Подготовка к смене (практическая и психологическая).

Введение.

Собрался этим летом съездить в детский лагерь вожатым? Ну, тогда погнали.

Вожатый - профессия сложная, трудная, бессонная, круглосуточная, но блин, самая теплая, самая приятная, самая веселая, самая драйвовая, самая сумасшедшая, самая душевная и самая лучшая на всём белом свете. Но эту приятную сторону ты сможешь увидеть только в том случае, если у тебя есть настоящая любовь к детям, любовь к маленькому поколению, любовь к детскому миру, любовь к детству.

Уезжая домой из лагеря, дети испытывают чувство разлуки, желание остаться в лагере, желание побыть здесь еще чуть-чуть и проводить время рядом с теми людьми, которые за период смены стали им родными. Приезжая домой - каждый ребенок, абсолютно каждый ребенок, понимает, что ему не хватает этой лагерной жизни, этих лагерных танцев, этих режимных моментов типа сон часа, отбоя, столовой, не хватает вожатых, не хватает вечерних мероприятий, дискотек и многого-многого другого. Дети пишут друг другу, созваниваются, общаются и многие остаются друзьями до конца жизни.

Это круто, это прикольно, ведь ты понимаешь, что ты, как вожатый, делаешь детскую судьбу, делаешь детство ребёнка счастливым, делаешь его детство таким, какое он будет вспоминать и улыбаться.

Осуществление всего этого зависит от вожатых: каким будет вожатский состав – такими будут и дети, каким будет вожатый, таким будет и каждый ребёнок в отряде. Весёлый, позитивный, зажигательный, но в то же время педантичный, терпеливый и понимающий вожатый – залог хорошей смены и хорошего впечатления у детей. Ведь дети, это именно те люди, ради которых мы сюда и едем J .

Подготовка к смене (практическая и психологическая).

Перед тем как ехать в лагерь нужно понять несколько простых принципов и сделать их своими принципами, т.е. чтобы ты, твои взгляды, твоё мировоззрение и эти правила стали едим целым. О чём я говорю: первый и самый важный принцип в работе вожатого - это любовь к детям, но для того чтобы эту любовь проявить правильно и добиться хорошего результата нужно знать несколько правил:

Правило 1:«Абсолютное принятие»

Это означает то, что в любом случае, в любом раскладе ты должен принимать ребенка. Каким бы он не был балованным, каким бы он не был непослушным и всякое прочее, ты должен принимать ребенка и относиться к нему с любовью, уважением и пониманием. Потому что каждый ребенок с рождения уже личность, со своим пониманием мира, своими мыслями, и относиться к нему нужно подобающе.

Правило 2: «Всегда относиться хорошо – нельзя»

Бывают ситуации, когда ребёнок где-то косячит, ведёт себя не так как нужно. В таком случае, сохраняя общий позитивный настрой, стоит попытаться ему объяснить, что так делать неправильно. Объяснять нужно логически, каждый свой запрет – аргументировать, и этот аргумент должен быть уместен, правдив и, желательно, чем-то подкреплён, например примером из жизни, какой-то историей и т.д. Потому что, если ребёнок услышит такое объяснение, то он с большей долей вероятности к нему прислушается, правда такой способ лучше действует на старших, нежели на младших детей, но всё же. Старайся воздерживаться от пустых аргументов в ответ на возражение. Лучше удели ребёнку на минуту больше времени и нормально, по-человечески объясни, почему правильно делать именно так, а не иначе.

Вообще, в таких ситуациях очень помогает рефрейминг (frame; рамка) — это прием, позволяющий изменить точку зрения, а, следовательно, восприятие события или предмета. Советую почитать информацию по этой теме в интернете, очень интересная штуковина.

Если же ребёнок продолжает вести себя плохо, нужно наказывать. Только наказывать правильно, без фанатизма. Если ребёнок маленький – наказание должно вступать в силу практически сразу, потому что если перенести его на потом, то ребёнок просто-напросто забудет о своём проступке и не поймет, за что ты его наказал. Он не извлечёт никакой мысли из этого наказания и плюс ко всему ещё и озлобится на тебя. В этом случае твой вожатский авторитет будет поставлен под сомнение.

Наказать можно разными мирными и вполне приемлемыми способами, но самый лучший, по моему мнению, это «обидка». Ты должен стать абсолютно нейтральным к накосячевшему ребёнку. После того, как он не понял слов, ты можешь еще раз обозначить суть того, что тебе не нравится в его поведении и после этого сказать что-то в стиле: «Окей, я тебя понял», с некой долей обиды. После этого можешь не замечать его, отвечать на его вопросы очень кратко, без прежней эмоциональности и т.п. Обычно это очень сильно действует и ребёнок, через некоторое время, сам уже старается заслужить внимание вожатого обратно. Но и перебарщивать с этим тоже опасно, поэтому такое наказание в конечном итоге должно заканчиваться прощением и восстановлением хороших отношений. Это наказание так же применимо и ко всему отряду.

Правило 3: «Вожатый – это лидер»

Когда ты фанишься с детьми, танцуешь с ними, поёшь, угораешь и прикалываешься – ты становишься им другом, но стать лидером немного сложнее. Это проявляется в режимных моментах, в разных спорных ситуациях, в подготовке к мероприятиям и т.д. В режимных моментах нужно быть чуть построже, чем обычно, но опять же, без фанатизма. В конфликтных ситуациях никогда не занимай чью-то сторону; нужно быть беспрекословным судьёй и решать вопросы равноправно и справедливо, направлять детей к правильному разрешению ситуации, будь лидером, к которому обращаются за советом и помощью в разрешении тог или иного вопроса.

Подготовка практическая. Что взять с собой в лагерь (рассказываю с мужской точки зрения)

ГОЛОВНОЙ УБОР,

Трусы/носки пар по 8-9шт,

Шорты 3-4шт,

Футболки 5-6шт,

Штаны 1шт,

Кофта или толстовка 1шт,

Кроссы хорошие 1шт,

Тапки 2 пары,

Средства личной гигиены,

Полотенца 2шт,

Парадная одежда (если собираешься быть ведущим или что-то подобное),

Утюг по желанию (я обычно просил в девчонок),

Зарядки, повербэнки, моноподы, наушники и т.д.,

Если умеешь играть, то конечно же гитарка,

Свечки (чтобы проводить «свечки» и «огоньки»),

Различные талисманные штучки и т.д.,

Канцелярские товары (обычно их выдают в самом лагере, но лучше если у тебя будет и что-то своё).

Это самый первичный набор того, что вспомнилось мне из своего опыта. Более же подробный список можно найти в интернете, там он раз в 20 больше моего.

Наши рекомендации