Тема 1. Специфика социально-педагогической деятельности.

План лекции:

1. Структура социально-педагогической деятельности.

2. Объект и субъекты социально-педагогической деятельности.

3. Определение цели социально – педагогической деятельности (СПД).

3.1. Целеполагание как важнейший элемент социально-педагогической деятельности.

3.2. Требования к целеполаганию.

1. Социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

Ø определение цели и задач деятельности;

Ø определение субъекта и объекта деятельности;

Ø определение содержания деятельности;

Ø выбор методов и технологий работы;

Ø выбор форм деятельности;

Ø реализация намеченного плана деятельности;

Ø корректировка деятельности;

Ø анализ результатов.

В основе определения сущности объекта социально-педагогической деятельности лежит дискуссия, истоки которой кроются в педагогической традиции конца 19-начала 20 в.

2. С точки зрения И.Г.Песталоцци, П.Наторпа и других, объектом социально-педагогической деятельности выступает социальное воспитание подрастающего поколения. Задача социальных педагогов – интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа, создания социально-педагогического поля для полноценного становления каждого человека на всем протяжении его жизненного пути.

Развивая педагогические идеи Р.Оуэна, Г.Ноль, Г. Боймер и другие, социально-педагогическую деятельность определяли как социальную помощь обездоленным детям, опеку и профилактику правонарушений несовершеннолетних, внешкольную работу по месту жительства, воспитательную работу в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах прежде всего с детьми делинквентным поведением.

Современная социально-педагогическая теория и практика продолжают развиваться по своим направлениям. Сторонники первого преобладают среди теоретиков социальной педагогики, среди практиков преобладает второй подход.

Столь же многомерен и субъект социально-педагогической деятельности: это органы государственной власти, родители, педагоги и другие специалисты, общественные и некоммерческие организации.

Можно выделить три уровня учреждений, организаций, специалистов, решающих задачи социального воспитания и социально-педагогической защиты: 1) первоочередные, ведущие (социальные педагоги, социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, молодежью, различными категориями семей и т.п.; социально-педагогические центры системы социальной защиты населения и др.);

2) сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внутренних дел и др.);

3) оказывающие косвенное, опосредованное влияние на реализацию другими учреждениями, организациями и специалистами этих задач.

3. В широком смысле цель социально-педагогической деятельности – ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога – это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

3.1 В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполаганиехарактеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:

Ø выдвижение и обоснование целей;

Ø определение путей их достижения;

Ø проектирование ожидаемого результата.

3.2. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:

Ø диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);

Ø реалистичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей с учетом возможностей конкретной ситуации);

Ø преемственность (выдвижение, обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности;

Ø результативность (контроль результатов достижения цели);

Ø идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).

На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.

В технологии целеполагания используется понятие «древо целей», которое означает способ формирования структуры (иерархии целей). Главная цель определяет направление социально-педагогического действия. Конкретизация осуществляется в соответствии с принципом от общего к частному. Промежуточные цели (задачи), которые, в свою очередь, тоже расчленяются на более частные, выступают в качестве средств, позволяющих достичь результата.

Особенностью социально-педагогической деятельности является обязательная практика совместного (педагог-ребенок) целеполагания. Привлекая воспитанника к постановке целей, педагог увеличивает мотивацию и уверенность ребенка в себе. Ребенок будет упорнее участвовать в целеполагании, если это касается его собственных целей. При нахождении цели, над которой воспитанник сам захочет работать, педагог может воспользоваться различными вспомогательными средствами. Это, например:

карточка желаний. На специальной карточке фиксируются ответы воспитанника на вопросы, касающиеся его желаний на короткий и длительный период.

линия жизни. В случае, если воспитаннику трудно определить планы на будущее, таковых планов нет или ребенок не видит возможности внести изменения в ситуацию, используется метод прорисовки линии жизни. Педагог чертит горизонтальную линию слева направо и отмечает годы (например, 0, нынешний возраст, 20, 50, 80 лет). Он заполняет эту линию последовательно в обратном направлении, спрашивая ребенка, как он представляет свою жизнь в этом возрасте.

целевые карточки. Метод используется в случаях, когда с помощью других средств удается поставить малое количество целей или поставленные цели не имеют отношения к делу. Каждая карточка содержит желания и потребности определенной группы.

Постоянное обращение к цели как ориентиру деятельности – основное правило любой технологии.

Основные понятия:

1. Социально-педагогическая деятельность - целенаправленная работа профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

2. Объект социально-педагогической деятельности - социальное воспитание подрастающего поколения.

3.Субъект социально-педагогической деятельности - органы государственной власти, родители, педагоги и другие специалисты, общественные и некоммерческие организации.

4. Цель социально-педагогической деятельности (в широком смысле)– ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов.

5. Цель профессиональной деятельности (в узком смысле) социального педагога – это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

Наши рекомендации