Подготовка и проведение урока.

Подготовка и проведение уроков.

Учитель-практик должен уметь намечать цель и смысл данного урока, его место в ряду других уроков, планировать, проводить урок (реализовывать свой план на практике) и анализировать его.

В какой мере востребованы эти умения учителя, определяется тем, как организован материал в учебниках и учебных пособиях, которыми он пользуется.

Для того чтобы грамотно планировать, проводить и анализировать урок, надо помнить, что:

– одна группа его особенностей связана с педагогическим подходом, концепцией,

– другая группа – с его организационными общепедагогическими и методическими характеристиками,

– третья группа – с предметным содержанием (программными требованиями, стандартами и содержанием учебника).

Деятельность учителя, как и любая деятельность вообще (по данным психологии), имеет следующие составные части:

– предварительную ориентировку в рамках более широкой деятельности и принципиального подхода к ней (анализ условий, возможностей и др.),

– целеполагание,

– планирование,

– реализацию замысла (подхода, цели, плана),

– анализ результатов (т. е. контрольно-оценочную часть).

По-настоящему грамотный учитель, прежде чем приступить к планированию конкретного урока, всегда должен:

– осмыслить его не как нечто изолированное, а как часть целого;

– проанализировать, что ему предшествовало и что за ним последует;

– посмотреть на урок глазами учителя и глазами ученика.

Без этой предваряющей аналитической деятельности урок перестает быть звеном в системе, выпадает из целостного учебного процесса, а значит, и не может быть по-настоящему эффективным.

Поэтому при подготовке к уроку учитель продумывает в первую очередь:

– каков смысл и назначение данного учебного занятия;

– каким оно должно быть по форме, чтобы соответствовать своему назначению;

– каково его место в цепи других учебных занятий;

– как в нем должны проявиться принципы той педагогической концепции, на основе которой оно строится педагогом.

Учитель должен также иметь предварительные сведения о классе и об отдельных учащихся: об их возрасте, уровне обученности, дифференциации учащихся по интересам, профессионально-профильной ориентации, уровню подготовленности и способностей, уровню воспитанности и степени социализации, характере их взаимоотношений и готовности к сотрудничеству, об их психотипах, особенностях и стилях познавательной деятельности, о том, насколько они способны к самоуправлению или нуждаются в поддержке учителя, во взаимоподдержке и в различных видах опор.

Из общего замысла учителя вытекает та иерархия целей и задач, которая определяет его дальнейшую тактику. Педагог намечает цели, которые доминируют на данном уроке. Именно здесь он определяет, какая цель становится ведущей – воспитательная, развивающая или учебная, ранжирует все три вида целей по значимости, раскрывает детально их содержание, т. е. определяет набор более конкретных частных целей и задач и в целом выстраивает четкую иерархию целей, а значит, определяет те конкретные результаты в плоскости воспитания, развития и обучения, которые он планирует получить на данном уроке и которые в конце урока могут быть отслежены и оценены. Он выделяет те общие цели и задачи, которые предполагается поставить перед всеми учащимися, и те частные цели и задачи, которые могут быть поставлены перед различными дифференцированными группами учеников или перед отдельными школьниками, в работе с которыми особо важен именно индивидуальный подход. На этом этапе учитель продумывает, как и какие цели оставить скрытыми, латентными и какие “открыть” для учащихся, а также – в каком виде сформулировать их. Здесь же учитель определяет тему или проблему урока.

Затем учитель планирует урок организационно и содержательно. Организация урока связана с определением:

– какой тип и вид урока отвечают его замыслу;

– какими должны быть этапы совместной деятельности учителя и учащихся на уроке, т. е. этапы урока;

– какие формы организации совместной деятельности учителя и учащихся внутри урока позволят оптимальным путем воплотить замысел урока с учетом особенностей контингента учащихся.

С учетом всего вышесказанного учитель намечает общую структуру урока и те средства, которые ему нужны для управления учебно-воспитательным процессом, для индивидуализации и дифференциации, для работы с учениками.

Все это мы условно называем дидактической логикой урока.

Кроме этого, на этапе планирования учитель намечает методическую и содержательную логику урока. При планировании учитель продумывает также содержательное наполнение урока и его содержательную логику, которые вытекают из проблемно-тематической направленности урока и из четкого прогнозирования того, каким должно быть содержание заключительного, итогового высказывания учащихся или какой-либо иной формы их деятельности, которая как бы заключает, подытоживает урок и которую ученик выполняет максимально самостоятельно (без подсказок и опор).

Отбирая и организовывая содержательный материал на уроке, педагог должен думать не только о содержательной логике данного урока, но и о связи его (в плане содержания) с другими уроками по данному предмету и о межпредметных связях.

Содержательная логичность урока гораздо важнее, чем его информационная ценность и насыщенность, так как материал, выстроенный по определённой логике, не только легче и прочнее осваивается, но и способствует развитию логической памяти и логики мышления учащихся, а также воспитанию культуры их умственного труда.

Процесс планирования урока (его дидактическая, методическая, содержательная логика) может быть различным, в зависимости от того, какие учебники имеются у педагога и в рамках какого подхода он работает.

Так, в некоторых учебниках или книгах для учителя материал организован в содержательном и в структурном плане по урокам и внутри уроков. То есть авторами учебника выполнено так называемое тематическое и поурочное планирование. Это значит, что предметное содержание четко очерчено и дозировано для каждого урока и распределено внутри урока по этапам, по видам работ, по упражнениям и т.п. таким образом, что соблюдается содержательная и методическая логика в соответствии с концепцией.

В других учебниках материал распределен по урокам, но внутреннее наполнение урока не расписано детально. Учитель может сократить материал, изменить его последовательность, распределить внутри урока по своему усмотрению. Если дан избыточный материал (например, как в учебниках по истории; 14), то учитель должен распределить его так, чтобы часть была представлена на уроке им самим, другая часть проработана учащимися на уроке самостоятельно. Причем материал может быть распределен, дифференцирован в зависимости от интересов, потребностей и возможностей обучаемых. Определенная часть отведена для самостоятельной работы учащихся вне урока. При этом важен отбор главного, того, что подлежит обязательному усвоению для всех учащихся и самостоятельный выбор того специфического содержания, которое соответствует индивидуальным запросам, интересам и потребностям школьников.

В учебниках третьей разновидности материал распределен по темам, а не по урокам. Например, одна тема может охватывать один и более уроков. И распределение содержательного материала по урокам зависит от грамотности учителя, от его понимания целей и принципов того подхода, который он кладет в основу своей работы, и/или от рекомендаций, которые даны авторами концепции, отраженной в учебнике.

Все сказанное выше означает, что “на плечи учителя” ложится разное по характеру планирование:

– адаптирование авторского плана на конкретный класс, учащихся с их индивидуальными потребностями и возможностями;

– самостоятельное планирование урока, его внутренняя организация, внутриурочное распределение содержания;

– самостоятельные выбор, дозирование и распределение содержания по урокам, а затем уже выстраивание содержательной и методической логики внутри урока.

В первом случае достаточно краткого плана урока, в котором могут быть сделаны заметки, кого и когда спросить, сколько времени отвести на тот или иной вид работы, как распределить роли учащихся во время групповой работы, кому и какие опоры и дополнительные материалы дать на разных этапах урока, как организовать контроль.

Во втором случае нужен более подробный план-конспект урока с детальным ранжированием общих целей и распределением по группам дифференцированных целей, с определением набора и последовательности этапов, видов работ и упражнений, с распределением материала, определением объектов и форм контроля и дальнейшей адаптацией на конкретный класс.

В третьем случае плана или плана-конспекта недостаточно. Необходима разработка урока.

1.http://do.gendocs.ru/docs/index-190478.html

2.http://osvarke.info/2589-podgotovka-i-provedenie-uroka-po.html

3. http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=496

4. http://www.openclass.ru/node/14834

Наши рекомендации