ТЕМА №10 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Теоретический минимум:
Функциональные стили – это разновидности литературного языка, выделяемые на основе функций, которые они выполняют в языке.
В основе выделения стилей лежат внеязыковые признаки (экстралингвистические) и собственно языковые. К внеязыковым относится речевая ситуация:
Для определения каждого стиля речи необходим его анализ по следующим пунктам:
1) сфера употребления;
2) цель, функции;
3) общие стилевые черты;
4) языковые признаки стиля речи:
а) на фонетическом уровне;
б) на словообразовательном уровне;
в) на лексическом уровне;
г) на морфологическом уровне;
д) на синтаксическом уровне;
5) Жанры стиля.
Научный стиль
1. Сфера употребления – научная деятельность. Содержанием научных произведений являются идеи и факты, законы и категории, открытые учёными.
2. Цель –описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение, обоснование гипотез и т. п. Основные его функции: 1) сообщение информации, доказательство ее истинности; 2) хранение знания; 3) получение нового знания (когнитивная функции); 4) передача специальной информации (коммуникативная функция). .
3. Общие стилевые черты:
1) Форма реализации – монологическая письменная речь, реже диалог (научная дискуссия, интеллектуальная беседа).
2)Отсутствие средств выразительности, экспрессивности, эмоциональности. Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают почти невозможным использование в нём образных средств языка – метафор, эпитетов, художественных сравнений и т.п.
3) Предварительное обдумывание высказывания.
4) Строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
5) Логичность.
6) Последовательность – это когда выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы.
7) Ясность, которая предполагает понятность, доступность.
8) Смысловая точность предполагает однозначность понимания (термины однозначны).
9) Устранение форм 1-го лица единственного числа (я считаю) и употребление «мы» или слова «автор», употребления максимально «обезличенных» синтаксических конструкций.
11) Многие научные тексты строятся по установленному строгому стандарту. Так, например, научная статья начинается с изложения истории вопроса, обоснования актуальности выбора объекта исследования, определения задачи и метода исследования. В главной части содержатся факты, полученные в результате исследования, их систематизация, объяснение. В третьей части формируются выводы как следствие того, о чём было сказано во второй части, содержится заключение – краткое повторение основных положений работы. Статья обычно заканчивается списком литературы, а также в отдельных случаях приложением – иллюстрациями.