Принцип партнерства
(специфический принцип актерского тренинга)
Поскольку партнерство в театральном деле всегда рассматривалось как неотъемлемая часть профессии, выделим в качестве одной из стратегических задач тренинга воспитание «чувства партнера». Обычно на занятиях по сценическому движению этой цели служит прием работы в парах.
Можно говорить о двух основных видах парных упражнений:
1. Упражнения, в которых партнер используется в качестве силовой нагрузки или выступает в роли снаряда: ограничителя, упора, шведской стенки, тренажера и др.
2. Упражнения, в которых занимающиеся выступают как взаимосвязанные партнеры. Например, все упражнения на парное равновесие или парные прыжки в положении сидя на корточках спиной друг к другу, сцепившись локтями.
Более результативными, с точки зрения выработки «чувства партнера», являются упражнения второго типа, так как в них существует реальная зависимость партнеров друг от друга, осуществляется воспитание альтруизма через эгоизм: чтобы не упасть
Е.М.Геллер. Подвижные игры в спортивной тренировке студентов. -Минск, 1977, с. 19.
самому, надо поддержать партнера. Они позволяют актерам оставаться друг для друга личностями, а не функциями или тренажерами. Им и следует отдавать предпочтение.
Но и в упражнениях первого типа нужно стремиться к тому, чтобы помогающий не оставался бездушным инструментом, а соучаствовал в работе товарища, был внимательным, чутко реагирующим «партнером».
Нужно воспитывать не просто внимательность к партнеру, а отзывчивость по отношению к нему, его действиям, движениям, реакциям.
Работая с партнером, взаимодействуя с ним, просто помогая ему или страхуя его, следует работать на него, приспосабливаться к нему, а не приспосабливать его к себе, то есть руководствоваться принципом альтруизма.
Естественно, совместная работа создает необходимость каких-то взаимных замечаний, предложений и советов. Все эти корректировки должны исходить от кровно заинтересованных в совместном успехе партнеров, как бы изнутри целостного двуединого микромира, которым на время выполнения задания становятся партнеры. Поэтому, говоря о психофизическом тренинге актера, правильней было бы говорить не о приеме «работы в парах», а о специфическом принципе занятий физическим тренингом актера — принципе партнерства. Очень важно, чтобы следование этому принципу не свелось к выработке привычки к какому-то одному конкретному партнеру. Необходимо вырабатывать умение быстро приспосабливаться к различным партнерам, осваивать саму идею партнерства как единственно возможную форму взаимоотношений между актерами. Этому способствует частая смена партнеров во время выполнения упражнений.