Признаки и элементы состава преступления. Вина, форма вины
1. Состав преступления определяется как совокупность объективных и субъективных признаков. Вместе с тем в теории и практике применяется термин элемент состава преступления. Эти понятия неравнозначны и не могут подменять друг друга. Признак состава —это отдельная конкретная законодательная черта (свойство) преступления, например, возраст либо вменяемость лица, совершившего деяние; мотив или цель преступного поведения и т.д. Эти признаки характеризуют различные стороны преступления, т.е. составные части структуры, модели (состава), именуемые элементами состава.
Элемент состава объединяет группу качественно однородных признаков, т.е. по объему и содержанию он шире признака. В теории выделяют четыре элемента состава: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект. Именно по содержанию этих элементов и, соответственно, признаков отличаются кражи от убийства, клевета от оскорбления и т.д.
Объект преступления — это охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым причиняется вред или создается угроза причинения вреда. В уголовном праве России и зарубежных стран существует точка зрения, согласно которой объектом преступления признают интересы, права, блага (видимо, это более конкретно определяет объект посягательства). Так, при убийстве (ч. 1 ст. 105 УК) объектом является жизнь человека — высшее благо.
Объективная сторона состава преступления — это внешняя характеристика преступления, его видимая сторона. Она включает само деяние (действие или бездействие), причиняемые им преступные последствия, причинную связь между ними, а также способ, обстановку, место, время совершения деяния. Так, объективную сторону убийства характеризуют деяние, смерть как преступное последствие, причинная связь между ними.
Субъективная сторона состава преступления — это внутренняя характеристика преступного поведения, его внутренняя сторона. Она объединяет такие признаки, как вина, мотив, цель и эмоции. Так, субъективную сторону убийства (ч. 1 ст. 105 УК) характеризует умышленная форма вины. Наличие при совершении убийства мотивов и целей, которым уголовный закон придает особое значение, изменяет его квалификацию на ч. 2 ст. 105 УК.
Субъект преступления — это физическое лицо, совершившее преступление. Оно должно обладать признаками субъекта, т.е. достичь возраста уголовной ответственности, установленного законом, и быть вменяемым. В ряде случаев закон предусматривает дополнительные признаки, например должностного лица.
Следует иметь в виду, что все рассмотренные элементы и признаки состава преступления существуют в единстве, они взаимосвязаны. А подразделяют их для того, чтобы иметь возможность полно и всесторонне проанализировать совершенное преступление, определить пункт, часть, статью УК, по которой лицо будет привлечено к уголовной ответственности.
Вина́ в уголовном праве — это психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.
Неосторожность в уголовном праве — это одна из форм вины, характеризующаяся легкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий. Впервые неосторожность была выделена средневековыми итальянскими учёными как одна из форм косвенного умысла[
Преступное легкомыслие
При преступном легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент схож с косвенным умыслом), не желает их наступления, и без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (волевой момент). При этом лицо не расценивает свои действия как общественно опасные, хотя и осознаёт, что они нарушают определённые правила предосторожности. Возможность наступления последствий при этом рассматривается как абстрактная, лицо стремится их не допустить, а его расчёт на их предотвращение имеет под собой реальные, хотя и недостаточные основания, является самонадеянным[2].
Преступная небрежность
При преступной небрежности виновный не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Лицо может быть привлечено к ответственности за такие действия, поскольку его поступки связаны с пренебрежительным отношением к закону, требованиям безопасности и интересам других лиц[3].
Небрежность включает в себя отрицательный (отсутствие осознания лицом общественной опасности деяния, непредвидение его последствий) и положительный признак (обязанность проявлять должную бдительность и предотвращать причинение вреда общественным отношениям). При установлении положительного признака небрежности необходимо принимать во внимание объективный и субъективный критерий. Согласно первому из них, на лицо должна быть возложена правовая обязанность вести себя с должной предусмотрительностью, основанная на законе, должностном статусе, профессиональных функциях виновного, правилах общежития и т.д. Кроме того, должна иметься объективная возможность распознать опасную ситуацию и предотвратить её развитие. Субъективный критерий предполагает установление способности конкретного лица с учётом его индивидуальных качеств предотвратить развитие опасной ситуации: эта задача должна быть для него выполнимой с точки зрения его физических, интеллектуальных и социальных качеств, а также особенностей психики[4].
Преступная небрежность обычно считается в теории уголовного права менее опасной формой вины, чем преступное легкомыслие[5].
Умысел — одна из форм вины, противопоставляемая неосторожности. В административном праве, а также в уголовном законодательстве некоторых стран, виновным может быть признано даже юридическое лицо. В уголовном праве умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий и наличие воли, направленной к его совершению.[1]
Умышленная форма вины наиболее распространена в законе и на практике (до 90 % деяний).[2]
В уголовном праве в зависимости от особенностей психического содержания выделяют прямой и косвенный умысел.
Прямой умысел
При прямом умысле лицо осознаёт общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит реальную возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент) и желает их наступления (волевой момент). Лицом должна осознаваться общественная опасность деяния, то есть, его объективная способность нанести вред принятым в данном обществе ценностям[2]. Лицо должно иметь представление о характерепреступных последствий, которые могут наступить в результате его деяния, они должны быть отражены в его сознании в идеальной форме либо как единственное закономерное следствие его действий, либо как одно из возможных следствий.[3]
Некоторые авторы (А. А. Пионтковский, И. М. Тяжкова) включают в интеллектуальный момент прямого умысла также понимание виновным противоправности совершаемого деяния.[4] Осознание противоправности является необходимым, когда его необходимость прямо предусмотрена законом (например, в УК РФ предусмотрен состав ст. 170, который предусматривает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землёй).[5]
Желание наступления последствий означает стремление виновного достичь определённого преступного результата, который может играть для него роль конечной или промежуточной цели действий, средства достижения цели, либо неизбежного побочного результата.[3]
Преступления с формальным составом, а также деяния, включающие указание на специальную цель деяния, покушение и приготовление к преступлению, действия организатора, подстрекателя и пособника преступления совершаются только с прямым умыслом.[6]
Косвенный умысел
При косвенном умысле интеллектуальный момент тот же, что и в прямом, однако виновный предвидит не закономерную неизбежность, а лишь реальную возможность наступления последствий в данном конкретном случае. С точки зрения волевого элемента виновный не желает, но сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично. Наступление данного общественно опасного последствия является своего рода «побочным эффектом» действий виновного, наступление которого он готов допустить для достижения своей главной цели. Эта главная цель может также быть преступной, в таком случае виновный привлекается к ответственности за два преступления: совершённое с прямым умыслом и совершённое с косвенным.
«Сознательное допущение» общественно опасных последствий означает, что виновный рассчитывает на то, что данные последствия каким-то образом будут предотвращены; при этом какие-либо реальные факторы, способные предотвратить их наступление, отсутствуют, виновный не предпринимает каких-либо действий, направленных на недопущение наступления последствий.
Деление умысла на косвенный и прямой имеет значение при наступлении в результате совершения преступления вреда меньшего, чем предполагался или допускался виновным. При прямом умысле на причинение более тяжкого вреда, чем реально наступил, содеянное оценивается как покушение на причинение более тяжкого вреда. При косвенном умысле квалификация осуществляется по фактически наступившим последствиям.[9]
Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 317 УК РФ (Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов) ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти), ст. 319 УК (оскорбление представителя власти). Алгоритм расследования
Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
Комментарий к статье 317
1.В составе преступления, предусмотренном комментируемой статьей, фактически объединены два состава, известных УК 1960 г. (ст.ст. 191(2) и 191(5)). Редакция комментируемой статьи отличается от редакции указанных статей прежнего УК в первую очередь тем, что вместо перечисления, как это было в УК 1960 г., самых различных и многочисленных категорий потерпевших в ст. 317 УК 1996 г. указаны лишь три их разновидности: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, их близкие.
2.Под правоохранительным органом следует понимать орган (или лицо), охраняющий (охраняющее) порядок и общественную безопасность методом силового правоприменения, т. е. охраняющий (охраняющее) правопорядок. Это, например, милиция, другие органы внутренних дел, ФСБ и их сотрудники, наделенные властными правомочиями.
3.Военнослужащим является военнообязанное лицо, проходящее действительную военную службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Посягательство на жизнь военнослужащего по признакам комментируемой статьи не может быть квалифицировано по статьям гл. 33 УК, так как не является преступлением против военной службы.
4.Под близкими указанным лицам понимаются не только члены их семей, но и те, кто им близок по иным фактическим основаниям.
5.Под посягательством на жизнь следует понимать как убийство указанных в диспозиции комментируемой статьи лиц, так и покушение на убийство этих лиц (см. п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. N 3 в редакции постановления от 21 декабря 1993 г. N 11 "О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка". Сб. пост. Пленума Верх. Суда РФ. 1961 - 1993. М., 1994, с.301).
6.Таким образом, предусмотренный ст. 317 состав преступления является специальным по отношению к составу преступления, предусмотренному п. "б" ч. 2 ст. 105 УК. В случае конкуренции указанных норм содеянное должно квалифицироваться по ст. 317.
7.В комментируемой статье прямо говорится о законной деятельности потерпевших по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Законность деятельности потерпевшего определяется не только законностью цели этой деятельности (охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности), но и законностью методов ее осуществления (т. е. осуществлением ее с соблюдением установленной законом или подзаконным нормативным актом процедуры). Следовательно, посягательство на жизнь потерпевшего ввиду незаконности его деятельности (совершения, например, им мошенничества, грабежа или разбоя под видом проведения обыска и выемки, необоснованного применения им насилия и проч.) состава комментируемой статьи не образует. По обстоятельствам дела это может быть правомерное или неправомерное, с превышением пределов необходимой обороны поведение субъекта в порядке реакции на незаконные действия потерпевшего.
В п. 8 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. указывается, что по каждому делу данной категории судам необходимо выяснять, были ли законными действия потерпевших при исполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка. В случае установления факта незаконности их действий суд, при наличии к тому оснований, должен решить вопрос о квалификации содеянного подсудимым по другим статьям УК.
8.О понятии общественного порядка см. комментарий к ст. 213.
9.О понятии общественной безопасности см. комментарий к ст. 205.
10.Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В субъективную сторону данного преступления входят также цель (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности) или мотив (месть за такую деятельность).
11.Субъектом преступления, предусмотренного ст. 317, является лицо, достигшее 16 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет за убийство или покушение на убийство указанных лиц подлежат ответственности по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК (см. комментарий к ст. 20).
Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти.
1.Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2.Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Примечание.Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
.Комментируемая статья фактически объединяет целый ряд норм об ответственности за насильственные посягательства в отношении представителей власти, известных УК 1960 г. (ст.ст. 191, 191(1), 191(3), 191(4), 193).
2.Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 (см. комментарий к этой статье), а также иные виды физического воздействия на потерпевшего (например, связывание).
Угроза применения насилия охватывает любые случаи угрозы насилием, вплоть до угрозы убийством. В последнем случае применяется ч. 1 комментируемой статьи как специальная норма по отношению к общей норме ст. 119.
3.О понятии представителя власти см. в примечании к комментируемой статье.
4.О понятии близких представителя власти см. комментарий к ст. 317.
5.О понятии правоохранительного органа см. комментарий к ст. 317.
6.Контролирующими являются органы таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, автогрузового и т. п. контроля.
7.Совершение преступления в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей предполагает цель воспрепятствования исполнению указанных обязанностей либо мотив мести за их исполнение.
Характер и объем должностных обязанностей зависят от должности представителя власти или возложенного на него по должности разового поручения.
8.Под применением насилия, опасного для жизни или здоровья (ч. 2), понимается причинение тяжкого, менее тяжкого и легкого вреда здоровью, а также истязания (ст.ст. 111, 112, 115 и 117).
9.Преступление является оконченным в момент применения насилия или угрозы им.
10.Субъективная сторона характеризуется умышленной виной с прямым умыслом по отношению к насилию как таковому и прямым либо косвенным - к возможным последствиям насилия, а также указанными в п. 7 комментария к данной статье целью либо мотивом.
11.Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. В случае, если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет причинит (умышленно) тяжкий или менее тяжкий вред здоровью потерпевшего, он подлежит ответственности по ст. 111 либо 112 УК.
Статья 319. Оскорбление представителя власти.
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.
1.Состав комментируемой статьи объединяет три известных УК 1960 г. состава оскорбления представителей власти или приравненных к ним лиц при исполнении ими возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка или государственной границы (ст.ст. 192, 192(1), 192(2)).
2.Состав комментируемой статьи является специальным по отношению к предусмотренному ст. 130, в связи с чем при наличии признаков состава комментируемой статьи применяется она, а не ст. 130.
3.О понятии оскорбления и его публичности см. комментарий к ст. 130.
4.О понятии представителя власти см. примечание к ст. 318 и комментарий к ней.
5.Преступление может быть совершено только с прямым умыслом.
6.Ответственность за совершенное преступление может нести лицо, достигшее 16 лет.