Час – самостоятельная работа студентов

Тема № 1

Русский язык как предмет преподавания в начальной школе. Разделы языкознания. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Характеристика разделов МРЯ. Связь русского языка и методики его преподавания в начальных классах с другими науками.

1.Вступительное слово преподавателя о междисциплинарном курсе «Русский язык с методикой преподавания»; об организации деятельности на занятиях; комментарий ТК.

2. Объявление темы занятия (5 подтем), совместное (по возможности) целеполагание.

Цель: составить обобщающую таблицу «Характеристика разделов МРЯ», чтобы увидеть перспективу изучения междисциплинарного курса.

Час – учебный диалог

Задание №1: Проанализируйте толкование ключевых слов в названии первой подтемы «Русский язык как предмет преподавания в начальной школе». Напишите, как Вы понимаете значение данной дисциплины в образовании младшего школьника.

«Русский – относящийся к русскому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре…

Язык– совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль…

Предмет – наука или раздел науки, круг каких-либо знаний как особая учебная дисциплина…

Преподавать – сообщить, советуя, наставляя…»

Толковый словарь С.И. Ожегова.

Задание №2:Раскройте тезисы, назовите разделы языкознания, вспомните, что изучается в каждом разделе:

1) необходимость изучения русского языка определяется его основными функциями (средство оформления мысли, общения, выражения чувств и настроений);

2) школа должна дать знания по всем разделам русского языка и научить применять их в речевой практике;

3) основная задача начального обучения русскому языку – организация усвоения норм литературного языка;

4) большое внимание уделяется культуре речи.

Задание №3:Ответьте на вопрос: «Что должен знать учитель по каждому разделу языкознания, чтобы обучать младших школьников русскому языку (в широком понимании)?»

Методика русского языка (МРЯ) в начальных классах.

МРЯ– прикладная наука, которая имеет общую с другими педагогическими науками цель воспитания и развития личности учащегося.

Предметомизучения методики является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой …)

4 основных вопроса, которые стоят перед учителем:

1. Зачем учить? (цели обучения)

2. Чему учить? (содержание обучения: программы, учебники – демонстрация разных УМК)

3. Как учить? (методы и приемы обучения, методические рекомендации для учителя к учебникам)

4. Почему так, а не иначе? (исследование эффективности методов и приемов обучения, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка выбора).

В этом состоят задачи методики преподавания, в том числе, русского языка.

Содержание МРЯ связано с изучением закономерностей формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по всем разделам языкознания.

Ответьте на вопрос: что такое МЕТОДИКА – наука, искусство или набор рецептов?

Соотнесите свое мнение с точкой зрения Натальи Николаевны Светловской, доктора педагогических наук, профессора, которая в книге «Основы науки о читателе» пишет: «… это и то, и другое, и третье, ибо, исторически сложившись и непрерывно развиваясь на основе общественной практики, наша методика, как и любая другая наука, представляет собой систему объективно-истинных знаний о том, как надо действовать и чего не следует делать, чтобы скорее и легче достичь цели…»

Эти слова написаны давно. Что бы вы добавили сегодня к высказыванию Н.Н.Светловской ?

Возможный вариант: Методика должна учитывать развитие технологий, а учитель, опираясь на методические положения, использовать различные технологии в своей работе. Выбор технологии зависит от цели урока, уровня развития учащихся, дидактической системы обучения.Наибольшее распространение получили технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления», «Задачный подход», «РНС оценки образовательных результатов» и др.

час – самостоятельная работа студентов

Характеристика разделов МРЯ.

Задание№4:на основе учебного диалога, в форме которого прошёл первый час занятия, и с помощью учебника «Методика преподавания русского языка» Е.С.Антоновой и С.В.Бобровой составить таблицу «Разделы методики преподавания русского языка в начальных классах».

Название разделов МРЯ Цель изучения Учебные предметы в нач.школе Связь с разделами языкозна-ния Что должен знать и уметь учитель?
Обучение грамоте Овладеть методикой обучения первоклас-сников чтению и письму. Изучить методическую структуру уроков разных видов.   Урок обучения грамоте (чтение). Урок обучения грамоте (письмо). Фонетика Графика Орфоэпия Алфавит. Различие звуков и букв. Уметь давать им характерис-тику. Особенности йотированных гласных букв. Согласные звуки (парные и непарные). Проводить слого-звуковой анализ слов. Правила чтения слогов разной слоговой структуры.
Развитие речи (обогащение словаря и синтаксическо-го строя речи младших школьников, методика обучения сочинениям и изложениям) Изучить три направления в развитии связной речи: работа над словом, предложе-нием и связной речью. Освоить методику обучения написанию изложений и сочинений. Методическую структуру уроков разных видов. На всех уроках. Уроки развития связной письмен-ной речи (обучение сочинению и изложе-нию)   Лексиколо-гия Стилистика Граммати-ка Фразеоло-гия Орфогра-фия Пунктуа-ция Орфоэпия Синонимы, антонимы, прямое и переносное значения слов, стили и типы речи, жанры текстов; типы связи слов в словосочета-ниях; виды предложений по цели высказывания и интонации; основные орфографичес-кие правила написания слов.
  Методика классного и внеклассного чтения (раздел тесно связан с дисциплинами: «Детская литература» и «Выразитель-ное чтение») Изучить три этапа работы над художествен-ным произведени-ем; этапы внеклассно-го чтения. Освоить методику работы с произведения-ми. Методичес-кую структуру уроков разных видов. Урок литератур-ного чтения (литерату-ры) Урок внеклас-сного чтения Лексиколо-гия Стилистика Фразеоло-гия Орфоэпия ФИО детских писателей, название и содержание их основных произведений; уметь анализировать произведения различных жанров.
Изучение разделов русского языка     Изучить этапы формирования лингвистичес-ких (языковых) понятий, виды грамматичес-ких упражнений. Методическую структуру уроков разных видов.   Урок русского языка Фонетика Граммати-ка Лексиколо-гия   Звуки и буквы; лексические понятия; части слова; части речи и их грамматичес-кие категории; виды предложений; члены предложения; однородные члены предложения; уметь выполнять все виды грамматичес-кого разбора.
Методика обучения орфографии Изучить факторы освоения орфографии; структуру орфографичес-кого действия; виды орфографичес-ких правил и упражнений. Методическую структуру уроков разных видов. Урок русского языка Орфогра-фия Грамматика Пунктуа-ция Орфографичес-кие правила, изучаемые в нач.школе; написание словарных слов, данных в учебниках; уметь выполнять орфографичес-кий разбор слов.

Обсуждение заполненной таблицы, коррекция.

Задание №5*: Предположите, с какими науками связана методика преподавания русского языка в начальных классах. Попробуйте показать эти связи в виде схемы, рисунка или таблицы. Аргументируйте свои предположения.(сам.работа студентов с самопроверкой).

час – самостоятельная работа студентов - student2.ru час – самостоятельная работа студентов - student2.ru Методика русского языка

           
  час – самостоятельная работа студентов - student2.ru   час – самостоятельная работа студентов - student2.ru   час – самостоятельная работа студентов - student2.ru
 

языкознаниетеория литературыпсихология психолингвистикапедагогика

Языкознание: связь со всеми разделами науки о языке (показать в виде кластеров).

Теория литературы – анализ художественного произведения в соответствии с особенностями жанра, языковые средства языка (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры …).

Психология – особенности протекания психических процессов у детей младшего школьного возраста. В соответствии с этим определение меры доступности изучаемого материала.

Психолингвистика дает методике данные о чтении и речи (устной и письменной) как деятельности.

Педагогика – дидактические принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, активность, самостоятельность, развивающее обучение, связь с жизнью, индивидуализация, дифференциация и др.

3. Подведение итогов занятия (достижение поставленной цели).

4. Оценка деятельности студентов

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (ЭТИ ВОПРОСЫ БУДУТ В КР №1)

методика преподавания- возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний

технология - проектируется, исходя из конкретных условий, и ориентируется на заданный (спланированный), а не предполагаемый результат

предмет методики преподавания русского языка - процесс обучения русскому языку

объект методики преподавания русского языка - русский язык

грамота - умение читать и писать

Наши рекомендации