Общенаучный уровень методологии педагогики.
Этот уровень представляет собой систему подходовк пониманию педагогической действительности, применяемых во всех или во многих научных дисциплинах. На этом уровне определяются этапы и элементы научного исследования (объект, предмет, проблема, тема и т.д.), избираются общие способы изучения педагогических феноменов. При этом , выбранный подход является тем углом зрения, той «призмой», сквозь которую исследователь смотрит на изучаемые явления.
Общенаучные подходы : *системно-структурный, * функциональный, * деятельностный, *целостный.
А) Системно-структурный подход.
Этот подход к изучению педагогических явлений предполагает, что изучаемое явление предстаёт перед исследователем , во-первых, как некая структура, и изучается по структурным элементам, а во-вторых,- как система. Анализируются элементы системы, их взаимосвязь и взаимообусловленность; встроенность системы в более общую систему, или имеющиеся подсистемы; зависимость системы, её устойчивость, динамичность и так далее.
Системный подход (метод системного анализа) требует рассматривать все явления и процессы не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии, в движении. , а так же с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие; рассматривание функциональных, структурных, причинно-следственных и иных связей. Изучение личности с точки зрения системного подхода предполагает изучение всех её качеств во взаимосвязи и во включённости в разнообразные виды деятельности.
Системный и структурный подход не отделимы друг от друга. При этом под структурой понимается строение и внутренняя форма организации изучаемого объекта, опирающаяся на устойчивые связи и законы его функционирования.
Б) Функциональный подход.
Функция – есть внешнее проявление свойств объектов в системе отношений. Её можно рассматривать как роль в отношениях человека с обществом (функция гражданина, семьянина, родителя и пр.). И тогда при таком подходе личность понимается как система социальных отношений , или совокупность ролей; и тогда изучение личности идёт именно с этих позиций, то есть исследуются вопросы: как эффективнее подготовить учащегося к взаимодействию с обществом: к трудовым, межличностным и другим отношениям.
При исследовании системы при функциональном подходе выявляются функции (задачи) каждого элемента системы и всей системы в целом.
В) Деятельностный подход.
Он требует изучения педагогических процессов через призму основных компонентов деятельности : потребности, мотивы, цели, действия, операции, способы регулирования, контроль и анализ достигаемых результатов. Основная идея – личность формируется и проявляется в деятельности. Для формирования какого-либо качества необходимо включение человека в деятельность, соответствующую этому качеству (трудолюбие – в трудовую деятельность и пр.). И изучить эффективность этой деятельности.
Данный подход позволяет выявить возможности формирования способностей и качеств личности в различных видах деятельности.
Г) Целостный подход.
Он предполагает любые явления и объекты исследования изучать целостно, т.е. во всём многообразии их компонентов, функций, отношений, связей и т.п.
Обычно используется при изучении вопросов эффективности учебно-воспитательного процесса ; при организации комплексного планирования и осуществления учебной и внеучебной деятельности; при поиске путей интеграции содержания учебных предметов или преодоления эпизодичности воспитательных мероприятий и т.п.
Среди качеств личности при целостном подходе изучаются стержневые (системообразующие и подчинённые), а также закономерности их формирования.