Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)

Целевые ориентиры: воспитание должно сформировать целостную личность (самореализация, осознание и выбор жизненных ситуаций), формирование способностей (система умственной деятельности, эстетические и нравственные качества; знания, умения и навыки; действенно-практические навыки); индивидуальная ответственность за свои действия.

Концептуальные положения

Свободное воспитание и обучение. Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, ребенок самостоятельно постигает этапы саморазвития, экология здоровья и культ здоровья; развитие индивидуальности средствами искусства; подражание как средство обучения; соединение европейской и восточной культур; опора на авторитет педагога, единая жизнь педагога и учеников.

Особенности содержания

Сочетание интеллектуального, эстетического и практического образования. Широкое дополнительное просвещение (музей, театры, выставки). Межпредметные связи. Трудовое воспитание.

Особенности методики

Метод погружения, обучение без учебников, отсутствие деления на классную и внеклассную работу, индивидуализация обучения, обучение самостоятельности и самоконтролю через игру, отрицание отметки. Позиция ученика: ребенок в центре системы, за ним выбор темы и формы занятия. Позиция учителя: учитель - старший товарищ, который восемь лет ведет по всем предметам, совместная духовная жизнь учителя и учащихся, не запрещать ученику, не ставить плохих отметок, принимать ребенка таким, какой он есть.

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы для самостоятельного изучения

1. Подготовка к практическому занятию по моделированию урока с использованием традиционной (репродуктивной) технологии.

2. Подготовка материалов для публичного выступления по теме "Технологии гуманизации педагогического процесса"

3. Самостоятельное изучение темы и презентация ее с элементами технологии развивающего обучения

4. Составление глоссария по дисциплине «Современные педагогические технологии».

5. Составление картотеки статей по предмету «Современные педагогические технологии».

6. Составление дидактического материала для изучения тем «Игровые технологии», «Технология индивидуализации обучения», «Технология уровневой дифференциации», "Дистанционное обучение".

7. Сбор тестов по определению самочувствия учащихся и учителя в процессе реализации педтехнологий.

8. Проблемные вопросы для самоконтроля темы «Педагогические технологии авторских школ», «Альтернативные технологии», «Частнопредметные педагогические технологии».

Темы рефератов

1. Дистанционное занятие с использованием ресурсов и технологий Интернета.

2. Эвристическое "погружение" по теме учебного курса (по выбору студента).

3. Образовательная программа по предмету как средство планирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

4. Проблемы диагностики и оценки творческой деятельности обучающихся.

5. Технология моделирования занятия с использованием мультимедиа.

6. Сопоставительный анализ методики проведения "эпох" в Вальдорфской школе и системы "погружения".

7. Особенности реализации принципа природособразности в Школе свободного развития.

8. Технология разработки и использования творческих заданий в обучении.

9. Технология подготовки и проведения образовательного проекта на выбранную тему.

Примерные вопросы для зачета

1. Понятие "педагогическая технология обучения". Причины возникновения педагогических технологий: учет психофизических особенностей учащихся, системно-действенный подход, гарантированность результатов обучения, повышение квалификации педагога.

2. Пути проявления педагогических технологий.

3. Аспекты педагогических технологий: научный, процессуально-описательный, процессуально-действенный.

4. Признаки технологий: дидактическая разработка целей обучения и воспитания, структурирование информации и последовательность ее усвоения, комплекс средств обучения и контроля, диагностика обучения и воспитания, высокое качество обучения.

5. Уровни реализации педтехнологий: обще-педагогический, частнометодический, локальный.

6. Критерии состоятельности педтехнологий: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость другими педагогами.

7. Цели обучения в традиционной технологии.

8. Принципы обучения в традиционной технологии: научность, последовательность и системность, доступность, прочность, сознательность и активность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

9. Особенности методики традиционного обучения.

10. Методы обучения в традиционной системе.

11. Преимущества и недостатки традиционной системы.

12. Идея Л.С.Выготского, положенная в основу развивающего обучения.

13. Цели обучения в технологии развивающего обучения.

14. Принципы развивающего обучения: целенаправленное развитие, системность и целостность содержания, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, продвижение в изучении материала быстрыми темпами, осознание ребенком процесса учения, включение в процесс обучения наблюдений и практических работ, проблемное обучение, вариативность обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, развитие всех (сильных и слабых) детей.

15. Особенности методики развивающего обучения.

16. Преимущества технологии развивающего обучения.

17. История возникновения личностно-ориентированного обучения.

18. Подвиды личностно-ориентированной технологии обучения: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили. Их характеристика.

19. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: цели обучения, принципы активизации деятельности учащихся, особенности методики.

20. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (на примере технологии В.Ф.Шаталова).

21. История возникновения технологии проблемного обучения. Цели технологии. Особенности содержания. Методика урока проблемного обучения. Преимущества и недостатки проблемного обучения.

22. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

23. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.

24. Технология дифференцированного обучения. (На примере технологии Н.П.Гузика).

25. Технология индивидуализации обучения.

26. Принципы и цели дистанционного обучения. Особенности содержания: Особенности методики интернет-образования.

27. Типы дистанционного обучения: "Школа - Интернет", "Школа - Интернет - Школа", "Учитель - Интернет - Учитель", "Ученик - Интернет - Центр", "Ученик - Интернет-…..".

28. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

29. Технология "Диалог культур".

Целевые ориентиры технологии. Концептуальные идеи технологии "Диалог культур". Особенности организации содержания (по В.С.Библеру). Особенности методики. Методические особенности урока-диалога.

30. Педагогические технологии авторских школ. Школа адаптирующей педагогики.

31. Педагогические технологии авторских школ. Модель "Русская школа".

32. Педагогические технологии авторских школ. Школа самоопределения (автор А.Н.Тубельский).

33. Педагогические технологи авторских школ. Школа Завтрашнего Дня (автор Д.Ховард).

34. Альтернативные технологии (на примере Вальдорфской школы).

Наши рекомендации