Понятие, признаки и задачи

Правоохранительные органы Российской Федерации

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

В отечественной литературе меры борьбы с преступностью и иными правонарушениями было принято делить на общие и специальные. К общим мерам противодействия преступности и иным правонарушениям относились: повышение благосостояния населения, рост его культурного уровня, повышение образованности, иные меры социального характера. К специальным мерам относились те, которые прямо и непосредственно воздействовали на преступность и иные правонарушения. Они связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных организаций, принимающих участие в контроле над преступностью.

Что касается специальных мер, а это в основном деятельность правоохранительных органов, то они, хотя и относились к мерам, которые прямо влияют на преступность и иные правонарушения, признавались не главными, а иногда и второстепенными. В этом, как теперь очевидно, просматривается идеологический подход - стремление выдать желаемое за действительное, соответствующее идее ликвидации преступности и построения нового общества. Печников Н.П. Некоторые аспекты правоохранительной деятельности в современных условиях: Конспект лекций / Н.П.Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - С.70.

Следует отметить, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным.

В юридической литературе к числу правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.

Правоохранительные органы имеют свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. В связи с этим выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган:

- начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод: сообщение о происшествиях. В соответствии и на основании п. 4 Приказа МВД РФ сообщение о происшествии, в зависимости от его содержания и формы поступления (обнаружения), подразделяется на:

1. Сообщение о преступлениях.

2. Заявление о преступлении.

3. Явка с повинной.

4. Рапорт об обнаружении преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников. Приказ МВД РФ от 01.12.2005 № 985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях». Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;

- правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

- правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

- решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

- законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;

- все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

С учетом сказанного, по приведенным признакам и их краткой характеристике, правоохранительный орган -- это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов граждан, общественных и государственных институтов (правоохранительную деятельность), в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы.Учебник / К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев; Под ред.К.Ф.Гуценко. - М.: Издательство «Зерцало», 2005. - С.8.

Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности (табл.1).

Таблица 1 - Классификация правоохранительных органов РФ

 
Классификация правоохранительных органов РФ Виды правоохранительной деятельности  
Конституционный Суд РФ; Конституционные суды республик РФ конституционный контроль  
Суды общей юрисдикции правосудие  
Министерство юстиции РФ организационное обеспечение деятельности судов  
Прокуратура РФ прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений  
Органы внутренних дел выявление и расследование преступлений  
Адвокатура оказание юридической помощи и защита по уголовным делам  
Министерство внутренних дел РФ непосредственное обеспечение правопорядка в стране  
     

Следует отметить, что и адвокатуру обычно рассматривают среди правоохранительных органов, хотя она не является государственным органом и не обладает отмеченными выше признаками, но призвана осуществлять права и законные интересы как физических, так и юридических лиц.

В последние годы появились и другие негосударственные правоохранительные организации -- третейские суды, частные сыскные и охранные структуры, союзы потребителей и т.п., деятельность которых строится на нормативно-правовой основе. В связи с этим можно говорить о правоохранительных органах и организациях.

Исходя из изложенного, правоохранительную систему в России составляют государственные и негосударственные правоохранительные органы и организации (рис.1).

Рисунок 1 - Система правоохранительных органов Российской Федерации

К государственным правоохранительным органам относятся: суд; прокуратура; органы внутренних дел; органы предварительного расследования; органы обеспечения безопасности; органы юстиции. К негосударственным правоохранительным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся: адвокатура; третейские суды; частные детективные и охранные предприятия; частные нотариусы; союзы потребителей.

Каждый из этих органов осуществляет одну или несколько основных правоохранительных функций и имеет определенные задачи по достижению определенных результатов: Правоохранительные органы: конспект лекций / Сост. В.С.Созинов. - М.: ИМТП, 2007. - С.51.

- устранение нарушений предписаний Конституции;

- справедливое разбирательство и разрешение гражданских, уголовных и других дел;

- создание условий для нормальной деятельности судов;

- выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;

- раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;

- предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности.

Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение помянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).

Характеризуя правоохранительные органы, уместно будет остановиться подробнее и на деятельности тех из них, с которыми наиболее часто сталкивается правопослушный человек.

Наши рекомендации