Глобальный дефицит образования

Посещение школы является стандартной практикой в большин­стве стран, однако значительный процент детей и молодежи, осо­бенно девочек в наименее развитых странах, не посещает школу или уходят из нее по прошествии двух-трех лет, чтобы выйти замуж, помогать родителям возделывать землю, либо для поиска работы в городе. Даже тогда, когда доступность школьного образования га­рантирована, и оно является обязательным, школьные системы ос­таются негибкими и редко могут быть приспособлены к потребнос­тям индивидуумов в изменяющемся обществе. Кроме того, как пра­вило, считается, что хорошее школьное образование - это гарантия хорошей работы. Однако во все более увеличивающемся числе стран молодые люди с отличной квалификацией и дипломами обнаружи­вают, что доступ на рынок труда блокируется недостатком возмож­ностей в сегодняшнем обществе.

В некоторых обществах за последние два десятилетия наблюда­ется увеличение числа женщин, занимающих ответственные посты, но тем не менее еще существуют страны, где возможностей для девочек посещать школу или идти дальше начального образования гораздо меньше, чем возможностей, предоставляемых мальчикам. Существуют также жесткие ограничения для женщин в их обществен­ной жизни и в доступности для них ответственных постов.

Особое внимание должно быть уделено роли женщин, которую необходимо продумать на каждой стадии разработки и осуществле­ния политики, как важнейшего общего вопроса. В нашем "Заявле­нии по вопросу воспитания молодых людей" говорится: "воспита­ние - это процесс, продолжающийся всю жизнь, делающий воз­можным непрерывное развитие способностей человека как индиви­дуума и как члена общества".

В данном широком определении воспитание на протяжении жиз­ни - как это определено ЮНЕСКО - основывается на четырех аспек­тах: учиться знать, делать, жить вместе и быть.

Множество воспитательных факторов способствуют полному лич­ностному и общественному развитию индивидуума. В общеприня­том определении ЮНЕСКО предлагает рассматривать сегодня три важнейших типа воспитания:

Формальное воспитание (образование) - это иерархически структурированная, хронологически очерченная воспитательно-об­разовательная система, идущая от учреждений начального уровня до учреждений высшего образования.

Неформальное воспитание - это процесс, посредством кото­рого индивидуум обретает общественные установки, ценности, на­выки и знания из повседневного опыта, такого как семья, друзья, группы сверстников, средства массовой информации и других фак­торов влияния на личность.

Внеформальное воспитание - это организованная воспитатель­ная деятельность вне установленных формальных систем, предназ­наченная служить идентифицируемой воспитуемой клиентуре с иден­тифицируемыми воспитательными целями.

Каждый из этих трех типов воспитания играет определенную роль,
дополняя остальные два, и все они необходимы для получения же­
лаемых результатов. В широком смысле знания или рабочие навы­
ки, как правило, обретаются посредством формального воспитания
/-,--------------- \ и„,—^„„^„ i//-,ni/mRnTRo навыков как пииты* так- \л гп-

циальных, обретается посредством неформального воспитания. Об­ретение жизненных навыков и развитие социальных установок, ос­нованных на интегрированной системе ценностей, становится воз­можным посредством внеформального воспитания.

Формальное воспитание. Неформальное воспитание. По­требность молодежи во внеформальном воспитании

Одной из основных проблем, стоящих перед воспитанием и об­разованием сегодня, является продолжающаяся тенденция посвя­щать больше времени, выделять ресурсов и больше заботиться о формальном (академическом) воспитательно-образовательном сек­торе. Само по себе это положительно, но слишком много школьных систем отдают приоритет передаче знаний, нежели структурирова­нию личности или обретению ценностей.

Неформальное и внеформальное воспитание недостаточно фи­нансируются, концентрируясь, в свою очередь слишком сильно, на формальном воспитании.

Что касается неформального воспитания, предоставляемого се­мьей и другой неструктурированной средой, то можно также отме­тить наличие серьезного дефицита воспитания.

Семья

В "Лиссабонской декларации по молодежной политике и програм­мам" подчеркивается, что "семья является основной ячейкой обще­ства и как таковая должна быть укреплена", и "что она имеет право на получение всесторонней поддержки и защиты". Однако по очень многим причинам как экономическим, так и культурным, семьи час­то склонны давать - или даже насаждать - своим детям большую независимость в раннем возрасте, не обучая их автономии, чтобы управлять такой независимостью.

Досуг

В отношении свободного времени общем знаменателем во всем мире является "общество потребителей" (даже в более бедных стра­нах), которое учит детей знать скорее цену вещи, чем доводить до них жизненные ценности.

Образ сверстника

Некоторый воспитательный дефицит можно увидеть в отношении неформального воспитания, осуществляемого семьей и группой сверстников. Сверстники могут часто играть наиболее влиятельную роль в решениях и поведении молодой личности. Если принять во внимание, что молодые люди часто изолированы и нередко являют­ся жертвами нищеты, это открывает им дорогу в группы, оказываю­щие на них скорее отрицательное, чем положительное влияние. Та­ким образом, принятие во внимание значения групп сверстни­ков является ключевым фактором успеха национальной моло­дежной политики,

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что мы являемся сви­детелями тройственного воспитательного дефицита во всем мире:

- В формальном воспитании - когда многие школы склонны все
больше учить и все меньше воспитывать.

- В неформальном воспитании, когда многие семьи склонны да­
вать НеЗаВИСИМППТЦ ВМРГТЛ ТЛГЛ UTOfSul vui/n-i- oor-n/iv потом -эс.-г/->1_1гч_

мии, и когда потребительское общество учит молодежь знать цену вещам, но не их ценность.

Отсюда жизненная необходимость внеформального воспитания, созданного в качестве дополнения к формальному и неформально­му воспитанию и в качестве особого инструмента и системы, кото­рая воспитывает, учит автономии и способствует развитию систем

ценностей молодежи.

В общем и целом, важность внеформального воспитания недоста­точно осознана и не получает достаточной поддержки в увеличиваю­щемся спросе на конечные ресурсы и время. Отсюда также важ­ность иметь интегрированный подход к более широкому понятию воспитания через логически последовательную и всеобъемлющую национальную молодежную политику. В документе ЮНЕСКО, подго­товленном для Лиссабонской конференции министров по делам мо­лодежи, "Молодежь, воспитание и действия в новом столетии и в

будущем", написано:

"недостаточно приравнивать воспитание к школьному обучению или только к формальному образованию. Для реальных изменений существуют формальное, неформальное и внеформальное воспита­ние, являющиеся наиболее эффективными инструментами, которы­ми обладает общество для противостояния серьезным проблемам и поиска новых решений, нацеленных на формирование подхода к мо­лодежи и воспитанию в следующем столетии. Как общество, так и молодежь извлечет пользу из внеформальной и неформальной форм обучения и воспитания."

Наши рекомендации