Основные источники языкового богатства
Русский язык состоит из единиц, принадлежащих к одному из его уровней: фонетическому, словообразовательному, лексическому, морфологическому и синтаксическому. Соответственно, богатство русского языка также складывается из богатства каждого его уровня.
Фонетическое богатство — это богатство фонем (гласных и согласных звуков) и их сочетаний. Воспринимая устную речь, мы прежде всего слышим ее звуки, которые характерны для данного языка. Например, в кавказских языках есть гортанные звуки, на французском языке нужно говорить грассируя и с прононсом. Русские звуки привычны нам, но часто вызывают трудности у иностранцев, изучающих наш язык (в этом вы многократно убеждались сами). В русском языке есть и такие звуки, которых нет, например, в японском. Японцы русского писателя Льва Кассиля называли «Рев Карасири».
Звуковое богатство русской речи используется и в поэзии для создания с помощью специального подбора звуков (звукописи) соответствующих образов. Повтор согласных звуков называется аллитерацией. Например, А. С. Пушкин использует этот прием, чтобы передать ужас Евгения, который усиливается от звуков, сопровождающих движения мчащегося за ним Медного всадника: «...Как будто грома грохотанье — тяжело-звонкое скаканье по потрясенной мостовой». Повторение гласных звуков называется ассонансом. Гласные звуки создают ощущение некой длительности действия и погруженности в него героя, как, например, в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою...».
Фонетическое богатство русского языка помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм (это звуки слов «свист», «гром», «всплеск», «медленно», «быстро» и т. п.
Словообразовательное богатство, которое складывается в результате действия разнообразных процессов образования новых слов, — один из важнейших путей пополнения словарного состава языка и, следовательно, его богатства. Использование тех или иных способов словообразования позволяет от одного и того же корня образовать слова тех частей речи и с теми оттенками значения, которые могут наиболее точно выразить мысль, чувство или состояние и т. д. С помощью словообразовательных моделей образуются слова и словоформы, которые помогают найти самую точную грамматическую структуру для выражения мыслей.
С помощью словообразовательных моделей слова приобретают следующие основные значения:
— значения, состоящие в характеристике предмета или признака по его отношению к другому предмету или признаку, например, от существительного «вода» образовано относительное прилагательное «водный», от глагола «читать» образовано существительное «читатель», и т. д.;
— значения, представляющие собой дополнительный семантический компонент, например, уменьшительное значение («дом» — «домик»), значение начала («говорить» — «заговорить»), и т. д.;
— значения, сводящиеся к перемещению слова в другую часть речи («слушать» — «слушание», «хороший» — «хорошо»), и т. д.
Образование новых слов обеспечивает в русском языке разнообразные способы словообразования, среди которых основными являются следующие:
1. Словопроизводство (при использовании приставок и суффиксов или без их использования).
2. Словосложение — белый-белый, водолаз.
3. Конверсия (при переходе слов из одной части речи в другую) — столовая (комната) — столовая; отдыхающие (люди) — Отдыхающие и др.
4. Аббревиация (сокращение исходных слов) — разных типов. Слова могут быть сокращены до букв (ФРГ, МВТУ, ОРТ) Я° звуков (НИИ, МАИ, США, вуз), начальных частей слова (Универмаг), смешанного типа — (завкафедрой и т. д.).
Лексическое богатство — самый значимый пласт богатства языка. Лексика (от греч. lexikos — относящийся к слову) — совокупность слов языка, его словарный запас. Самый большей активный запас слов русского языка был у А. С. Пушкине; превышал 21 тыс. слов. Б. Н. Головин приводит данные о том что у образованного человека 70-х гг. словарный запас составляет 10—12 тыс. слов. С огромным сожалением вынуждены признать, что у наших современников запас слов еще меньше.
Задание 2.