Губарева Татьяна Викторовна
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Г. Толстого», г. Тула, Россия
В современных социокультурных условиях перед системой интенсивно развивающегося российского образования поставлена задача – создать необходимые условия для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
В связи с потребностью нашего общества в людях активных, творческих мыслящих, способных неординарно решать возникающие задачи, возрастает актуальность проблемы выявления и развития одаренных детей.
Проблема обучения, воспитания и развития одаренных детей в школе приобрела особую актуальность в XXI веке в связи с изменениями, происходящими в обществе, породила широкий интерес к ней как со стороны исследователей, так и педагогов-практиков. Появилось большое количество научных работ, расширяющих понимание феномена одаренности, закономерностей и условий ее развития. В настоящее время разработаны концептуальные модели и направления содержания школьного образования, формы организации учебной деятельности одаренных детей, усовершенствованы методы и технологии их обучения. Выявлены личностные особенности одаренных детей, препятствующие их успешной адаптации к среде, характерные трудности, возникающие у них во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Однако при этом недостаточно внимания уделено подготовке учителя к психолого-педагогическому сопровождению развития одаренных детей.
Следует отметить невысокий уровень психолого-педагогических знаний и умений выпускников вузов и даже учителей-практиков для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, что приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы и воспринимается учителями негативно. Многочисленные исследования убедительно показывают, насколько сложно изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его природные задатки.
Известно, что одаренные дети часто не реализуют себя в жизни, так как их одаренность не находит необходимой поддержки и удовлетворения, и тогда ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым. Грамотно организованное психолого-педагогическое сопровождение одаренности детей способствовало бы раскрытию и развитию тех способностей, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком.
Бесспорно, важной фигурой в системе общего образования является учитель, и именно он вносит огромный вклад в будущее детей школьного возраста. Поэтому, обучаясь в вузе, он должен быть подготовлен к психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей, почти единогласно отнесенных к группе риска. Будущий педагог в период профессиональной подготовки должен приобрести:
- знания арсенала и возможностей диагностических методов и методик, позволяющих выявлять одаренных детей, их особых познавательных возможностей и потребностей, индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей;
- умения создавать в школе комфортную образовательную среду, всемерно содействующую раскрытию и реализации высокого потенциала таких детей;
- навыки коммуникации со всеми участниками образовательного процесса, в первую очередь с детьми, обладающими выдающимися способностями.
Система высшего образования в настоящее время предоставляет студентам возможность выбора дисциплин и элективных модульных блоков дисциплин, что создает необходимые условия для удовлетворения профессионально-познавательных интересов и образовательных потребностей студентов, среди которых немало одаренных; обеспечить формирование комплекса жизненно необходимых будущему учителю компетенций; подготовить выпускников к работе с одаренными детьми и их родителями.
Так, например, студентам всех профилей педагогического направления подготовки может быть предложен курс «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей».
Целью этого курса является формирование готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности в организациях общего образования (основного и дополнительного) с обучающимися, обладающими выдающимися способностями.
Программа курса представлена следующими содержательными линиями:
1. Психолого-педагогическая характеристика и диагностика одаренности.
2. Дезадаптация одаренных детей в школе и обществе.
3. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
4. Формы и методы работы с одаренными детьми в системе основного и дополнительного общего образования.
5. Совместная работа педагогов, специалистов дополнительного образования и родителей одаренных детей.
На лекционных и практических занятиях, часть из которых целесообразно реализовывать в организациях общего образования (основного и дополнительного) – социальных партнеров университета, – будущие учителя должны получить полноценные представления о природе, механизмах, структуре, критериях одаренности детей, стратегических направлениях работы с одаренными детьми в системе общего образования и особенностями организации системы психолого-педагогического сопровождения таких нестандартных детей.
Ведущий дисциплину вузовский преподаватель должен создать условия для освоения студентами различных подходов к работе с одаренными детьми:
- личностно-ориентированного подхода, предполагающего сохранность и поддержку индивидуальности каждого ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для реализации его творческих возможностей;
- андрогогического подхода, который позволяет рассматривать взаимодействие школы и семьи с точки зрения создания оптимальных условий для реализации образовательных проектов взаимодействия педагогов образовательных организаций и родителей, ориентированных на совместное психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности у детей;
- психологического подхода, строящегося на основе периодизации возрастных этапов деятельности детей и обеспечивающего возможность адекватной поддержки талантливых детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также типологических особенностей самого учителя, которые определяют стиль общения с одаренными детьми, стиль их обучения, что позволит решать многие вопросы развития и сопровождения одаренных детей;
- педагогического подхода, ориентированного на обеспечение условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей социальной среды;
- диагностического подхода, рассматривающего цели и задачи педагогической диагностики; ее структуру, уровни и методы, а также частные вопросы диагностики, в том числе воспитанности учащихся, качества их учебной деятельности;
- компетентностного подхода, ориентирующего участников образовательного процесса на освоение профессиональных умений, способов деятельности, необходимых в обеспечении сопровождения одаренных детей;
- консультационного подхода, содержательно охватывающего три основных сферы: представления взрослых об одаренности и особенностях одаренного ребенка, представления сверстников об особенностях поведения и жизни одаренного ребенка и представления самого одаренного ребенка о себе и об окружающем социальном и предметном мире. Консультативная работа со взрослыми включает три главные задачи, которые должен уметь решать современный учитель:
во-первых, это защита интересов ребенка (важно следить за тем, чтобы взрослые не эксплуатировали способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям, не превращали его в «высокопроизводительную машину»);
во-вторых, ориентирование взрослых на целостное всестороннее развитие ребенка, в том числе тех сторон его психики, в которых он не проявляет себя ярко, достигая тем самым гармоничности в развитии ребенка;
в-третьих, консультационная помощь, направленная на выработку педагогами и родителями стиля эффективного общения с одаренным ребенком, адекватной оценки его поступков, понимания его поведенческих проявлений;
- методического подхода, позволяющего выбирать адекватные индивидуальным особенностям одаренного ребенка формы, методы, приемы и средства его обучения, воспитания и развития.
В результате освоения программы предложенного курса по выбору студенты будут подготовлены к выполнению важнейших профессиональных функций педагога, указанных в соответствующем Профессиональном стандарте: обучения и развития, – так как приобретут необходимые для этого умения:
- использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании, то есть обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
- освоение и применение психолого-педагогических технологий, необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся, в том числе с одаренными детьми, одаренными детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации...
Иными словами, выпускник окажется способным реализовывать идеи Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по развитию системы поддержки талантливых детей, основной смысл развивающей работы с которыми – раскрытие потенциальных возможностей ребенка, в связи с чем у детей необходимо:
- формировать уверенность в успехе и признании, возможности совершать то или иное действие, осуществлять намеченное, чувствовать свою значимость и защищенность;
- развивать навыки личностного общения в группе сверстников, способы взаимопонимания; приемы регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- формировать адекватную самооценку.
Таким образом, курс по выбору студентов можно рассматривать как средство подготовки будущих педагогов к работе с одаренными детьми.
Библиографический список
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Дата принятия: 4 февраля 2010 года. Номер: 271.
2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден 18 октября 2013 г. № 544н.