Глобальный дефицит образования
Посещение школы является стандартной практикой в большинстве стран, однако значительный процент детей и молодежи, особенно девочек в наименее развитых странах, не посещает школу или уходят из нее по прошествии двух-трех лет, чтобы выйти замуж, помогать родителям возделывать землю, либо для поиска работы в городе. Даже тогда, когда доступность школьного образования гарантирована, и оно является обязательным, школьные системы остаются негибкими и редко могут быть приспособлены к потребностям индивидуумов в изменяющемся обществе. Кроме того, как правило, считается, что хорошее школьное образование - это гарантия хорошей работы. Однако во все более увеличивающемся числе стран молодые люди с отличной квалификацией и дипломами обнаруживают, что доступ на рынок труда блокируется недостатком возможностей в сегодняшнем обществе.
В некоторых обществах за последние два десятилетия наблюдается увеличение числа женщин, занимающих ответственные посты, но тем не менее еще существуют страны, где возможностей для девочек посещать школу или идти дальше начального образования гораздо меньше, чем возможностей, предоставляемых мальчикам. Существуют также жесткие ограничения для женщин в их общественной жизни и в доступности для них ответственных постов.
Особое внимание должно быть уделено роли женщин, которую необходимо продумать на каждой стадии разработки и осуществления политики, как важнейшего общего вопроса. В нашем "Заявлении по вопросу воспитания молодых людей" говорится: "воспитание - это процесс, продолжающийся всю жизнь, делающий возможным непрерывное развитие способностей человека как индивидуума и как члена общества".
В данном широком определении воспитание на протяжении жизни - как это определено ЮНЕСКО - основывается на четырех аспектах: учиться знать, делать, жить вместе и быть.
Множество воспитательных факторов способствуют полному личностному и общественному развитию индивидуума. В общепринятом определении ЮНЕСКО предлагает рассматривать сегодня три важнейших типа воспитания:
Формальное воспитание (образование) - это иерархически структурированная, хронологически очерченная воспитательно-образовательная система, идущая от учреждений начального уровня до учреждений высшего образования.
Неформальное воспитание - это процесс, посредством которого индивидуум обретает общественные установки, ценности, навыки и знания из повседневного опыта, такого как семья, друзья, группы сверстников, средства массовой информации и других факторов влияния на личность.
Внеформальное воспитание - это организованная воспитательная деятельность вне установленных формальных систем, предназначенная служить идентифицируемой воспитуемой клиентуре с идентифицируемыми воспитательными целями.
Каждый из этих трех типов воспитания играет определенную роль,
дополняя остальные два, и все они необходимы для получения же
лаемых результатов. В широком смысле знания или рабочие навы
ки, как правило, обретаются посредством формального воспитания
/-,--------------- \ и„,—^„„^„ i//-,ni/mRnTRo навыков как пииты* так- \л гп-
циальных, обретается посредством неформального воспитания. Обретение жизненных навыков и развитие социальных установок, основанных на интегрированной системе ценностей, становится возможным посредством внеформального воспитания.
Формальное воспитание. Неформальное воспитание. Потребность молодежи во внеформальном воспитании
Одной из основных проблем, стоящих перед воспитанием и образованием сегодня, является продолжающаяся тенденция посвящать больше времени, выделять ресурсов и больше заботиться о формальном (академическом) воспитательно-образовательном секторе. Само по себе это положительно, но слишком много школьных систем отдают приоритет передаче знаний, нежели структурированию личности или обретению ценностей.
Неформальное и внеформальное воспитание недостаточно финансируются, концентрируясь, в свою очередь слишком сильно, на формальном воспитании.
Что касается неформального воспитания, предоставляемого семьей и другой неструктурированной средой, то можно также отметить наличие серьезного дефицита воспитания.
Семья
В "Лиссабонской декларации по молодежной политике и программам" подчеркивается, что "семья является основной ячейкой общества и как таковая должна быть укреплена", и "что она имеет право на получение всесторонней поддержки и защиты". Однако по очень многим причинам как экономическим, так и культурным, семьи часто склонны давать - или даже насаждать - своим детям большую независимость в раннем возрасте, не обучая их автономии, чтобы управлять такой независимостью.
Досуг
В отношении свободного времени общем знаменателем во всем мире является "общество потребителей" (даже в более бедных странах), которое учит детей знать скорее цену вещи, чем доводить до них жизненные ценности.
Образ сверстника
Некоторый воспитательный дефицит можно увидеть в отношении неформального воспитания, осуществляемого семьей и группой сверстников. Сверстники могут часто играть наиболее влиятельную роль в решениях и поведении молодой личности. Если принять во внимание, что молодые люди часто изолированы и нередко являются жертвами нищеты, это открывает им дорогу в группы, оказывающие на них скорее отрицательное, чем положительное влияние. Таким образом, принятие во внимание значения групп сверстников является ключевым фактором успеха национальной молодежной политики,
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что мы являемся свидетелями тройственного воспитательного дефицита во всем мире:
- В формальном воспитании - когда многие школы склонны все
больше учить и все меньше воспитывать.
- В неформальном воспитании, когда многие семьи склонны да
вать НеЗаВИСИМППТЦ ВМРГТЛ ТЛГЛ UTOfSul vui/n-i- oor-n/iv потом -эс.-г/->1_1гч_
мии, и когда потребительское общество учит молодежь знать цену вещам, но не их ценность.
Отсюда жизненная необходимость внеформального воспитания, созданного в качестве дополнения к формальному и неформальному воспитанию и в качестве особого инструмента и системы, которая воспитывает, учит автономии и способствует развитию систем
ценностей молодежи.
В общем и целом, важность внеформального воспитания недостаточно осознана и не получает достаточной поддержки в увеличивающемся спросе на конечные ресурсы и время. Отсюда также важность иметь интегрированный подход к более широкому понятию воспитания через логически последовательную и всеобъемлющую национальную молодежную политику. В документе ЮНЕСКО, подготовленном для Лиссабонской конференции министров по делам молодежи, "Молодежь, воспитание и действия в новом столетии и в
будущем", написано:
"недостаточно приравнивать воспитание к школьному обучению или только к формальному образованию. Для реальных изменений существуют формальное, неформальное и внеформальное воспитание, являющиеся наиболее эффективными инструментами, которыми обладает общество для противостояния серьезным проблемам и поиска новых решений, нацеленных на формирование подхода к молодежи и воспитанию в следующем столетии. Как общество, так и молодежь извлечет пользу из внеформальной и неформальной форм обучения и воспитания."