Отношение общества и государства
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Покажите место коррекционной педагогики в системе наук. Сравните термины «коррекционная педагогика» и «дефектология», определите их различия.
2. Сравните определение аномальный ребенок с другими определениями этой категории детей и подберите наиболее, на ваш взгляд, приемлемое. Обоснуйте свой выбор.
3. Проанализируйте учение Л.С.Выготского о первичном дефекте и вторичных отклонениях в развитии. Выясните, какая взаимосвязь между ними существует, какие факторы оказывают влияние на формирование вторичных отклонений в развитии.
4. Сравните понятие «коррекция» и «компенсация». Объясните, какую роль играет психолог в коррекции аномалий психического развития.
5. Сравните понятия «реабилитация» и «адаптация». Опишите роль педагога в адаптации аномального ребенка к жизни в обществе.
6. Назовите известные вам виды аномального развития. Вспомните названия отраслей коррекционной педагогики, изучающих ту или иную категорию детей.
7. Сравните общие закономерности аномального развития по Л.С.Выготскому и по В.И.Лубовскому. Обоснуйте их достоверность конкретными примерами.
Причины психофизических
Дефектов у детей
Причины появления психофизических дефектов, как правило, обусловлены биологическимифакторами, и их принято подразделять на эндогенныеиэкзогенные. К эндогенным факторам причисляют те, которые находятся внутри растущего организма, т.е. внутренние факторы.К эндогенным факторам относятся:
- наследственные факторы, когда аномалия развития является следствием заболевания, переданного от родителей к ребенку ввиду патологической наследственности;
- мутации генов, наступившие в течение жизни родителей под воздействием каких-либо неблагоприятных факторов.
Наследственностьюмогут бытьобусловленытакие нарушения развития, как умственная отсталость (существуют более 450 наследственных заболеваний, одним из клинических признаков которых является умственная отсталость). Часто связаны с наследственностью и нарушения слуха (25% населения планеты являются носителями гена глухоты, более 90% наследования идет по рецессивному типу, заболевание проявляется только при дополнительном влиянии тератогенов, и всего около 2% случаев наследования по доминантному типу); нарушения зрения (врожденная катаракта, микрофтальм); нарушения опорно-двигательного аппарата(кроме ДЦП);ЗПР конституционального происхождения; общее недоразвитие речи.
Мутации генов возникают под воздействием различных патогенных факторов (интоксикации, алкоголизм, наркомания, радиация, возраст матери) и могут быть причиной таких нарушений развития, как умственная отсталость, нарушения двигательной сферы и некоторых других.
К экзогенным относят факторы, влияющие на развитие ребенка извне.
Экзогенные факторы могут влиять на организм ребенка в разные периоды его развития, в зависимости от этого их в свою очередь подразделяют на факторы:
- пренатального периода развития;
- интранатального периода развития;
- постнатальногопериода развития.
Рассмотрим более подробно экзогенные факторы. Изучая пренатальную фазу развития, ученые ввели в обиход понятие – тератогены. Тератогены– это болезни или вещества, влияющие на формирование плода и способные вызвать неблагоприятные для его дальнейшего развития изменения. К тератогенамотносятся:
Интоксикации:наркотические, алкогольные, лекарственные, химические. Наркотические и алкогольные интоксикации могут вызвать умственную отсталость, задержку психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата церебрального происхождения и другие серьезные патологии. Из лекарственных препаратов наиболее опасны талидомид (зафиксировано более 7000 случаев рождения детей с множественными ампутациями конечностей, обусловленными приемом матерью во время беременности данного препарата) и ототоксичные антибиотики (приводят к нарушениям слуха от легкой тугоухости до полной глухоты). Из химических реагентов особенно опасны: свинец, хлор, ртуть, мышьяк. Соединения хлора содержатся в таких привычных для нас средствах бытовой химии, как стиральные порошки и отбеливатели, краски, удобрения. Диоксин, содержащий хлор, выделяется из пластиковой тары, особенно при многократном ее использовании и нагревании. Контакт с этими веществами в некоторых случаях может приводить к нарушению памяти, общему недоразвитию речи. Свинец, который в виде двуокиси содержится в выхлопных газах, может вызвать задержку психического развития, умственную отсталость. Ртуть вызывает умственную отсталость, задержку психического развития, детский церебральный паралич, а также задержку роста. Рентгеновское излучение может вызвать задержку роста, умственную отсталость, задержку психического развития, лейкемию.
Заболевания матери:краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирусмогут быть причинами умственной отсталости, нарушений слуха, зрения, вызывать детские церебральные параличи и задержку психического развития.
Психотравмы,перенесенные матерью во время беременности оказывают тератогенное воздействие через изменение гормонального статуса и сокращение поступления кислорода к плоду. В этом случае в центральной нервной системе ребенка могут происходить изменения, приводящие к возникновению умственной отсталости, нарушений зрения и слуха, задержки психического развития и детского церебрального паралича.
Также тератогенное воздействие на плод оказывают такие факторы, как: травмы плода, недоношенность, фактор многоплодия, несовпадение по резус-фактору, токсикоз беременных.
Установлены следующие принципы действия тератогенов:
1. Воздействие тератогена зависит от генотипа организма. Одно и то же вещество может быть вредным для одного организма и безопасным для другого.
2. Воздействие тератогенов изменяется на разных этапах внутриутробного развития.
- С 3 по 16 неделю формируется ЦНС.
- С 3 по 6 неделю – сердце.
- С 4 по 5 неделю – верхние и нижние конечности.
- С 4 по 8 неделю – зрение.
- С 4 по 9 неделю – слух.
Именно поэтому период с 3 по 16 неделю развития плода особенно уязвим по отношению к тератогенам.
3. Каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития. Они не повреждают все системы организма, а действуют избирательно.
4. Повреждения тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут проявиться в дальнейшем.
Следующая группа факторов экзогенного характера воздействует на ребенка в процессе родов, в так называемуюинтранатальнуюфазу его развития. К вредоносным факторам этого периода относятся асфиксии плода, полученные вследствие стремительных (обвитие пуповиной) или затяжных родов. Опасны также роды с наложением щипцов. Любой из этих видов родовой патологии может быть причиной таких аномалий развития, как умственная отсталость, задержка психического развития, детский церебральный паралич, нарушения слуха и зрения разной степени тяжести, речевые нарушения.
При рождении общее состояние ребенка оценивается по шкале Апгар. Первая оценка дыхания, сердцебиения, рефлексов, цвета кожных покровов и мышечного тонуса производится на первой минуте жизни ребенка. Вторая – на пятой минуте. Чем выше показатели ребенка по этой шкале, тем благоприятнее прогноз его развития. Как правило, здоровые доношенные дети получают оценки от 7 до 10 баллов. Максимальный показатель – 10 баллов. Если ребенок набрал по шкале Апгар 4-6 баллов и ниже его состояние оценивается как средней тяжести – тяжелое. В этом случае высока вероятность нарушения умственного и физического развития.
Постнатальнаяфаза развития наступает с рождением ребенка. Опасности, подстерегающие ребенка с точки зрения возникновения психофизических дефектов:
Заболевания: грипп, скарлатина, корь, отиты, другие соматические заболевания при тяжелом и длительном течении. Особую опасность представляют нейроинфекции – менингиты и энцефалиты. Эти заболевания, перенесенные в раннем постнатальном периоде, могут вызвать такие нарушения развития как: умственная отсталость, задержка психического развития, детский церебральный паралич, нарушения зрения и слуха, речевые дефекты.
Интоксикации: химические (мышьяк, ртуть, свинец), лекарственные. Химические интоксикации могут вызвать весь спектр дефектов, а лекарственные чаще всего провоцируют слуховую недостаточность, обусловленную приемом ототоксических антибиотиков.
Физические травмыв раннем постнатальном периоде могут быть причиной нарушений зрения, слуха, вызывать дефекты опорно-двигательного аппарата, приводить к умственной отсталости и задержке психического развития.
Психотравмымогут вызвать задержку психического развития психогенного происхождения, быть причиной заикания, вызывать расстройства эмоционально-волевой сферы ребенка.
К настоящему времени наука располагает некоторыми статистическими данными относительно частоты проявленийаномального развития. Примерно 4,5% всей детской популяции относятся к категории детей с теми или иными аномалиями развития и нуждаются в специальном образовании. Среди них первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%), второе место – с нарушениями интеллекта (около 20%), третье – с нарушениями речи (около 20%). Остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. В мире, в среднем, приходится 3 слепых на одну тысячу человек, а затруднения со слухом встречаются у 5% населения. На каждые 100 школьников от 7 до 15 лет приходится 4 – 5 человек, имеющих нарушения интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. На каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какими причинами может быть вызван первичный дефект? Могут ли социальные условия, в которых находится ребенок усугубить отклонения в его развитии?
2. Сравните понятия «эндогенный» и «врожденный». Объясните, чем они различаются.
3. Назовите периоды в жизни ребенка, когда он может быть подвергнут влиянию патогенных экзогенных факторов.
4. Дайте определение тератогенам. Назовите основные принципы их действия.
5. Сравните, какие заболевания могут вызывать психофизические дефекты в пренатальном периоде развития, и какие заболевания опасны в раннем постнатальном периоде.
6. Сравните перечень и влияние химических интоксикаций в разные периоды развития ребенка.
7. Ознакомьтесь со шкалой Апгар и объясните, почему низкие баллы опасны с точки зрения возникновения психофизических дефектов.
8. Назовите возможные, на ваш взгляд, социальные причины психофизических дефектов.
Отношение общества и государства