Примерная тематика курсовых проектов.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена»
М.1.Б.1 Современные проблемы науки и образования
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА
по направлению 050100 –Педагогическое образование
Магистерская программа
050100.68 «Педагогическая психология»
Квалификация (степень) выпускника магистр
Утверждено на заседании кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Протокол № 2 от 24.09. 2013 г. Зав. кафедрой Котова С.А. | Утверждено на заседании Совета Института детства Протокол № ___ от .. 2013 г. Председатель Совета Ноткина Н.А. |
Санкт-Петербург
2013 г.
Курс | |
Семестр | |
Формы обучения | Очная |
Количество часов (трудоемкость) | |
Из них аудиторных | |
Из них лекций | |
Из них практических занятий Из них лабораторных занятий | |
Из них самостоятельная работа | |
Форма отчетности | Дифференцированный зачет |
Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины:формирование у студентов компетенций:
· способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
· способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:
Знали:
· современные парадигмы педагогической науки,
· современные ориентиры развития образования.
Умели:
• самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
Владели:
· способами, позволяющими совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень.
Основное содержание дисциплины:
Тематический план
№ п/п | Название темы с кратким содержанием | Виды занятий, часы | Самостоятельная работа, часы | Всего часов | ||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||
1. | Основные направления и проблемы развития современной психолого-педагогической науки. | |||||
2. | Основные направления и проблемы развития современного образования. | |||||
3. | Современные образовательные технологии и проблемы их реализации в дошкольном, школьном и вузовском образовании. | |||||
4. | Педагог 21 века. | |||||
Аттестация | Дифференцированный зачет | |||||
Итого: |
Содержание разделов дисциплины
Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
№ п/п | Название темы с кратким содержанием | Виды занятий, часы | Самостоятельная работа, часы | Всего часов | ||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||
1. | Тема 1. Основные направления и проблемы развития современной психолого-педагогической науки. Знание, познание и его формы. Наука и практика: проблема взаимосвязи и взаимодействия. Преемственность в развитии научного знания. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки. Основные этапы развития науки: классический, неклассический, постнеклассический. Тенденции дифференциации и интеграции в системе научного знания. Научные традиции как основа преемственности развития научного знания. Научная революция и научная картина мира. Эвристическая роль новых методологических идей. Проблема междисциплинарных взаимодействий в системе научного знания и ее влияние на содержание образования.Методологические идеи как основания эволюции научной картины мира. Современная психолого-педагогическая наука как объект исследования. Наука как знание и наука как деятельность. Основные направления в развитии разных отраслей современной психолого-педагогической науки. Потребности социального и научно-технического прогресса, изменение характера и методов современной науки, усложнение научных проблем, необходимость новых средств и методов, адекватных изменившейся ситуации. Потребность повышения методологического уровня педагогических исследований. Динамичность и вариативность как условия оптимального функционирования всех отраслей системы образования. Процессы разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений и процессов средствами многих наук (антропология, психология, социология, культурология и др. Становление новых отраслей психолого-педагогической науки (область исследований психолингвистики, социальной педагогики, проблемы сравнительной педагогики и др.). Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании. Социогуманитарный аспект педагогической науки. | |||||
2. | Тема 2. Основные направления и проблемы развития современного образования. Противоречия и проблемы реального дошкольного, школьного и вузовского образования на современном этапе. Основные источники определения педагогических проблем (запросы общества, современные и перспективные задачи в области воспитания, образования и обучения, логика развития педагогики как науки в целом, ее отдельных отраслей и разделов, непосредственные потребности образовательных учреждений, неисследованные вопросы в области педагогического процесса и др.). Тенденция развития мировой образовательной политики. Программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Система целей современного образования. Пути и проблемы их реализации в образовательном процессе сегодня. Международные системы оценки качества образования. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством. Развитие отечественного образования и его цели. Изменения в образовательной политике России. Национальная концепция «Наша новая школа», закон об образовании. Стандартизация как задача и проблема современного образования. ФГОС дошкольного, начального, общего и вузовского образования. Проектирование нового содержания образования. Подходы к сущности непрерывного образования. Основные принципы и задачи непрерывного образования. Формальное, неформальное и информальное образование. Вертикальная и горизонтальная структура непрерывного образования. «Многопрофильность» общего и многоуровневость профессионального непрерывного образования. Проблемы и противоречия международной интеграции высшего образования. Реформы высшего образования. «Болонский процесс» как европейская система оценки качества образования. Проблемы и противоречия высшего образования в России. Инновации как связующее звено теории и практики образования. Цель и функции образовательных инноваций. Нововведения на разных уровнях обучения. Информационные процессы в современной науке. Информационное моделирование. Обоснование и разработка новой информационно-коммуникативной образовательной среды. Дистанционное обучение как инновация. Образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности. Мониторинг в образовании как научная и практическая проблема. Практика деятельности образовательного учреждения как важнейший критерий истинности научно-методического знания. | |||||
3. | Тема 3. Современные образовательные технологии и проблемы их реализации в дошкольном, школьном и вузовском образовании. Причины появления технологического подхода в образовании. Тенденция усиления практической значимости педагогики как науки. Различия подходов к пониманию педагогических технологий в отечественной и зарубежной педагогике. Проблемы технологизации образования. Методологические требования к педагогической технологии (концептуальность, системность). Критерии технологичности педагогической технологии (эффективность, воспроизводимость, управляемость). Структура и принципы педагогической технологии. Соотношение технологии с другими компонентами педагогической системы. Реализация теоретических положений в педагогических технологиях (Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, М.И. Махмутов, Г.К. Селевко, В.Д. Шадриков, В.Д. Эльконин и др.). Классификации педагогических технологий (К.Селевко, В.Т.Фоменко, С.А.Смирнова, Л.Г.Семушина, Г.Ю.Ксензовой, Т.И. Шамовой, Т.И.Давыденко, В.В. Гузеева, А.Я.Савельева и др.). Разработка инновационных технологий учебно-воспитательного процесса в ДОУ, школе, ВУЗе. Научные школы РГПУ им.А.И.Герцена. Позитивная роль и значение новых Интернет- и информационных технологий в образовании и воспитании личности. Образовательные программы медиа-образования, медиа-культуры, формирование критической рациональности, самостоятельности мышления, способности противостоять воздействию источников информации, продиктованной коммерческими, политическими и иными интересами. | |||||
4. | Тема 4. Педагог 21 века. Философская проблема соотнесения личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного образования. Современные трактовки понятия «педагогической деятельности». Педагог в современной западной, восточной, евразийской культуре: достижения и противоречия. Гуманистически ориентированный диалог воспитателя и воспитанника как основная форма сотрудничества равнозначных и равноценных субъектов образовательного процесса и анализ профессионально-личностной готовности современного педагога к реализации педагогической деятельности как процесса гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в социально-образовательной среде. Функции непрерывного образования и объективная необходимость непрерывного образования педагога. Проблемы становления личности и подготовки педагога. Трудности современной профессиональной практики и пути их преодоления. Стратегии развития индивидуального образования. | |||||
Итого: |
Интерактивные формы занятий по модулю:
№ темы | Формы |
Тема 1 | Дискуссия |
Тема 2, 3. | Решение психолого-педагогических задач |
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам дисциплины
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов |
1. | Основные направления и проблемы развития современной психолого-педагогической науки. | Подготовка материалов для сообщения на семинарских занятиях | |
2. | Основные направления и проблемы развития современного образования. | Написание эссе. Работа в Интернете с целью составления библиографии | |
3. | Современные образовательные технологии и проблемы их реализации в дошкольном, школьном и вузовском образовании. | Подготовка к темам практических занятий. Написание реферата Подготовка и защита проекта по решению проблем соответствующей ступени образования ребенка | |
4. | Педагог 21 века. | Написание теста | |
Итого: |
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов |
1. | Тема 1, 2 | Написание рецензии на статью | |
2. | Тема 3, 4 | Аннотация сайта | |
Итого: | 12 часов |
Примерная тематика курсовых проектов.
1. Современная наука, ее организация, особенности трансляции научного знания в содержании школьного образования.
2. Соотношение фундаментального и прикладного в педагогических исследованиях.
3. Особенности гуманитарного познания и педагогическое исследование.
4. Основные проблемные области современной методики обучения как науки.
5. Сущность научного обоснования образовательных проектов.
6. Компьютеризация современного научного знания как ведущая
тенденция его развития и отражение тенденции в системе современного школьного образования.
7. Научное прогнозирование и основные проблемы перспективного развития образования школьников.
8. Современные системы представления научного знания в образовании.
9. Информационное моделирование в педагогике, психологии и предметной методике.
10.Социокультурная обусловленность познания. Аксиологические аспекты научного познания и образования.
11. Соотношение тенденций дифференциации и интеграции в системе гуманитарного знания и их отражение в структуре школьного образования.
12. Социальный конструкционизм как новейшая тенденция развития и принцип научного исследования. Трансляция идей социального конструкционизма в содержании образования школьников.
13. Системно-деятельностный подход к определению образовательных результатов в новых образовательных стандартах и проблема разработки методического обеспечения их достижения в учебном процессе.
14. Личностные и профессиональные характеристики педагога будущего.
15. Включение педагога в непрерывное образование.
16. Дискуссии о сущности и предмете научного познания в предметной методике: история и современность.
17. Роль рефлексии в развитии науки. Проблема развития рефлексивного мышления в процессе научного/ учебного познания.
18. Понятие новой информационно-коммуникативной образовательной среды и ее основные характеристики.
19. Сущность и основные составляющие современного понимания образовательных результатов.
20. Общее понятие о педагогическом творчестве. Эвристика как наука о творчестве.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009.
2. Модернизация современного университетского образования в контексте инновационного развития [Текст] : учебно-метод. пособие : [для рук. и науч.-пед. работников вузов / Акулова О. В., Баранова Е. В., Бордовский Г. А. и др.; под общ. ред. Г. А. Бордовского, С. А. Гончарова]; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Академия Исследования Культуры, 2008.
3. Общественные науки: Материалы Всероссийской научно-
практической конференции с международным участием. T.VII. Ч.1. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.
4. Проблемы современной науки: сборник научных трудов.- Ставрополь.: Логос, 2011.
5. Проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции 5–6 сентября 2010 года. – Пенза –Ереван – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010.
6. Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы международной научно-практической конференции 29-30 декабря 2010 г. - Москва, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Богуславский В.И. Подвижники и реформаторы российского образования. - М, Просвещение. 2005.
2. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике [Текст] : теория и методология проектирования : учебное пособие : [по направлениям пед. образования] / Бордовская, Нина Валентиновна ; Н. В. Бордовская; Рос. гос. пед. унт им. А. И. Герцена. - СПб. : Книжный Дом, 2007. - 405 c. : табл., 1 цв. ил. портр. – (б-ка ИД 1 экз.)
3. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного
процесса в ДОУ [Текст]/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.- М.: Айрис
Пресс, 2007.- 184 с.
4. Инновационное содержание образования / Сост. М.В.Богуславский. – М., 2003. – 144 с.
5. Инновационный вуз как самообучающаяся организация [Текст] : учебно-методическое пособие : [для руководителей и научно-педагогических работников вузов / докт. пед. наук, проф. И. С. Батракова, канд. хим. наук И. В. Головина, канд. пед. наук Н. Б. Захаревич и др. ; под ред. С. Б. Смирнова, Т. В. Щербовой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Академия Исследования Культуры, 2008. - 92, [1] c.
6. Киселева Н.А. Новые педагогические и информационные технологии в образовании: Монография. - Нижнекамск: Чишмэ, 2004. - 91 c.
7. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М., 2003.
8. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре: научная монография / Е.А. Мамчур. – М.: Канон +, 2008. – 400 с.
9. М. Фуллан . Новое понимание реформ в образовании. УМК «Образование. Мировой бестселлер». – М., Просвещение, 2006
10. Технологии продвижения образовательных услуг на рынок [Текст] : учебно-методический комплекс : [экспериментальное учебно-метод. пособие для вузов по направлениям пед. образования / А. В. Чечулин и др. ; под ред. А. В. Чечулина, А. Ю. Дорского]; Рос. гос. акд. ун-т им. А. И. Герцена . - СПб. : Изд-во РГПУ , 2007 ( : СПб.: Тип. РГПУ им. А. И. Герцена). - 206 с. - ISBN 978-5-8064-1278-3 : 148-45.
11. Технологии обучения средствами высокотехнологичной образовательной среды [Текст] : учебно-методический комплекс : [экспериментальное учебно-метод. пособие для вузов по направлениям пед. образования / Т. Н. Носкова, М. Б. Лебедева, Т. Б. Павлова и др.; под ред. проф. Т. Н. Носкова]; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2007 ( : СПб.: Тип. РГПУ им. А. И. Герцена). - 255 с. : ил. - ISBN 978-5-8064-1262-2 : 173-40
12. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб.пособие. – М., 2007.
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
1. http://lib.herzen.spb.ru web-сайт библиотеки им. Имп. Марии Федоровны РГПУ им. А.И. Герцена, электронный каталог
2. http://www.nlr.ru –web-сайт Российской национальной библиотеки
3. http://www.philosophy.ru/library/library.html - электронная библиотека Института Философии РАН
4. http://www.neva.ru - сайт библиотеки Академии наук
5. http://www.science-education.ru/ - сайт журнала «Современные проблемы науки и образования»
6. LIBRARY.ru. – единая библиотечная сеть
7. http://catalog.vlgmuk.ru/ - Каталог образовательных Интернет – ресурсов
8. http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал.
9. http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское
10. образование»
11. http://www.educom.ru - Департамент образования города Москвы
12. http://www.rustest.ru - Федеральный центр тестирования
№ п/п | Дисциплина | Ссылка на информационный ресурс | Наименование разработки в электронной форме | Доступность |
1. | М.1.Б.1 Современные проблемы науки и образования | http://ibooks.ru/ | Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет |
http://www.iprbookshop.ru/ | Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет | ||
http://www.biblioclub.ru | Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет | ||
http://e.lanbook.com | Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет | ||
http://www.lenizdat.ru/ | Лениздат.ру | Доступ свободный. |
д) программное обеспечение:
1. Интернет-браузеры
2. Поисковые информационные системы
Материально-техническое обеспечение модуля:
Курс обеспечен учебной и учебно-методической литературой, компьютерным классом. Для самостоятельной работой студенты могут воспользоваться читальным залом библиотеки и медиа-залом с компьютерным обеспечением и свободным доступом в Интернет.
Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине
Организация текущей аттестации:проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера.
Итоговая аттестация:осуществляется в форме дифференцированного зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине в двух формах:
1. Накопительной системы по каждому разделу.
2. Защиты группового проекта решения одной из актуальных проблем современного образования.
Работа над проектом осуществляется на протяжении изучения дисциплины. В рамках накопительной системы магистранты осуществляют теоретическое обоснование актуальности выбранной проблемы современной психолого-педагогической науки и практики образования и основных направлений ее решения. Текст работы должен содержать теоретическое обоснование актуальности проблемы, описание основных направлений ее решения в рамках реализации проекта, библиографию. Защита проекта проводится публично с использованием наглядных средств (в том числе и компьютерных). Оценка защиты проекта учитывает ответы на вопросы, заданные докладчику.
Содержание задания
(Этапы подготовки и защиты проекта):
1 этап. Выбор темы проекта.
Тема проекта выбирается магистрантом индивидуально в соответствии со списком тем для самостоятельной работы и собственными научными интересами по согласованию с преподавателями курсов модуля. Общая проблематика проектов связана с применением изученных технологий оценки качества начального образования в современных образовательных условиях (например, в условиях использования какой-либо конкретной программы обучения или применительно к изучению какого либо учебного предмета или цикла предметов в начальных классах и т.д.)
Назначение проекта – отработка магистрантами возможности применения технологий оценки качества начального образования для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников.
2 этап. Подготовка проекта.
Основные стадии:
1 стадия. Сбор предварительной информации - теоретический (по возможности - экспериментальный) анализ состояния выбранной проблемы в современной системе управления качеством начального образовании.
2 стадия. Определение общей концепции проекта: формулирование цели, гипотезы работы, ее задач и методов реализации.
3 стадия. Подготовка текста проекта, включающая: