Примерная тематика курсовых проектов.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена»

М.1.Б.1 Современные проблемы науки и образования

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

по направлению 050100 –Педагогическое образование

Магистерская программа

050100.68 «Педагогическая психология»

Квалификация (степень) выпускника магистр

Утверждено на заседании кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Протокол № 2 от 24.09. 2013 г. Зав. кафедрой Котова С.А.   Утверждено на заседании Совета Института детства Протокол № ___ от .. 2013 г. Председатель Совета Ноткина Н.А.

Санкт-Петербург

2013 г.


Курс
Семестр
Формы обучения Очная
Количество часов (трудоемкость)
Из них аудиторных
Из них лекций
Из них практических занятий Из них лабораторных занятий  
Из них самостоятельная работа
Форма отчетности Дифференцированный зачет

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины:формирование у студентов компетенций:

· способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

· способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5).

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

· современные парадигмы педагогической науки,

· современные ориентиры развития образования.

Умели:

• самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

Владели:

· способами, позволяющими совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень.

Основное содержание дисциплины:

Тематический план

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Основные направления и проблемы развития современной психолого-педагогической науки.  
2. Основные направления и проблемы развития современного образования.  
3. Современные образовательные технологии и проблемы их реализации в дошкольном, школьном и вузовском образовании.    
4. Педагог 21 века.    
  Аттестация         Дифференцированный зачет
  Итого:      

Содержание разделов дисциплины

Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Тема 1. Основные направления и проблемы развития современной психолого-педагогической науки. Знание, познание и его формы. Наука и практика: проблема взаимосвязи и взаимодействия. Преемственность в развитии научного знания. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки. Основные этапы развития науки: классический, неклассический, постнеклассический. Тенденции дифференциации и интеграции в системе научного знания. Научные традиции как основа преемственности развития научного знания. Научная революция и научная картина мира. Эвристическая роль новых методологических идей. Проблема междисциплинарных взаимодействий в системе научного знания и ее влияние на содержание образования.Методологические идеи как основания эволюции научной картины мира. Современная психолого-педагогическая наука как объект исследования. Наука как знание и наука как деятельность. Основные направления в развитии разных отраслей современной психолого-педагогической науки. Потребности социального и научно-технического прогресса, изменение характера и методов современной науки, усложнение научных проблем, необходимость новых средств и методов, адекватных изменившейся ситуации. Потребность повышения методологического уровня педагогических исследований. Динамичность и вариативность как условия оптимального функционирования всех отраслей системы образования. Процессы разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений и процессов средствами многих наук (антропология, психология, социология, культурология и др. Становление новых отраслей психолого-педагогической науки (область исследований психолингвистики, социальной педагогики, проблемы сравнительной педагогики и др.). Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании. Социогуманитарный аспект педагогической науки.  
2. Тема 2. Основные направления и проблемы развития современного образования. Противоречия и проблемы реального дошкольного, школьного и вузовского образования на современном этапе. Основные источники определения педагогических проблем (запросы общества, современные и перспективные задачи в области воспитания, образования и обучения, логика развития педагогики как науки в целом, ее отдельных отраслей и разделов, непосредственные потребности образовательных учреждений, неисследованные вопросы в области педагогического процесса и др.). Тенденция развития мировой образовательной политики. Программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Система целей современного образования. Пути и проблемы их реализации в образовательном процессе сегодня. Международные системы оценки качества образования. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством. Развитие отечественного образования и его цели. Изменения в образовательной политике России. Национальная концепция «Наша новая школа», закон об образовании. Стандартизация как задача и проблема современного образования. ФГОС дошкольного, начального, общего и вузовского образования. Проектирование нового содержания образования. Подходы к сущности непрерывного образования. Основные принципы и задачи непрерывного образования. Формальное, неформальное и информальное образование. Вертикальная и горизонтальная структура непрерывного образования. «Многопрофильность» общего и многоуровневость профессионального непрерывного образования. Проблемы и противоречия международной интеграции высшего образования. Реформы высшего образования. «Болонский процесс» как европейская система оценки качества образования. Проблемы и противоречия высшего образования в России. Инновации как связующее звено теории и практики образования. Цель и функции образовательных инноваций. Нововведения на разных уровнях обучения. Информационные процессы в современной науке. Информационное моделирование. Обоснование и разработка новой информационно-коммуникативной образовательной среды. Дистанционное обучение как инновация. Образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности. Мониторинг в образовании как научная и практическая проблема. Практика деятельности образовательного учреждения как важнейший критерий истинности научно-методического знания.    
3. Тема 3. Современные образовательные технологии и проблемы их реализации в дошкольном, школьном и вузовском образовании. Причины появления технологического подхода в образовании. Тенденция усиления практической значимости педагогики как науки. Различия подходов к пониманию педагогических технологий в отечественной и зарубежной педагогике. Проблемы технологизации образования. Методологические требования к педагогической технологии (концептуальность, системность). Критерии технологичности педагогической технологии (эффективность, воспроизводимость, управляемость). Структура и принципы педагогической технологии. Соотношение технологии с другими компонентами педагогической системы. Реализация теоретических положений в педагогических технологиях (Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, М.И. Махмутов, Г.К. Селевко, В.Д. Шадриков, В.Д. Эльконин и др.). Классификации педагогических технологий (К.Селевко, В.Т.Фоменко, С.А.Смирнова, Л.Г.Семушина, Г.Ю.Ксензовой, Т.И. Шамовой, Т.И.Давыденко, В.В. Гузеева, А.Я.Савельева и др.). Разработка инновационных технологий учебно-воспитательного процесса в ДОУ, школе, ВУЗе. Научные школы РГПУ им.А.И.Герцена. Позитивная роль и значение новых Интернет- и информационных технологий в образовании и воспитании личности. Образовательные программы медиа-образования, медиа-культуры, формирование критической рациональности, самостоятельности мышления, способности противостоять воздействию источников информации, продиктованной коммерческими, политическими и иными интересами.    
4. Тема 4. Педагог 21 века. Философская проблема соотнесения личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного образования. Современные трактовки понятия «педагогической деятельности». Педагог в современной западной, восточной, евразийской культуре: достижения и противоречия. Гуманистически ориентированный диалог воспитателя и воспитанника как основная форма сотрудничества равнозначных и равноценных субъектов образовательного процесса и анализ профессионально-личностной готовности современного педагога к реализации педагогической деятельности как процесса гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в социально-образовательной среде. Функции непрерывного образования и объективная необходимость непрерывного образования педагога. Проблемы становления личности и подготовки педагога. Трудности современной профессиональной практики и пути их преодоления. Стратегии развития индивидуального образования.    
Итого:  

Интерактивные формы занятий по модулю:

№ темы Формы
Тема 1 Дискуссия
Тема 2, 3. Решение психолого-педагогических задач

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам дисциплины

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Основные направления и проблемы развития современной психолого-педагогической науки.   Подготовка материалов для сообщения на семинарских занятиях
2. Основные направления и проблемы развития современного образования.   Написание эссе. Работа в Интернете с целью составления библиографии
3. Современные образовательные технологии и проблемы их реализации в дошкольном, школьном и вузовском образовании.   Подготовка к темам практических занятий. Написание реферата Подготовка и защита проекта по решению проблем соответствующей ступени образования ребенка    
4. Педагог 21 века. Написание теста
Итого:

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Тема 1, 2 Написание рецензии на статью
2. Тема 3, 4 Аннотация сайта
Итого: 12 часов

Примерная тематика курсовых проектов.

1. Современная наука, ее организация, особенности трансляции научного знания в содержании школьного образования.

2. Соотношение фундаментального и прикладного в педагогических исследованиях.

3. Особенности гуманитарного познания и педагогическое исследование.

4. Основные проблемные области современной методики обучения как науки.

5. Сущность научного обоснования образовательных проектов.

6. Компьютеризация современного научного знания как ведущая

тенденция его развития и отражение тенденции в системе современного школьного образования.

7. Научное прогнозирование и основные проблемы перспективного развития образования школьников.

8. Современные системы представления научного знания в образовании.

9. Информационное моделирование в педагогике, психологии и предметной методике.

10.Социокультурная обусловленность познания. Аксиологические аспекты научного познания и образования.

11. Соотношение тенденций дифференциации и интеграции в системе гуманитарного знания и их отражение в структуре школьного образования.

12. Социальный конструкционизм как новейшая тенденция развития и принцип научного исследования. Трансляция идей социального конструкционизма в содержании образования школьников.

13. Системно-деятельностный подход к определению образовательных результатов в новых образовательных стандартах и проблема разработки методического обеспечения их достижения в учебном процессе.

14. Личностные и профессиональные характеристики педагога будущего.

15. Включение педагога в непрерывное образование.

16. Дискуссии о сущности и предмете научного познания в предметной методике: история и современность.

17. Роль рефлексии в развитии науки. Проблема развития рефлексивного мышления в процессе научного/ учебного познания.

18. Понятие новой информационно-коммуникативной образовательной среды и ее основные характеристики.

19. Сущность и основные составляющие современного понимания образовательных результатов.

20. Общее понятие о педагогическом творчестве. Эвристика как наука о творчестве.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009.

2. Модернизация современного университетского образования в контексте инновационного развития [Текст] : учебно-метод. пособие : [для рук. и науч.-пед. работников вузов / Акулова О. В., Баранова Е. В., Бордовский Г. А. и др.; под общ. ред. Г. А. Бордовского, С. А. Гончарова]; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Академия Исследования Культуры, 2008.

3. Общественные науки: Материалы Всероссийской научно-

практической конференции с международным участием. T.VII. Ч.1. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.

4. Проблемы современной науки: сборник научных трудов.- Ставрополь.: Логос, 2011.

5. Проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции 5–6 сентября 2010 года. – Пенза –Ереван – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010.

6. Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы международной научно-практической конференции 29-30 декабря 2010 г. - Москва, 2010.

б) дополнительная литература:

1. Богуславский В.И. Подвижники и реформаторы российского образования. - М, Просвещение. 2005.

2. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике [Текст] : теория и методология проектирования : учебное пособие : [по направлениям пед. образования] / Бордовская, Нина Валентиновна ; Н. В. Бордовская; Рос. гос. пед. унт им. А. И. Герцена. - СПб. : Книжный Дом, 2007. - 405 c. : табл., 1 цв. ил. портр. – (б-ка ИД 1 экз.)

3. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного

процесса в ДОУ [Текст]/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.- М.: Айрис

Пресс, 2007.- 184 с.

4. Инновационное содержание образования / Сост. М.В.Богуславский. – М., 2003. – 144 с.

5. Инновационный вуз как самообучающаяся организация [Текст] : учебно-методическое пособие : [для руководителей и научно-педагогических работников вузов / докт. пед. наук, проф. И. С. Батракова, канд. хим. наук И. В. Головина, канд. пед. наук Н. Б. Захаревич и др. ; под ред. С. Б. Смирнова, Т. В. Щербовой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Академия Исследования Культуры, 2008. - 92, [1] c.

6. Киселева Н.А. Новые педагогические и информационные технологии в образовании: Монография. - Нижнекамск: Чишмэ, 2004. - 91 c.

7. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М., 2003.

8. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре: научная монография / Е.А. Мамчур. – М.: Канон +, 2008. – 400 с.

9. М. Фуллан . Новое понимание реформ в образовании. УМК «Образование. Мировой бестселлер». – М., Просвещение, 2006

10. Технологии продвижения образовательных услуг на рынок [Текст] : учебно-методический комплекс : [экспериментальное учебно-метод. пособие для вузов по направлениям пед. образования / А. В. Чечулин и др. ; под ред. А. В. Чечулина, А. Ю. Дорского]; Рос. гос. акд. ун-т им. А. И. Герцена . - СПб. : Изд-во РГПУ , 2007 ( : СПб.: Тип. РГПУ им. А. И. Герцена). - 206 с. - ISBN 978-5-8064-1278-3 : 148-45.

11. Технологии обучения средствами высокотехнологичной образовательной среды [Текст] : учебно-методический комплекс : [экспериментальное учебно-метод. пособие для вузов по направлениям пед. образования / Т. Н. Носкова, М. Б. Лебедева, Т. Б. Павлова и др.; под ред. проф. Т. Н. Носкова]; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2007 ( : СПб.: Тип. РГПУ им. А. И. Герцена). - 255 с. : ил. - ISBN 978-5-8064-1262-2 : 173-40

12. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб.пособие. – М., 2007.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. http://lib.herzen.spb.ru web-сайт библиотеки им. Имп. Марии Федоровны РГПУ им. А.И. Герцена, электронный каталог

2. http://www.nlr.ru –web-сайт Российской национальной библиотеки

3. http://www.philosophy.ru/library/library.html - электронная библиотека Института Философии РАН

4. http://www.neva.ru - сайт библиотеки Академии наук

5. http://www.science-education.ru/ - сайт журнала «Современные проблемы науки и образования»

6. LIBRARY.ru. – единая библиотечная сеть

7. http://catalog.vlgmuk.ru/ - Каталог образовательных Интернет – ресурсов

8. http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал.

9. http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское

10. образование»

11. http://www.educom.ru - Департамент образования города Москвы

12. http://www.rustest.ru - Федеральный центр тестирования

№ п/п Дисциплина Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
1. М.1.Б.1 Современные проблемы науки и образования   http://ibooks.ru/   Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.lenizdat.ru/ Лениздат.ру Доступ свободный.

д) программное обеспечение:

1. Интернет-браузеры

2. Поисковые информационные системы

Материально-техническое обеспечение модуля:

Курс обеспечен учебной и учебно-методической литературой, компьютерным классом. Для самостоятельной работой студенты могут воспользоваться читальным залом библиотеки и медиа-залом с компьютерным обеспечением и свободным доступом в Интернет.

Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине

Организация текущей аттестации:проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера.

Итоговая аттестация:осуществляется в форме дифференцированного зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине в двух формах:

1. Накопительной системы по каждому разделу.

2. Защиты группового проекта решения одной из актуальных проблем современного образования.

Работа над проектом осуществляется на протяжении изучения дисциплины. В рамках накопительной системы магистранты осуществляют теоретическое обоснование актуальности выбранной проблемы современной психолого-педагогической науки и практики образования и основных направлений ее решения. Текст работы должен содержать теоретическое обоснование актуальности проблемы, описание основных направлений ее решения в рамках реализации проекта, библиографию. Защита проекта проводится публично с использованием наглядных средств (в том числе и компьютерных). Оценка защиты проекта учитывает ответы на вопросы, заданные докладчику.

Содержание задания

(Этапы подготовки и защиты проекта):

1 этап. Выбор темы проекта.

Тема проекта выбирается магистрантом индивидуально в соответствии со списком тем для самостоятельной работы и собственными научными интересами по согласованию с преподавателями курсов модуля. Общая проблематика проектов связана с применением изученных технологий оценки качества начального образования в современных образовательных условиях (например, в условиях использования какой-либо конкретной программы обучения или применительно к изучению какого либо учебного предмета или цикла предметов в начальных классах и т.д.)

Назначение проекта – отработка магистрантами возможности применения технологий оценки качества начального образования для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников.

2 этап. Подготовка проекта.

Основные стадии:

1 стадия. Сбор предварительной информации - теоретический (по возможности - экспериментальный) анализ состояния выбранной проблемы в современной системе управления качеством начального образовании.

2 стадия. Определение общей концепции проекта: формулирование цели, гипотезы работы, ее задач и методов реализации.

3 стадия. Подготовка текста проекта, включающая:

Наши рекомендации