По экологическому образованию и воспитанию

Урочная деятельность Внеурочная деятельность Внеклассная и внешкольная деятельность
1.Предметы Базисного учебного плана (БУП). 2.Предметы вариативной части БУП (часть плана, формируемая участниками образователь- ного процесса).   Экологические практикумы для учащихся разных классов путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они ориентированы на изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг) Экологическая исследовательская и проектная деятельность Этнокалендарь (классные часы, праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др.) Встречи с представителями природоохранных структур . Экскурсии в природные комплексы, природоохраняемые и заповедные территории, к памятникам зодчества и на объектам современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей Озеленение класса, школьной территории Объединения по интересам   Кружок: «Зеленая лаборатория»     Общешкольные мероприятия Конкурсы рисунков, плакатов «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны и ели перед Новым годом» и т.д. Праздники «День птиц», «Урожая» «День Земли», «Праздник Леса» и другие Выставки творческих работ Внешкольные виды деятельности Эколого-образовательные акции и движения, десанты Проектирование и уход за ландшафтом Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в пропаганде идей здорового и безопасного образа жизни и Устойчивого развития Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.)  

При разработке занятий по основам экологических знаний следует познакомиться с:

- Указами Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);

- Экологической доктриной Российской Федерации (2002);

- Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);

- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);

- Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);

Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.

III. Прогнозируемый результат

Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МОУ «Шайгинская основная общеобразовательная школа» , обладающего экологической культурой.

Модель выпускника

По экологическому образованию и воспитанию - student2.ru

Участники Программы.

Участниками Программы являются:

  • Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках учебного предмета «Окружающий мир», через классные часы и внеурочную деятельность. Ученики начальной школы являются членами детского объединения «Искорка», одним из направлений деятельности которого является экологическое направление. Руководит работой детского объединения педагог-организатор .
  • Учащиеся 5-9 классов, которые изучают экологию на классных часах, получают экологические знания при изучении других школьных предметов, а также через кружок «Зеленая лаборатория». Воспитательная система школы позволяет учащимся участвовать в экологических походах, акциях, конкурсах, мероприятиях, организовывать и проводить экологические мероприятия в начальной школе.
  • Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, через школьную стенгазету , в рамках проведения совместных с родителями экологических акций.
  • Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний.

· Мероприятия по реализации Программы:

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.

Мероприятия Сроки Ответственный
Укрепление материально-технической базы школы
Огораживание и благоустройство школьного двора 2016-2020гг Администрация школы
Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними ежегодно Администрация школы, учителя
Оборудование кабинета биологии (приобретение лабораторного оборудования для экологических исследований) 2016-2020г. Администрация школы, учитель биологии, географии
Участие в конкурсах экологических социальных проектов Ежегодно Администрация школы
Укрепление учебно-методической и законодательной базы
Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке ежегодно библиотекарь
Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки Ежегодно Учителя-предметники, зам. директора по ВР
Пополнение папки методических разработок внеклассных мероприятий в методическом кабинете, выставление методических находок на школьный сайт ежегодно Зам. директора по ВР
Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников Постоянно по мере необходимости Администрация школы
Разработка программы летнего оздоровительного лагеря Ежегодно Зам. директора по ВР
Мероприятия в рамках учебного процесса
Непрерывное экологическое образование в 1-9 классах весь период Зам. директора по ВР
Рассмотрение во всех школьных курсах вопроса экологически безопасного, устойчивого развития, введение понятий «гражданин планеты», «гражданин своей малой родины» весь период Учителя-предметники, руководители ШМО
Проведение предметных недель, месячника экологии. ежегодно Учителя-предметники, Учитель биологии, географии
Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. ежегодно Зам. директора по УР
Участие в районных мероприятиях по экологии ежегодно Учитель биологии, географии
Ведение кружка экологической направленности Ежегодно Учителя-предметники
Внеклассные мероприятия
Выпуск школьной газеты по календарю экологических дат ежегодно Зам. директора по ВР
Школьный конкурс «Самый зеленый кабинет» ежегодно Зам. директора по ВР
Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам ежегодно Зам. директора по ВР
Участие в районных и областных экологических мероприятиях, конкурсах, туристических слетах. ежегодно Зам. директора по ВР
Трудовые десанты, экологические субботники ежегодно Администрация школы
Летняя трудовая четверть ежегодно Администрация школы
Мероприятия по экологической тематике в летних оздоровительных лагерях ежегодно Начальник лагеря
Просветительская и пропагандистская работа с населением через средства массовой информации. ежегодно Замдиректора по ВР
Родительские собрания по экологическому воспитанию, совместные экскурсии и походы на природу ежегодно Кл. руководители
Школьный конкурс «Школьный двор» Ежегодно Руководитель пришкольного участка, классные руководители
Научно-методическая работа
Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей) ежегодно Зам. директора по УР, по ВР
Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива. ежегодно Администрация школы, зам. директора по ВР
Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников» 2016 г Зам. директора по ВР
Участие в районных и областных методических семинарах по проблемам экологического воспитания. по мере необходимости Зам. директора по ВР, учитель биологии, географии
  Работа творческой группы по реализации Программы Постоянно Члены творческой группы
       
       
           

Ожидаемые конечные результаты Программы:

 Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей

 Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке.

 Превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.

Наши рекомендации