на основе уже знакомого драматургического материала (отрывков или сцен, затронутых на предыдущих этапах обучения или самостоятельно подготовленных и показанных отрывков).
Рычаги настойчивости. В отрывки исполнители поочередно пробуют наступать и обороняться от партнера. Задача наступающего: использовать, на ходу оправдывая, данные ему подсказчиками рычаги настойчивости. Работа может строиться следующим образом: после распределения инициативы (решения кто на этот раз будет наступать), наступающий получает первое задание (например: использовать рычаг "Громче"). В течении первых тридцати секунд протекания отрывка (за чем следит один из "помощников" этюда), каждая его последующая реплика должна быть громче ответа партнера и, также, громче собственной предыдущей реплики. Через тридцать секунд, по сигналу первого помощника, второй помощник предлагает новый рычаг настойчивости (например: "Медленнее" ("Значительнее")), который необходимо использовать следующие тридцать секунд и т.д.
Это упражнение является ключевым для овладения наступлением и его различные вариации полезно использовать до наработки навыков уверенного удержания инициативы в этюде, импровизационного оправдания возникающих "препятствий" в наступлении (заданий помощника).
Характерный рычаг. Учащиеся наблюдают в жизни характерные рычаги настойчивости разных людей и проявление их в поведении наступающего (добивающегося своих целей) человека и используют увиденное в работе над отрывком.
Отчетным материалом по освоению темы Наступление может являться показ самостоятельно (или с помощью преподавателя) подготовленного отрывка (сцены) в нескольких вариантах (с наступлением разных персонажей, с различными мотивами наступлений).
Оборона
"Чтобы определить, наступает или обороняется участвующий в данном диалоге человек, достаточно ответа на простой вопрос: возникнет ли у него желание остановить. Удержать партнера, если тот обнаружит явное намерение уйти? Он обороняется, пока и поскольку ему не нужно не хочется задерживать партнера."
"Оборона - это ряд действий, адресованных партнеру и объединенных целью: освободиться от его воздействий."
"Наступление наиболее ясно отличается от обороны именно мобилизованностью: наступающий всегда мобилизован для воздействий на партнера-противника в борьбе, а обороняющийся немобилизован или мобилизован к деятельности, не имеющей, по его представлениям, никакого отношения к партнеру.
"Во взаимодействии людей наименее выразительны те случаи, когда не видно ни обороны, ни наступления."
"… самая значительная тема, не реализованная в спектакле в борьбе за вполне определенные "предметы", это лишь мечты и благие намерения; а борьба за простые, конкретные предметы, не связанные со значительной темой, это борьба художественно бессодержательная."
Упражнение
Оборона
Овладение материалами темы Оборона идет параллельно с освоением темы Наступление, (вообще, нецелесообразно работать над обороной персонажа в отрывке или сцене, пока не налажено настойчивое наступление другого персонажа.) Однако, некоторые упражнения позволяют вынести упражнения в отдельную тему. Причиной этого является различные виды возможной обороны (то есть от чего и как обороняется данный человек (персонаж). Наблюдая за поведением людей, незаинтересованных (в данной ситуации, на данный момент) в партнере, определить элементы поведения, позволяющие это утверждать (характер оценок, пристроек, вынужденных воздействий на партнера).
Пронаблюдать в жизни и "принести" на занятия варианты "глухой" обороны.
Избирательная оборона. Материалом для освоения может быть упражнение "Поиск платформы" из темы наступление. Только на этот раз обороняющийся получает задание "глухо" обороняться от всех воздействий партнера, не связанных с его "ключиками", и контрнаступать или бороться за инициативу, если наступающий натолкнулся на одну из "его" тем.
Избирательная оборона. Каждый исполнитель получает задание (самостоятельно выбирает) обороняться от всех остальных учащихся, кроме одного (двух). Группа выбирает какое-либо общее дело, в процессе которого необходимо общение. Если к исполнителю обращается кто-либо из первой группы, он обязан обороняться от его воздействий, если же задуманный партнер, исполнитель должен найти возможность перейти в наступление на него.
Отступление. На материале отрывка (как при работе над упражнением "рычаги настойчивости", из темы Наступление) использовать "рычаги отступления", т. е. Противоположные параметрам "Рычаги наступления" ("Тише", "Ниже", "Быстрее" и т.п.)
Этюд получится интересным, если второй партнер, будет подхватывать инициативу, уступаемую исполнителем.
Дела и взаимоотношения
Наступающий в борьбе, исходя из своих интересов, добивается какой-либо цели, связанной с партнером. Но иногда партнер ведет себя так, что несоответствие его фактического поведения представлениям о том, как он должен был бы себя вести, настолько значительно, что оно, это несоответствие, делается важнее того, из-за чего оно обнаружилось. Тогда борьба может продолжиться, но предметом борьбы будут являться взаимоотношения с партнером, которые нужно изменить в ту или иную сторону.
"Наступления в борьбе из-за взаимоотношений мы будем называть позиционными, в отличии от всех других случаев наступления и обороны, которые можно назвать (условно, конечно) деловыми."
"В борьбе за взаимоотношения предметом и темой ее являются не поступки партнера, а общая исходная позиция, - та, которую он должен занимать, но которую он не занимает (или занимает недостаточно ясно, прочно, определенно).
Наступления за всякий другой предмет, развиваясь, идет ко все большей конкретности предмета, а наступление за изменение взаимоотношений - ко все большим обобщениям… наступающий добивается не действий определенного конкретно-предметного содержания, а определенного качества действий…"
"Богатство, яркость, убедительность аргументации позиционного наступления - в обилии и конкретности фактов, которыми можно обосновать необходимость для партнера изменить его позицию."
"В повседневном обиходе зачастую не ясно - то ли люди заняты делом, то ли взаимоотношениями; их поведение засорено ничтожными позиционными претензиями, на которых они, впрочем, не настаивают… Но как только цель борющегося проявится с достаточной определенностью - тут же обнаружится принадлежность ее либо к деловым, либо к позиционным."
Все разнообразие возможных наступлений, исходя из предмета борьбы, можно разделить на следующие разновидности: Деловые, к особенностям которых относится все, описанное в предыдущем разделе, Позиционные и Промежуточные, или Выяснение отношений. Последние возникают, когда отношение партнера к наступающему неизвестно, и это является серьезным препятствием для ведения дальнейшей борьбы.
Позиционные наступления в свою очередь делятся на две разновидности, в каждой из которых можно выделить по два типа:
Удалять от себя партнера. Наступающий стремится увеличить дистанцию между собой и партнером; для этого он указывает партнеру на то, что не совпадает в интересах, правах, обязанностях и пр. его и партнера. Предпосылкой наступлений этого типа являются представления о том, что партнер ведет себя не так, как следовало бы, ибо претендует на то, что не может, не должен, не имеет права претендовать. "Удалять" можно унижая партнера или возвышая себя
Приближать к себе партнера. Наступающий стремится сократить дистанцию между собой и партнером; для этого он указывает партнеру на совпадение интересов, прав, обязанностей и пр., своих и партнера: партнер не видит, не понимает, игнорирует, недостаточно учитывает или совсем не учитывает близость, долженствующую существовать между ним и наступающим. "Приближать" можно возвышая партнера или унижая себя
Унижать партнера - "ставить на место"
"Наступающий указывает партнеру на то, что тот не имеет права, оснований находиться на занимаемой им позиции… наступающему необходимо в короткий срок круто "повернуть мозги" партнера и увидеть этот поворот; партнер настроил их "не в ту сторону", и поэтому доверять ему что-то осмысливать и додумывать без надзора нельзя… Наступление "ставить на место" всегда тяготеет к прямолинейному, т.е. к наступлению за настоящее. Промедления, возражения, лавирования, увертки или, того, хуже, попытки перейти в открытое контрнаступление - каждый контрход партнера наступающий стремится немедленно подавить воздействием значительно сильнейшим, ни в коем случае не входя в обсуждение возражений партнера по существу, то есть не уступая ему инициативу…"
"Наиболее характерными общими признаками наступлений "ставить на место" являются… навязывание инициативы и, следовательно, внимание, прикованное к партнеру, а в дополнение к ним - пристройки "сверху"; в словесных воздействиях - преимущественно повышение голоса… как предупредительная мера против возможной попытки партнера захватить инициативу… четкости оценок, в быстроте и резкости движений - широких или, наоборот, скупых."
Возвышать себя
"Наступающий указывает партнеру не на то, что тот не таков, каким должен быть, а на то, что сам наступающий не таков, каким его представляет партнер… наступление "за будущее". Партнеру должно быть предоставлено время, чтобы сделать вывод из того, что сообщает ему о себе наступающий. Последнему важно, чтобы партнер оценил по достоинству значение сообщаемого, а оно всегда больше самого сообщаемого. "
"…для наступлений этой разновидности характерны: максимально возможная освобожденность мышц, скрывающая и нейтрализующая телесную мобилизованность; способы словесного воздействия, затрагивающие воображение партнера (такие, в которых присутствуют словесные действия "удивлять" и "предупреждать"); а в развитии наступления - средства по большей части сложные, тонкие, а именно,: укрупнение фразы, уярчение ее композиции и разнообразие способов словесного воздействия."
Возвышать партнера - "призывать к себе"
"Наступающий добивается более верных представлений партнера о самом себе… стремится доставить ему удовольствие своим пониманием его исключительных достоинств. Партнер обладает чем-то, что другие - все, кроме наступающего,- либо вовсе не видят, либо видят недостаточно ясно и чему они не придают должного значения. Эта исключительность в глубине и тонкости понимания достоинств партнера дает наступающему основания для чисто духовной близости. Поэтому такое наступление тяготеет к борьбе "за будущее"."
"Призывать партнера "к себе" - значит считать себя сильнее или, во всяком случае не слабее его… призывающий стремится распоряжаться инициативой, а не только пользоваться ею… пользоваться средствами воздействиями самыми простыми - теми, что диктуются доверием и прямотой… но в них почти всегда присутствует адресование воображению партнера ("удивлять")… наступающему нужно не столько повышение и усиление звука, сколько образы, сравнения, метафоры… Развитие такого наступления выражается во все большей и большей рельефности лепки все более многозначительных фраз, со все более отчетливо подразумеваемыми обобщениями в каждой последующей."
Унижать себя - "идти к партнеру"
"Наступающий приспосабливает себя к предполагаемым представлениям партнера о должных взаимоотношениях… Наступления этой разновидности тяготеют к борьбе "за настоящее". Партнер должен отказаться от какого бы то ни было недоверия… надо предвосхищать любые его суждения и выдавать их как свои собственные категорические утверждения."
"Для успешного продвижения к цели наступающему нужно внимательно следить главным образом не за тем, что говорит ему партнер, а за тем, нравится или не нравится ему то, что делает он, наступающий. Если партнеру что-то не нравится, то нужно угадать, что именно, и, забежав вперед, угодить ему."
"Наступающему нужно практически разрешить логически неразрешимое противоречие: принудить повинуясь; он "идет к партнеру" и давит на него; угождает ему, но и вытягивает из него доверие. Поэтому чем настойчивей наступает унижающий себя, тем острее он ощущает это противоречие. Отсюда - характер ритма и обострение его в развитие наступления."
Выяснение отношений
"Наступления этого типа возникают, когда отношение партнера к наступающему неизвестно, и это является серьезным препятствием для ведения дальнейшей борьбы… это ряд коротких "проб"; пока оно длится, каждая дает недостаточно точный результат; получаемые сведения могут быть ясны в предметно конкретном смысле, но наступающему нужна ясность той общей позиции, которая лишь частично проявляется в этих сведениях… Отношения действительно выясняются, если каждая "проба" делается с учетом результатов предыдущей…Оно выражается в непрерывном внимании к партнеру - не столько к его словам, но и к тому, как они произносятся, как партнер слушает, думает, молчит. Поэтому выясняющий осторожно пользуется инициативой; он больше предоставляет ее партнеру, причем в самых широких границах и даже деликатно навязывает ее."
Упражнение