Методология научно-педагогического исследования.

Методологию сегодня рассматривают как:

- систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности;

- как учение об этой системе;

- как учение о методе научного познания и преобразования мира;

- как учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

Исходя из этого, ученые выделяют три уровня методологии:

1. Общую, которая обеспечивает наиболее точные представления об общих законах развития объективного мира, о месте и роли в нем тех феноменов, которые изучает определенная наука.

2. Специальную (методологию конкретной науки), которая позволяет последней формулировать собственные закономерности, касающиеся своеобразия развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

3. Частную (отдельную), которая выступает как совокупность методов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, составляющих предмет и объект ее анализа.

Общая методология представляет собой философские основы науки, в нашем случае – педагогики, специальная методология – это теоретические основы педагогики и только частная (отдельная) соответствует сущностному назначению методологии как науки о методах исследования, что следует из семантики составляющих собственно термина «методология».

Науку о методе исследования педагогической действительности можно рассматривать как:

1. Общую методологию, которая представляет собой мировоззренческую позицию автора, совокупность методов философского познания мира и себя в мире: диалектико-материалистический метод, индуктивно-дедуктивный, детерминантный метод (выявление причинно-следственных связей и зависимостей), метод конкретно-исторического анализа и т. п.

2. Общенаучную методологию, включающую в себя системный и целостный, деятельностный и ценностный подходы, характеристику различных типов научных исследований, их этапы, элементы и т. п.

3. Конкретно-научную методологию как совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной области.

4. Прикладную методологию, сочетающую в себе методику и технику проведения конкретного исследования [Краевский В. В. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики // Педагогика: уч. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 33-62.].

Научно-педагогические исследования требуют от исследователя владения всеми уровнями методологии в их совокупности, поскольку они дополняют и конкретизируют друг друга.

Научные достижения человечества обрабатывались с помощью диалектического метода познания реальной действительности, в основу которого была положена связь теории и практики, принципы познаваемости мира, детерминированности явлений, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

Диалектическая логика познания стала универсальным инструментом для всех наук, при изучении любых проблем познания и практики. Фундаментальные принципы основываются на обобщающих, философских положениях, отражающих существенные свойства объективной действительности и сознания с учетом опыта, приобретенного в процессе познавательной деятельности человека. К ним относятся принципы:

а) диалектики, отражающие взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности;

б) детерминизма – объективной причинной обусловленности явлений;

в) изоморфизма – отношений объектов, отражающих тождество их построения и др.

Диалектический подход позволяет обосновать причинно-следственные связи, процессы дифференциации и интеграции, постоянное противоречие между сущностью и явлением, содержанием и формой, объективность в оценке действительности.

Общенаучная методология. К общенаучным принципамисследования относятся: исторический, терминологический, функциональный, системный, когнитивный (познавательный), моделирования и др.

Проникновение в сущность явлений и процессов возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения его в возникновении и развитии, то есть применение исторического подхода к его изучению, исследованию генезиса и развития явления или процесса. Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявления внутренних и внешних связей, закономерностей и противоречий.

Любое теоретическое исследование требует описания, анализа и уточнения понятийного аппарата конкретной области науки, то есть сроков и понятий, которые их обозначают. Терминологический принцип предусматривает изучение истории терминов и обозначаемых ими понятий, разработку или уточнение содержания и объема понятий, их места в понятийном аппарате теории, на чем основывается исследование. Решить эту задачу помогает метод терминологического анализа и метод операционализации понятий. Определение понятий следует формулировать, опираясь на толковые и профессиональные словари.

К общенаучной методологии относятся системный подход, применения которого требует каждый объект научного исследования. Сущность его заключается в комплексном исследовании больших и сложных объектов (систем), исследовании их как единого целого с согласованным функционированием всех элементов и частей.

Каждую науку, явление, процесс, деятельность, объект можно рассматривать как определенную систему, имеющую многочисленные взаимосвязанные элементы, компоненты, подсистемы, определенные функции, цели, состав, структуру.

К общим характеристикам системы относят: целостность, структурированность, взаимосвязь с внешней средой, иерархичность, целеустремленность, саморегуляцию. Ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязи элементов и явлений, их соподчинение, иерархия, функционирование, целостность развития, динамика системы, сущность и особенности, факторы и условия) оправдана тогда, когда ставится задача исследовать сущность явления, процесса.

Системный принцип позволяет определить стратегию научного исследования. В его пределах различают: структурно-функциональный, системно-деятельностный, системно-генетический и другие подходы.

Сущность структурно-функционального подхода заключается в выделении в системных объектах структурных элементов и определении их роли (функций) в системе. Структура характеризует систему в статике, функции–в динамике, между которыми существуют определенные зависимости.

Системно-деятельностный подход указывает на определенный компонентный состав человеческой деятельности. Среди важнейших ее компонентов: потребность субъект объект процессы условия результат. Это создает возможности комплексно исследовать любую сферу человеческой деятельности.

Познавательный или когнитивный принцип особенно эффективен при изучении динамики науки и ее соотношения с обществом, при обосновании ведущего значения знания в поведении индивида. Для анализа формирования знания необходимо изучение практической и теоретической деятельности человека в соотношении с ее социальным аспектом, то есть в центре исследуемых проблем находится человек как член социума, представитель этноса, психологический субъект, языковая личность, коммуникант.

Для изучения внешних и внутренних связей объекта исследования существенное значение имеет моделирование, с помощью которого изучаются те процессы и явления, которые не поддаются непосредственному изучению. Это метод проявления существенных признаков явлений и процессов с помощью модели (концептуальной, вербальной, математической, графической, физической и т.д.).

Обычно модель понимают как виртуальную или материальную систему, которая, воспроизводя объект исследования, может изменить его таким образом, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Метод моделирования имеет такую структуру: постановка задачи; создание или выбор модели; исследования модели; перевод знаний с модели на оригинал.

В исследованиях сегодня применяются количественно-качественные методы: наукометрии, библиометрии, инфометрии.

Наукометрия – система изучения научного, конструктивного знания с помощью количественных методов, то есть в наукометрии измеряются только те объективные количественные закономерности, которые действительно определяют достигнутый наукой уровень ее развития.

Библиометрия – метод количественного исследования печатных документов в виде материальных объектов или библиографических единиц, а также их заменителей, что дает возможность проследить динамику отдельных объектов науки: публикации авторов, их распределение по странам, рубрикам научных журналов, уровень цитирования и тому подобное.

Инфометрия – изучает математические, статистические методы и модели и их использование для количественного анализа структуры и особенностей научной информации, закономерностей процессов научной коммуникации, включая проявление этих закономерностей. Ее основная цель – получение научного знания непосредственно по информации.

Конкретнонаучная методология– это совокупность идей или специфических методов определенной науки, которые являются базой для решения конкретной исследовательской проблемы; это научные концепции, на которые опирается исследователь. Уровень конкретнонаучной методологии требует обращения к общепризнанным концепциям ведущих ученых в определенной области науки, а также тех исследователей, достижения которых являются общепризнанными. Поиски методологических основ исследования осуществляются по следующим направлениям:

1. Изучение научных трудов известных ученых, использовавших общенаучную методологию для изучения конкретной отрасли науки.

2. Анализ научных трудов известных ученых, которые одновременно с общими проблемами своей отрасли исследовали вопрос выбранной для изучения области.

3. Обобщение идей ученых, которые непосредственно изучали определенную проблематику.

4. Проведение исследований специфических подходов для решения этой проблемы профессионалами-практиками, которые не только разработали, но и реализовали на практике свои идеи.

5. Анализ концепций в определенной сфере научной и практической деятельности отечественных ученых и практиков.

Научная концепция исследования предполагает наличие ведущей научной идеи, сущность явления (объекта, предмета исследования), противоречия, возникающие в процессе или явлении, стадии, этапы развития (или тенденции).

Концепция – это система взглядов, описание определенного предмета или явления по его строению, функционированию, что способствует его пониманию, толкованию, изучению главных идей. Она является единственным, определяющим замыслом, главной идеей научного исследования.

Для решения исследовательских задач в педагогике пользуются методы научно-педагогических исследований (МНПИ).

Метод научно-педагогических исследований – это способ получения достоверной информации о педагогическом явлении или способ построения педагогической теории.

Основные требования к выбору методов – это их комплексность (для получения объективной информации нужно привлекать комплекс методов) и адекватность выбранных методов сущности изучаемого явления.

МНПИ должны обеспечивать:

а) репрезентативность и валидность массива первичной информации;

б) формулировку научных выводов как дополнение к уже известным научным теориям или системам научного знания.

В соответствии с логикой исследования используют три основные группы методов:

а) методы накопления фактов предназначены для сбора эмпирических данных (изучение литературных источников, документации, продуктов деятельности, наблюдение, опрос);

б) методы обобщения и осмысления фактов (анализ, синтез, сравнение, моделирование и т.д.);

в) методы проверки и уточнения положений и предыдущих выводов: экспериментальная работа как совокупность методов.

Для целей исследования методы подразделяют на:

а) первичные, используемые для сбора информации;

б) вторичные – для обработки и анализа полученных данных (количественный и качественный анализ данных, их систематизация, шкалирование и т.д.);

в) верификационные методы, позволяющие проверить полученные результаты.

По способу реализации выделяют:

а) логико-аналитические (методы дедукции и индукции);

б) визуальные (графы, схемы, диаграммы, картограммы), дающие возможность получить синтезированное представление об исследуемом объекте и одновременно наглядно показать его составляющие, их удельный вес, причинно-следственные связи, интенсивность распределения компонентов в заданном объеме;

в) экспериментально-игровые методы непосредственно касаются реальных объектов, функционирующих в конкретной ситуации, и предназначаются для прогнозирования результатов.

По функциональным возможностям методы подразделяют на:

а) этапные, связанные с определенными этапами исследования (наблюдение, эксперимент);

б) универсальные, которые используют на всех этапах (абстрагирование, обобщение, дедукция, индукция).

Основная часть курсовой работы обычно состоит из 2-3 разделов с определенным количеством параграфов (подразделов) (в соответствии с темой исследования).

Первая глава традиционно посвящается историческим истокам исследуемой проблемы: когда она возникла, кто ее исследовал на разных этапах развития теории и практики, уже имеющиеся результаты, вопросы, которые остаются нерешенными.

От первой главы логично перебрасывается «мостик» ко второй главе - современному состоянию разработки проблемы.

Третья глава – практическая, содержит описание выполненного исследовательского задания и разработки учебно-методических материалов. К основной части относятся и выводы к каждой главе.

Общие выводы (обусловлены содержанием курсовой работы, соответствуют целям и задачам, которые выдвинуты во вступительной части работы).

Приложения (материалы к анкетированию, тестированию, которые разработаны или использованы студентом, разработки воспитательных мероприятий, фрагменты уроков, методические рекомендации, наглядные и видеоматериалы на электронных носителях и т.д.).

Список использованной литературы (библиография, на которую есть ссылки в тексте работы), который подается в алфавитном порядке и должен быть оформлен с учетом всех современных требований к библиографическому описанию. В списке источников должны занимать значительную часть новейшие издания.

Защита курсовой работы.

Курсовая работа, которая по заключению научного руководителя заслуживает положительной оценки, подаётся к защите. Студенты, работы которых не допущены кафедрой к защите, получают оценку «неудовлетворительно».

Защита курсовых работ происходит в установленный деканатом, учебным отделом и кафедрой срок в присутствии студентов и комиссии: научного руководителя, преподавателей кафедры. Во время защиты студент сообщает тему и цель исследования, план работы и кратко передает содержание. Особое внимание при этом следует обратить на собственные результаты выполнения исследовательской задачи и практическую часть работы. Выступление заканчивается формулировкой выводов. Защита сопровождается обнародованием рецензии на курсовую работу, которую составляет другой студент этой же группы.

По результатам защиты курсовой работы выставляется оценка.

Оценивание курсовой работы по методике обучения и воспитания в начальной школе в кредитно-модульной системе (КМС)

Уровни оценивания:

А – 100-90 баллов – отлично.

В – 89-81 баллов – очень хорошо.

С– 80-75 баллов – хорошо.

Д – 74-67 – удовлетворительно.

Е – 66-60 – достаточно удовлетворительно.

FX – 59-35 – неудовлетворительно.

F – 34-1 – неудовлетворительно, нужна доолнительная работа.

Критерии оценивания

І. Обоснование актуальности, определение научного аппарата и его соответствие содержанию исследования, соответствие содержания исследования поставленным целям и задачам – 10 баллов.
10-9 баллов выставляются, когда полностью основательно раскрыта значимость исследуемой проблематики, самостоятельно правильно определен научный аппарат работы и он полностью соответствует содержанию исследования.
8-7 баллов выставляются, когда полностью основательно раскрыта социальная, педагогическая и личностная значимость исследуемой проблематики, самостоятельно правильно определен научный аппарат работы с незначительной коррекцией или с помощью научного руководителя и он полностью соответствует содержанию исследования.
6-5 баллов выставляются, когда в целом раскрыты социальная, педагогическая и личностная значимость исследуемой проблематики, при существенной помощи научного руководителя определен научный аппарат работы, и он полностью соответствует содержанию исследования.
4 балла выставляются, когда полностью основательно раскрыты социальная, педагогическая и личностная значимость исследуемой проблематики, при существенной помощи научного руководителя определен научный аппарат работы, и он полностью соответствует содержанию исследования.
3 балла выставляются, когда полностью основательно раскрыты социальная, педагогическая и частично личностная значимость исследуемой проблематики, при существенной помощи научного руководителя определен научный аппарат работы, и он полностью соответствует содержанию исследования.
2 балла выставляются, когда полностью основательно раскрыта социальная, частично педагогическая и личностная значимость исследуемой проблематики, при существенной помощи научного руководителя определен научный аппарат работы, и он полностью соответствует содержанию исследования.
1 балл выставляется, когда частично раскрыта социальная, педагогическая и личностная значимость исследуемой проблематики, при существенной помощи научного руководителя определен научный аппарат работы, и он полностью соответствует содержанию исследования.
ІІ. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы исследования, раскрытие сущности ведущих категорий, целостность текста курсовой работы, владение методологией проведення педагогических исследований, адекватное использование понятийного аппарата педагогики – 15 баллов.
15-14 баллов выставляются, когда основательно, логично, правильно представлено методологическое и теоретическое обоснование проблемы исследования,раскрыто значение ведущих категорий, обеспечена целостность текста курсовой работы.
13-12 баллов выставляются, когда основательно и правильно, но с замечаниями к логике изложения, представлено методологическое и теоретическое обоснование проблемы исследования,раскрыто значение ведущих категорий, обеспечена целостность текста курсовой работы.
11-10 баллов выставляются, когда недостаточно основательно, логично, правильно (имеются неточности, незначительные ошибки, замечания к логике изложения) представлено методологическое и теоретическое обоснование проблемы исследования,раскрыто значение ведущих категорий, обеспечена целостность текста курсовой работы.
9-8 баллов выставляются, когда недостаточно основательно, логично, правильно (имеются значительные ошибки содержательного характера) представлено обоснование проблемы, (например, нарушена логика «история – теория – практика» в изложении исследуемого вопроса),раскрыто значение ведущих категорий, обеспечена целостность текста курсовой работы.
7-5 баллов выставляются, когда методологическое и теоретическое обоснование проблемы исследования,представление сущности ведущих категорий недостаточно (студент путается в категориальном аппарате исследования, в изложении его исходных методологических и теоретических положений), имеются незначительные нарушения в целостности текста курсовой работы.
4-3 балла выставляются, когда методологическое и теоретическое обоснование проблемы исследования,представление сущности ведущих категорий недостаточно (отсутствуют ведущие исходные положения исследования, не раскрыта суть категориального аппарата), имеются значительные нарушения в целостности текста курсовой работы.
2-1 балла выставляются, когда методологическое и теоретическое обоснование проблемы исследования практически не раскрыто, так же как исущность ведущих категорий, нет целостности текста курсовой работы.
ІІІ. Отражение содержания экспериментального исследования и его результатов, наличие первичных (самостоятельно полученных) данных, наличие в тексте курсовой работы примеров, подтверждающих основные идеи исследования, наличие собственных выводов и рекомендаций – 15 баллов.
15-14 баллов выставляются, когда в курсовой работе есть гипотеза, программа, обоснование и пояснение результатов констатирующего и формирующего миниэксперимента.
13-12 баллов выставляются, когда в курсовой работе есть гипотеза, программа, обоснование и не совсем четкое пояснение результатов констатирующего и формирующего миниэксперимента.
11-10 баллов выставляются, когда в курсовой работе есть гипотеза, программа, но недостаточное обоснование и пояснение результатов констатирующего и формирующего миниэксперимента.
9-8 баллов выставляются, когда в курсовой работе есть гипотеза, но недостаточно четкие программа, обоснование и пояснение результатов констатирующего и формирующего миниэксперимента.
7-5 баллов выставляются, когда в курсовой работе есть гипотеза, недостаточно разработаны и представлены четкие программа, обоснование и пояснение результатов констатирующего и формирующего миниэксперимента.
4-3 балла выставляются, когда в курсовой работе есть гипотеза, но не представлены программа, обоснование и пояснение результатов констатирующего и формирующего миниэксперимента.
2-1 балла выставляются, когда в курсовой работе отсутствуют гипотеза, программа, обоснование и пояснение результатов констатирующего и формирующего миниэксперимента.
ІV. Соответствие студенческой научной работы требованиям, предъявляемым к курсовым работам студентов образовательного учреждения, реализация требований архитектоники курсовой работы, наличие данных об апробации результатов исследования, владение нормами научного стиля русского языка, наличие графических средств, иллюстраций – 10 баллов.
10-9 баллов выставляются, когда подготовленная студентом курсовая работа полностью соответствует требованиям к научным студенческим работам.
8-7 баллов выставляются, когда есть 1-3 несущественных отличия от общих требований к научным студенческим работам.
6-5 баллов выставляются, когда есть более 3 несущественных отличий от общих требований к научным студенческим работам.
4 балла выставляются, когда есть 1 существенное отличие от общих требований к научным студенческим работам.
3 балла выставляются, когда есть 2 существенных отличия от общих требований к научным студенческим работам.
2 балла выставляются, когда есть 3 существенных отличия от общих требований к научным студенческим работам.
1 балл выставляются, когда есть более 3 существенных отличий от общих требований к научным студенческим работам.
V. Публичная защита курсовой работы, наличие презентации с использованием компьютерных технологий, иллюстративного материала, раздаточного материала, постеров и т.п. – 10 баллов.
10-9 баллов выставляются, когда студент свободно владеет материалами и результатами курсового исследования, свободно ориентируется в теории, методике обучения и воспитания в начальной школе и практической реализации исследуемой проблематики.
8-7 баллов выставляются, когда студент свободно владеет материалами и результатами курсового исследования, но совершил 1-2 ошибки в ориентировании в теории, методике обучения и воспитания в начальной школе и практической реализации исследуемой проблематики.
6-5 баллов выставляются, когда студент свободно владеет материалами и результатами курсового исследования, но совершил 3-4 ошибки в ориентировании в теории, методике обучения и воспитания в началдьной школе и практической реализации исследуемой проблематики.
4 балла выставляются, когда студент владеет материалами и результатами курсового исследования со значительной опорой на печатный вариант работы, свободно владеет вопросами теории, методики обучения и воспитания в начальной школе и практической реализации исследуемой проблематики.
3 балла выставляются, когда студент владеет материалами и результатами курсового исследования со значительной опорой на печатный вариант работы, неуверенно владеет вопросами теории, методики обучения и воспитания в начальной школе и практической реализации исследуемой проблематики.
2 балла выставляются, когда студент слабо владеет материалами и результатами курсового исследования, неуверенно владеет вопросами теории, методики обучения и воспитания в начальной школе и практической реализации исследуемой проблематики.
1 балл выставляются, когда студент слабо владеет материалами и результатами курсового исследования, плохо ориентируется в вопросах теории, методики обучения и воспитания в начальной школе и практической реализации исследуемой проблематики.
VІ. Рецензия на курсовую работу другого студента с соблюдением требований к написанию рецензии – 10 баллов.
10-9 баллов выставляются, когда рецензия написана объективно и полностью совпадает с рецензией научного руководителя и его оценкой (не текстуально, а по смыслу, содержательно).
8-7 баллов выставляются, когда рецензия написана объективно и имеет 1-2 несущественных расхождения с рецензией научного руководителя и его оценкой.
6-5 баллов выставляются, когда рецензия написана объективно и имеет 3-4 несущественных расхождения с рецензией научного руководителя и его оценкой.
4 балла выставляются, когда рецензия написана объективно частично и имеет 1 существенное расхождение с рецензией научного руководителя и его оценкой.
3 балла выставляются, когда рецензия написана объективно частично и имеет 2 существенных расхождения с рецензией научного руководителя и его оценкой.
2 балла выставляются, когда рецензия написана необъективно и имеет более 3 существенных расхождений с рецензией научного руководителя и его оценкой.
1 балл выставляется, когда рецензия написана необъективно и полностью не совпадает с рецензией научного руководителя и его оценкой.
VІІ. Степень самостоятельности выполнения курсовой работы, старательности и ответственности при ее выполнении – 20 баллов:
20-19 баллов выставляются, когда студент самостоятельно и правильно предлагает формулирование темы работы, определяет научный аппарат, обосновывает ее актуальность, теоретическое и практическое значение, формулирует цель и задачи, определяет необходимые методы научно-педагогических исследований, составляет логический план курсовой работы, регулярно посещает консультации, планирует экспериментальную работу, правильно формулирует выводы к главам и общие выводы, составляет список необходимых и использованных источников.
18-16 баллов выставляются, когда преподаватель корректирует только один из выше приведенных показателей.
15-13 баллов выставляются, когда преподаватель корректирует 2 из выше приведенных показателей, например, объект и предмет.
12-10 баллов выставляются, когда приходится корректировать актуальность, предмет и объект работы.
9-7 баллов выставляются, когда приходится корректировать актуальность, предмет и объект, цель и задачи работы.
6-4 балла выставляются, когда приходится корректировать актуальность, предмет и объект, цель и задачи, а также методы работы.
3-1 балл выставляются, когда преподаватель корректирует более 6 из выше приведенных показателей.
VІІІ. Дополнительно к общей оценке студент может получить 10 баллов, если результаты курсового исследования опубликованы в материалах студенческих научно-практических конференций разного уровня:
10 баллов международная за границами ДНР или работа рекомендована кафедрой к участию во 2-ом туре студенческих научных работ и получила определенную награду Республиканского конкурса студенческих научных работ (поощрительный диплом, грамоту, призовое место).
9 баллов международная в границах ДНР
8 баллов республиканская
7 баллов региональная
6 баллов конференция в ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт».
     

Интегрированность оценки за курсовую работу отражается в специальной протокольной ведомости, которая подписывается всеми членами комиссии и хранится в протоколах кафедры. Результаты защиты вносятся в зачетную книжку за подписью научного руководителя и в зачетную ведомость за подписями членов комиссии и сдаются в деканат. На каждого научного руководителя (на каждую комиссию кафедры) выписывается отдельная зачетная ведомость.

Наиболее интересные курсовые работы, получившие отличные оценки при защите, могут быть рекомендованы к презентации на студенческой научно-практической конференции, для продолжения исследования выбранной темы на уровне дипломной работы, для участия в конкурсах студенческих научных работ, для публикации результатов исследования в виде статей и т. п.

Если исследование признано победителем конкурса студенческих научных работ, то его автор получает отличную оценку без защиты курсовой работы.

Неудовлетворительная оценка за курсовую работу считается задолженностью, которую надо отработать до начала следующего семестра. Если этого не произойдет, студент отчисляется из института.

Курсовые работы после защиты передаются в учебно-методический кабинет (по ведомости), где хранятся в течение года. На них составляется картотека, они могут быть использованы как источниковая база при написании дипломных работ.

Лучшие курсовые работы по решению кафедры остаются в кабинете на больший срок (определяется кафедрой) и используются студентами как образец для написания творческих работ. После указанного срока старые курсовые работы по акту о списании сдаются в библиотеку для уничтожения.

Наши рекомендации