III. Постановка проблемы и ее анализ.
1. Работа по заданию.
– Доскажите слово:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В старом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все… (Алфавит.)
– У меня в руках телеграмма от Деда Буквоеда. Читаем:
«Дорогие ребята! Приглашаю вас в наш замечательный город Алфавит. Мы хотим убедиться в том, что вы отлично знаете буквы русского алфавита. Ждем вас!
Жители города Алфавита».
– Отправимся в город с помощью нашей фантазии.
Физкультминутка |
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой,
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
– Чтобы открылись двери города, необходимо вспомнить алфавит.
Дети хором произносят буквы алфавита.
– Сколько букв в алфавите?
– Дед Буквоед улыбается, приглашает нас на экскурсию по улице. Какое у нее название, вы узнаете, досказав рифму в стихотворении.
– В стихотворении закончите словом последнее предложение.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет,
Звук получается … (Гласный.)
– Сколько гласных букв в алфавите? Перечисли.
– Чем отличаются от других букв е, ё, ю, я?
– Как называется следующая улица в городе, узнаете, досказав рифму.
– Это оказалась очень шумная улица. Но почему-то некоторые согласные здесь ходят парами. Объясните это.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. (Согласные.)
– Чем при произношении отличается гласный от согласного звука?
– Есть улица в Алфавите тихая, молчаливая. Дед Буквоед спрашивает, знаете ли вы жителей этой улицы? (ь и ъ.) Чем отличаются эти буквы от остальных жителей?
2. Уточните сформулированные обобщения.
Работа с правилом на с. 25.
– Какие слова в русском языке пишутся с большой буквы?
– Где применяется алфавитное расположение слов?
IV. Закрепление.
1. Самостоятельная работа.
I в а р и а н т – упр. 48.
II в а р и а н т – упр. 49.
П р о в е р к а.
– Послушайте и скажите, о каком правиле напоминает стихотворение.
Читает учитель:
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтеньем
На букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Е. Измайлов
– Выполните задание Деда Буквоеда. Зачеркните ненужную букву. Докажите правильность своего выбора.
Запись на доске:
асилек сорвал в поле нежный асилек.
У илии в букете илии.
– Какие слова всегда пишутся с большой буквы?
V. Итог урока.
– Сегодня мы побывали в городе под названием Алфавит. Показали Деду Буквоеду свои знания. Он остался нами доволен.
– А вот его заключительные вопросы:
а) Подумайте: в слове 3 согласные и 3 гласные. На сколько слогов можно разделить слово?
б) В слове два звука. Сколько это слогов? Почему?
в) Ответьте на вопросы (см. упр. 45, 46, 47).
Домашнее задание.Упражнение 50.
Урок 10
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Ц е л ь: уметь выделять ударный звук в словах; ставить знак ударения, сформировать понятие о связи смысла слова с ударением, применять правила переноса слов.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Российская Федерация.
Любишь шутку над Фомой – так люби и над собой.
– Объясните смысл пословицы. Поясни встретившиеся орфограммы.
– Разгадайте и запишите отгадки ребусов:
О т в е т ы: 1. Вера. 2. Слава. 3. Валя. 4. Анастасия.
– Запишите отгадки, располагая имена в алфавитном порядке.
– Посчитайте, сколько слогов в каждом слове-отгадке.
II. Закрепление.
1. Постановка проблемы и ее анализ. Учитель читает стихотворение.
Ты видишь слово на строке,
Разбитое на слоги,
Как будто поезд вдалеке
Мчит по стальной дороге,
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов,
Это знает каждый из учеников.
Детям предлагается своими словами проговорить правило определения слогов.
– Для чего надо уметь делить слова на слоги?
Воспроизведение правил переноса слов с одной строки на другую.
2. Запишите отгадки через запятую, разделяя их черточками для переноса.
Яркий, сладкий, наливной,
Весь в обложке золотой,
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки. (Апель-син.)
Шея длинная такая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее – нет! (Двой-ка.)
День и ночь стою на крыше.
Нет ушей, но всех я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ. (Ан-тен-на.)
Формулировка правил переноса слов на основе анализа:
– ъ и й при переносе не отделяются от стоящей впереди буквы;
– двойные согласные при переносе разделяются.
Физкультминутка |
3. Различение смысла слова в зависимости от ударного слога. Упр. 51.
4. Словарная работа.
– Отгадайте з а г а д к и:
а) Орехи в земле, листья на земле. (Картофель.)
б) Толстовата, форсиста,
Сорочек одела триста,
А нога одна. (Капуста.)
в) Для посадок, не иначе,
Грядки нам нужны на даче,
Лук сажаем и картошку,
Зелень, огурцов немножко!
– Замени одним словом. (Огород.)
– Когда так говорят: «Кидать камни в чей-то огород»? (Намекать на кого-либо в разговоре, отзываясь о нем неодобрительно.)
III. Итог урока.
1. Учитель:
– От чего зависит смысл слова? (От ударения в слове.)
Правило на с. 27.
– Прочитайте правильно, расставьте знаки ударения в словах.
Запись н а д о с к е:
На двери замка
Нет замка.
Живет щегол здесь –
Первый щеголь.
И утром белка
Из белка
Ему готовит гоголь-моголь.
2. Соблюдайте правила переноса, не окажитесь на месте героя стихотворения А. Шибаева. В чем ошибся герой стихотворения?
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
«Едва» я перенес: «е-два»
И получил за это «Два».
«Укол» я перенес: «У-кол»
И получил за это кол.
«Опять» я перенес «о-пять»,
Теперь, надеюсь, будет пять!
Домашнее задание.Подготовиться к словарному диктанту.
Урок 11