По экологическому образованию и воспитанию
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность |
1.Предметы Базисного учебного плана (БУП). 2.Предметы вариативной части БУП (часть плана, формируемая участниками образователь- ного процесса). | Экологические практикумы для учащихся разных классов путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они ориентированы на изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг) Экологическая исследовательская и проектная деятельность Этнокалендарь (классные часы, праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др.) Встречи с представителями природоохранных структур . Экскурсии в природные комплексы, природоохраняемые и заповедные территории, к памятникам зодчества и на объектам современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей Озеленение класса, школьной территории | Объединения по интересам Кружок: «Зеленая лаборатория» Общешкольные мероприятия Конкурсы рисунков, плакатов «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны и ели перед Новым годом» и т.д. Праздники «День птиц», «Урожая» «День Земли», «Праздник Леса» и другие Выставки творческих работ Внешкольные виды деятельности Эколого-образовательные акции и движения, десанты Проектирование и уход за ландшафтом Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в пропаганде идей здорового и безопасного образа жизни и Устойчивого развития Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.) |
При разработке занятий по основам экологических знаний следует познакомиться с:
- Указами Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
- Экологической доктриной Российской Федерации (2002);
- Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);
- Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.
III. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МОУ «Шайгинская основная общеобразовательная школа» , обладающего экологической культурой.
Модель выпускника
Участники Программы.
Участниками Программы являются:
- Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках учебного предмета «Окружающий мир», через классные часы и внеурочную деятельность. Ученики начальной школы являются членами детского объединения «Искорка», одним из направлений деятельности которого является экологическое направление. Руководит работой детского объединения педагог-организатор .
- Учащиеся 5-9 классов, которые изучают экологию на классных часах, получают экологические знания при изучении других школьных предметов, а также через кружок «Зеленая лаборатория». Воспитательная система школы позволяет учащимся участвовать в экологических походах, акциях, конкурсах, мероприятиях, организовывать и проводить экологические мероприятия в начальной школе.
- Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, через школьную стенгазету , в рамках проведения совместных с родителями экологических акций.
- Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний.
· Мероприятия по реализации Программы:
Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный | ||
Укрепление материально-технической базы школы | |||||
Огораживание и благоустройство школьного двора | 2016-2020гг | Администрация школы | |||
Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними | ежегодно | Администрация школы, учителя | |||
Оборудование кабинета биологии (приобретение лабораторного оборудования для экологических исследований) | 2016-2020г. | Администрация школы, учитель биологии, географии | |||
Участие в конкурсах экологических социальных проектов | Ежегодно | Администрация школы | |||
Укрепление учебно-методической и законодательной базы | |||||
Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке | ежегодно | библиотекарь | |||
Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки | Ежегодно | Учителя-предметники, зам. директора по ВР | |||
Пополнение папки методических разработок внеклассных мероприятий в методическом кабинете, выставление методических находок на школьный сайт | ежегодно | Зам. директора по ВР | |||
Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников | Постоянно по мере необходимости | Администрация школы | |||
Разработка программы летнего оздоровительного лагеря | Ежегодно | Зам. директора по ВР | |||
Мероприятия в рамках учебного процесса | |||||
Непрерывное экологическое образование в 1-9 классах | весь период | Зам. директора по ВР | |||
Рассмотрение во всех школьных курсах вопроса экологически безопасного, устойчивого развития, введение понятий «гражданин планеты», «гражданин своей малой родины» | весь период | Учителя-предметники, руководители ШМО | |||
Проведение предметных недель, месячника экологии. | ежегодно | Учителя-предметники, Учитель биологии, географии | |||
Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. | ежегодно | Зам. директора по УР | |||
Участие в районных мероприятиях по экологии | ежегодно | Учитель биологии, географии | |||
Ведение кружка экологической направленности | Ежегодно | Учителя-предметники | |||
Внеклассные мероприятия | |||||
Выпуск школьной газеты по календарю экологических дат | ежегодно | Зам. директора по ВР | |||
Школьный конкурс «Самый зеленый кабинет» | ежегодно | Зам. директора по ВР | |||
Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам | ежегодно | Зам. директора по ВР | |||
Участие в районных и областных экологических мероприятиях, конкурсах, туристических слетах. | ежегодно | Зам. директора по ВР | |||
Трудовые десанты, экологические субботники | ежегодно | Администрация школы | |||
Летняя трудовая четверть | ежегодно | Администрация школы | |||
Мероприятия по экологической тематике в летних оздоровительных лагерях | ежегодно | Начальник лагеря | |||
Просветительская и пропагандистская работа с населением через средства массовой информации. | ежегодно | Замдиректора по ВР | |||
Родительские собрания по экологическому воспитанию, совместные экскурсии и походы на природу | ежегодно | Кл. руководители | |||
Школьный конкурс «Школьный двор» | Ежегодно | Руководитель пришкольного участка, классные руководители | |||
Научно-методическая работа | |||||
Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей) | ежегодно | Зам. директора по УР, по ВР | |||
Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива. | ежегодно | Администрация школы, зам. директора по ВР | |||
Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников» | 2016 г | Зам. директора по ВР | |||
Участие в районных и областных методических семинарах по проблемам экологического воспитания. | по мере необходимости | Зам. директора по ВР, учитель биологии, географии | |||
Работа творческой группы по реализации Программы | Постоянно | Члены творческой группы | |||
Ожидаемые конечные результаты Программы:
Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке.
Превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.