V. Изучение нового материала. 1. Наблюдение «Роль ь разделительного».

1. Наблюдение «Роль ь разделительного».

Запись на доске: пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт.

– В чем особенность написания этих слов? (Они написаны с мягким знаком.)

– А что случится со словами, если убрать ь? (Они превратятся в слоги.)

– Какую роль ь играет в этих словах? (Разделяет согласную и гласную, чтобы они не стали слогом.)

2. Работа по учебнику.

Личностные УУД: осуществлениесамоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умений соотносить эти обозначения в учебнике, осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Упражнение 36, с. 71.

– Сравните написание слов в каждой паре.

– Сравните произношение слов в каждой паре.

3. Чтение выводов (слова Асырк и Ворона, учебник, с. 71).

4. Коллективная работа по тетради (с. 38, по заданию).

5. Задания на внимание.

Волшебница приглашает нас на ярмарку. Какая торговая площадь!

Показ иллюстрации.

А встречает нас на Торговой площади известный герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит:

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?

Показ картинки с изображением Карлсона.

– А сейчас Карлсон желает проверить, кто был самым внимательным и запомнил все слова с разделительным ь, которые встретились в стихотворении. Запишите эти слова.

Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье.

– Сколько слов у вас получилось?

– Какие слова записали? Прочитайте.

– На Торговой площади много разных товаров, но в названии этих товаров пишется разделительный ь.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами идём по Торговой площади, а вокруг товары, в написании которых есть разделительный ь.

V. Изучение нового материала. 1. Наблюдение «Роль ь разделительного». - student2.ru Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Поманю их пальчиком –

Пусть бегут ко мне!

Ну, лови, лови скорей –

Вот, вот, вот – левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок –

Убежал на потолок!

– Какие товары мы увидели на Торговой площади? (Платья, ульи, перья, оленьи рога, коровье молоко, колосья, стулья, кукурузные хлопья.)

Познавательные УУД:общеучебные – обучение работе с информацией, представленной в графической форме; развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему.

– Волшебница предлагает нам в книжной лавке купить схему (учебник, с. 72).

– Попробуйте ее объяснить.

– Прилетела наша помощница Летучая Мышь. Прочитайте, что написано на плакате.

VI. Обобщение изученного.

1. Самостоятельная работа.

Упражнение 37, с. 72.

2. Работа по группам, составление таблицы.

Сопоставление ь разделительного и ь – показателя мягкости.

1-я группа.

Назовите слова, на конце которых слышится мягкий согласный звук. Как на письме обозначается мягкость согласного звука? (Соль, осень, окунь и др.)

2-я группа.

Назовите слова с мягким согласным звуком в середине. Что показывает мягкий знак в этих словах? (Письмо, крылья, воробьи, безделье и др.)

3-я группа.

Когда пишется мягкий знак, показывающий только мягкость согласного? А когда пишется разделительный мягкий знак?

На доске:

Ь – показатель мягкости Ь – разделительный
1. Пишется на конце и в середине слова. 1. Пишется в середине слова.
2. После согласного. 2. После согласного.
3. Перед согласным. 3. Перед гласными Я Ё Е Ю И, когда слышится звук [Й].
4. Показывает, что согласный звук мягкий. 4. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Наши рекомендации