Классификация методических разработок

Методические материалы к семинару № 5 и методическому занятию № 5

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. Требования к методическим разработкам

ЗАДАНИЕ № 1

Выполнить конспект по презентации «Оценка состояния инновационной и опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения».

ЗАДАНИЕ № 2

Выполнить конспект «Требования к оформлению методических разработок».

Основные требования к оформлению методических разработок

Создание методической разработки является:
- формой совершенствования профессионально-педагогического мастерства;

- совершенствование учебно-тренировочного процесса;

- одной из форм квалификационного испытания в рамках прохождения педагогическим работником аттестации с целью подтверждения соответствия им занимаемой должности.

Методическая разработка, выполняемая в рамках аттестации, должна быть индивидуальной.

Методическая разработка должна быть рассмотрена профессиональным сообществом, что подтверждается выпиской из протокола заседания педагогического совета, тренерского совета, методического объединения, копиями отзывов, рецензий, экспертных заключений и пр.

Общий объем методической разработки должен составлять до 24 листов компьютерного текста (шрифт-14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного занятия, мероприятия до 10 листов.

Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Список использованных источников должен быть не менее 10 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Количество и объем разделов не лимитируется.

Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебно-тренировочного процесса, эффективности методов и методических приемов, применения современных технических и информационных средств обучения.

Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и существующих программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.

Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

Ориентировать организацию учебного, учебно-тренировочного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

Методическая разработка занятия должна раскрывать вопрос «Как учить».

Должна содержать конкретные материалы, которые могут использоваться в работе (план-конспект(ы) учебно-тренировочного занятия(й), инструкции для проведения занятий, карточки, схемы, тесты, задания и т.д.).

Классификация методических разработок

Методическая разработка может представлять собой:

Ø разработку серии учебно-тренировочных занятий;

Ø разработку конкретного учебно-тренировочного занятия, мероприятия;

Ø программу дополнительного образования детей, молодежи;

Ø описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (средства информационно-коммуникационных технологий, плакаты, таблицы, схемы, видеофильмы, и др.);

Ø сборник практических упражнений, способствующих достижению результатов;

Ø разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

Ø методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий обучения.

Содержание составных частей методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь:

ü титульный лист,

ü аннотацию,

ü содержание,

ü Введение (пояснительная записка),

ü основную часть,

ü заключение,

ü список используемых источников информации.

ü приложения (при необходимости)

Титульный лист

На титульном листе методической разработки указывается наименование учреждения (в соответствии с лицензией) (вверху страницы); название работы (в центре листа); cведения об авторе (должность, место работы, ФИО) (справа внизу); место и год написания разработки (по центру внизу).

Аннотация

Аннотация – краткая характеристика подготовленной методической работы, в которой в сжатой форме указывается ее вид (методическая разработка, методические рекомендации, учебное пособие и т.п.) цель написания, для какой категории пользователе она предназначена, отражаются существенные признаки содержания, которые позволяют выявить практическое значение работы, новизну и другие особенности.

Рекомендуемый объем - до 10 предложений.

Оглавление (Содержание)

Оглавление содержит перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста. Чем полнее оглавление (содержание) тем оно нагляднее позволяет представить, о чем идет речь в основной части.

Введение

Раскрываются:

- актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования);

- цель методической разработки;

- новизна методической разработки;

- условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования);

- трудоемкость, ограничения, риски.

Рекомендуемый объем - до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть

Основная часть – самый важный раздел методической разработки. В ней подробно раскрываются пути и средства достижения наиболее значимых результатов в педагогической деятельности автора.

Учитываются:

- специфика методической разработки (в соответствии с приведенной в п.3.2. классификацией);

- существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики (например, требования к разработке учебно-тренировочного занятия; требования к программе дополнительного образования и пр.);

- замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).

Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы.

Заключение

Приводятся:

- основные выводы по теме разработки;

- информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу.

Рекомендуемый объем – до 1 страницы машинописного текста.

Наши рекомендации