V. Изучение нового материала. 1. Наблюдение «Роль ь разделительного».
1. Наблюдение «Роль ь разделительного».
Запись на доске: пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт.
– В чем особенность написания этих слов? (Они написаны с мягким знаком.)
– А что случится со словами, если убрать ь? (Они превратятся в слоги.)
– Какую роль ь играет в этих словах? (Разделяет согласную и гласную, чтобы они не стали слогом.)
2. Работа по учебнику.
Личностные УУД: осуществлениесамоконтроля процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умений соотносить эти обозначения в учебнике, осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Упражнение 36, с. 71.
– Сравните написание слов в каждой паре.
– Сравните произношение слов в каждой паре.
3. Чтение выводов (слова Асырк и Ворона, учебник, с. 71).
4. Коллективная работа по тетради (с. 38, по заданию).
5. Задания на внимание.
Волшебница приглашает нас на ярмарку. Какая торговая площадь!
Показ иллюстрации.
А встречает нас на Торговой площади известный герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит:
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это?
Показ картинки с изображением Карлсона.
– А сейчас Карлсон желает проверить, кто был самым внимательным и запомнил все слова с разделительным ь, которые встретились в стихотворении. Запишите эти слова.
Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье.
– Сколько слов у вас получилось?
– Какие слова записали? Прочитайте.
– На Торговой площади много разных товаров, но в названии этих товаров пишется разделительный ь.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами идём по Торговой площади, а вокруг товары, в написании которых есть разделительный ь.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Поманю их пальчиком –
Пусть бегут ко мне!
Ну, лови, лови скорей –
Вот, вот, вот – левей, левей!
Прыг-скок, прыг-скок –
Убежал на потолок!
– Какие товары мы увидели на Торговой площади? (Платья, ульи, перья, оленьи рога, коровье молоко, колосья, стулья, кукурузные хлопья.)
Познавательные УУД:общеучебные – обучение работе с информацией, представленной в графической форме; развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему.
– Волшебница предлагает нам в книжной лавке купить схему (учебник, с. 72).
– Попробуйте ее объяснить.
– Прилетела наша помощница Летучая Мышь. Прочитайте, что написано на плакате.
VI. Обобщение изученного.
1. Самостоятельная работа.
Упражнение 37, с. 72.
2. Работа по группам, составление таблицы.
Сопоставление ь разделительного и ь – показателя мягкости.
1-я группа.
Назовите слова, на конце которых слышится мягкий согласный звук. Как на письме обозначается мягкость согласного звука? (Соль, осень, окунь и др.)
2-я группа.
Назовите слова с мягким согласным звуком в середине. Что показывает мягкий знак в этих словах? (Письмо, крылья, воробьи, безделье и др.)
3-я группа.
Когда пишется мягкий знак, показывающий только мягкость согласного? А когда пишется разделительный мягкий знак?
На доске:
Ь – показатель мягкости | Ь – разделительный |
1. Пишется на конце и в середине слова. | 1. Пишется в середине слова. |
2. После согласного. | 2. После согласного. |
3. Перед согласным. | 3. Перед гласными Я Ё Е Ю И, когда слышится звук [Й]. |
4. Показывает, что согласный звук мягкий. | 4. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным. |