Основания освобождения от уголовной ответственности и их классификация в уголовном праве Российской Федерации
В уголовном праве и уголовно-процессуальном праве прошлых лет вопрос об основаниях освобождения от уголовной ответственности не нашел оптимального решения. Современные аналогичные модели являются более совершенными, но они нуждаются в оптимизации[9].
В правоприменительной практике еще нередки случаи произвольного толкования оснований освобождения от уголовной ответственности.
В теории уголовного права сформулировано общее понятие освобождения от уголовной ответственности и оснований его применения. Во-первых, необходимость применения того или иного вида освобождения от уголовной ответственности возникает только тогда, когда конкретное лицо совершило преступление. В этом случае, с одной стороны, имеется формальное основание для привлечения этого лица к уголовной ответственности, а с другой – есть основания, позволяющие освободить его от этой ответственности. Освобождение от уголовной ответственности по своей правовой природе отличается от так называемой реабилитации, т.е. не привлечения к уголовной ответственности лица, не виновного в преступлении.
Так, в соответствии с ч. 2 статьи 14 Уголовного Кодекса РФ не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности[10].
Поэтому в данном случае речь может идти не об освобождении, а о не привлечении к уголовной ответственности. Следует проводить отличие освобождения от уголовной ответственности от институтов добровольного отказа (статья 31 УК)[11], необходимой обороны (статья 37 УК)[12], крайней необходимости (статья 39 УК), причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление (статья 38 УК), под физическим или психическим принуждением (статья 40 УК), при обоснованном риске (статья 41 УК), а также во исполнение приказа или распоряжения (ч. 1 статья 42 УК). Во всех этих случаях лицо считается не совершившим преступления, поэтому здесь и не может возникнуть вопрос об освобождении. Освободить можно лишь того, кто совершил преступное деяние[13].
Само освобождение от уголовной ответственности можно признать справедливым и обоснованным в том случае, когда оно не препятствует охране прав и свобод личности, всего правопорядка от преступных посягательств и вместе с тем способствует исправлению виновного лица, предупреждению совершения новых преступлений.
Статьи 75 и 76 Уголовного Кодекса Российской Федерации устанавливают различные основания освобождения от уголовной ответственности, которые, тем не менее, объединяют общие черты.
И первым основанием освобождения от уголовной ответственности, которое применяется во всех случаях освобождения от уголовной ответственности к лицам, впервые совершившим преступление.
К таким лицам относятся и те из них, которые совершали преступления, но в отношении их истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за ранее совершенные преступления (статья 78 УК РФ)[14], истекли сроки давности обвинительного приговора (статья 83 УК РФ)[15], если они освобождены от наказания (ч. 2 статьи 86 УК РФ), если судимость снята с них вследствие актов амнистии (статья 84 УК РФ), если судимость погашена или снята судом (ч. 5 статьи 86 УК РФ)[16].
Второе основание освобождения от уголовной ответственности является совершение преступления небольшой или средней тяжести. Введение в Уголовный кодекс положения о категориях преступления внесло определенность для следственно-судебной практики в решении данного вопроса.
В соответствии с частями 2,3 статьи 15 Уголовного Кодекса Российской Федерации[17] преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает трех лет лишения свободы, а преступлениями средней тяжести – признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, превышает три года лишения свободы.
Третьим основанием будет являться отсутствие или небольшая степень общественной опасности лица, совершившего преступление. При определении степени общественной опасности личности преступника уголовно – правовая наука и следственно-судебная практика исходят, прежде всего, их характера и тяжести совершенного деяния, а также обстоятельств, характеризующих поведение (личность) виновного до и после совершения преступления.
Круг этих обстоятельств настолько разнообразен, что исчерпывающий их перечень дать невозможно. Вместе с тем, некоторые их них прямо указаны в тексте закона и имеют обязательное наличие.
Таковыми являются: совершение преступления впервые; добровольная явка с повинной; способствование раскрытию преступления; возмещение причиненного ущерба или иным образом заглаживание вреда, причиненного в результате преступления; примирение с потерпевшим; деятельное раскаяние лица, совершившего преступление; примирение с потерпевшим. Лишь наличие одного или нескольких указанных обстоятельств в сочетании с преступлением небольшой или средней тяжести могут стать гарантией того, что преступник исправится без реализации уголовной ответственности.
Заключительным основанием является нецелесообразность привлечения виновного к уголовной ответственности. Вполне закономерно, что в случае совершения преступления небольшой или средней тяжести лицом, не представляющим большой общественной опасности, либо вообще не опасным для общества, реализация института уголовной ответственности может оказаться нецелесообразной с точки зрения принципов справедливости и гуманности уголовного законодательства в целом.
Освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (статья 78 УК РФ)[18], для этой статьи, категория совершенного преступления не имеет значения.
По усмотрению суда избежать уголовной ответственности вследствие истечения срока давности может даже лицо, совершившее преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы. Не требуется для применения данная статья и совершения виновным лицом каких-либо действий, свидетельствующих об утрате им общественной опасности. В данном случае играет роль именно нецелесообразность привлечения лица к уголовной ответственности после истечения указанных в законе сроков (хотя и здесь лицо может перестать быть общественно опасным, а деяние, которое оно совершило, относится к категории небольшой или средней тяжести).
Так называемые специальные виды освобождения от уголовной ответственности, возможно, применять именно в отношении преступлений, представляющих повышенную опасность, например, терроризма, захвата заложников, незаконного изготовления оружия и другие.
Число специальных видов освобождения от уголовной ответственности значительно увеличилось в ходе реформы уголовного закона. Ныне также предписания содержаться в примечаниях к некоторым статьям уголовного закона (например, статьи 126, 204, 205, 206, 208, 222, 223,223, 291, 307 УК РФ)[19].
В случаях установления специальных правил освобождения от уголовной ответственности законодатель практически не руководствуется критерием «Невысокая общественная опасность содеянного». Именно в рассматриваемых случаях законодатель действует как бы вопреки такому критерию и несмотря, на значительную общественную опасность содеянного, предусматривает возможность освобождения лица от уголовной ответственности. Отчасти акцент здесь переносится на второй критерий – невысокую общественную опасность личности виновного. Безусловно, об этом свидетельствуют дополнительные условия, названные в примечаниях в указанных выше статьях. В одних случаях, для освобождения от уголовной ответственности достаточно, добровольно прекратить преступные действия, а другом случае – активно способствовать предотвращению преступного результата, раскрытию преступления.
В дополнение можно отметить, что освобождение от уголовной ответственности может иметь место лишь в случаях, когда лицо подлежит такой ответственности, то есть совершило преступление (в содеянном должны содержаться все признаки преступного деяния - преступления). При наличии в содеянном признаков малозначительности, невменяемости, не достижение возраста уголовной ответственности, необходимой обороны и др., лицо не подлежит уголовной ответственности изначально, а следовательно, нет необходимости освобождать его от нее. То есть отсутствие основания для привлечения лица к уголовной ответственности, не наложения уголовной ответственности не идентично освобождению от уголовной ответственности.
Когда в содеянном не содержится состава преступления деяние не может быть признано преступлением, а значит, лицо его совершившее, не подлежит привлечению к уголовной ответственности. Эта ситуация неприменения уголовной ответственности, а не освобождения от нее. Кроме того, сам уголовный закон недвусмысленно указывает на непризнание преступным малозначительного деяния (часть 2 статьи 14 УК РФ). Но тот факт, что необходимая оборона и другие обстоятельства исключают преступность деяния (статьи 32-42 УК РФ), что лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца (часть 2 статьи 31 УК РФ)[20].
Существует несколько признаков, позволяющих классифицировать основания освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные действующим российским законодательством. Наиболее очевидный вариант классификации оснований – их деление на общие и специальные основания.
Критерием такой классификации служит структура Уголовного Кодекса Российской Федерации, а именно наличие в нем общей и особенной части.
Общая часть содержит шесть оснований освобождения от уголовной ответственности. Три из них, объединены в главе 11 (статьи 75, 76, 76.1 , 78 УК РФ), которая так и называется «Освобождение от уголовной ответственности». Статья 77 УК РФ утратила силу.
Отдельно говориться об освобождении от уголовной ответственности в связи с актом амнистии (статья 84 Уголовного Кодекса РФ)[21], который может быть и основанием от наказания, а также для освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия (статья 90 УК РФ). Все названные основания предусмотрены Общей частью Уголовного Кодекса Российской Федерации, и, соответственно, их можно считать общими основаниями.
Специальными основаниями освобождения от уголовной ответственности следует признать те, которые закреплены в Особенной части Уголовного Закона применительно к конкретным составам преступления (в примечаниях к соответствующим статьям).
Таким образом, анализ уголовно-правовых и уголовно - процессуальных норм позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев освобождение от уголовной ответственности и прекращение уголовного дела – право компетентных государственных органов.
Даже при наличии всех необходимых формальных предпосылок для принятия такого решения, иными словами, возможность и нецелесообразность освобождения лица от уголовной ответственности должны оцениваться в каждом случае, прежде всего с точки зрения интересов общества.
В других случаях законодатель обязывает лицо, ведущее производство по делу, применить институт освобождения от уголовной ответственности, если для этого возникает предусмотренное законом основание. В таком случае уже нет места усмотрению следователя, органа дознания, прокурора либо суда.
В соответствии с таким подходом все основания освобождения от уголовной ответственности можно классифицировать на две группы: дисрекционные и императивные.
Дисрекционные основания - это такие основания, при которых, освобождение от уголовной ответственности является правом, а не обязанностью компетентного органа, к ним относятся четыре общих основания и два специальных.
Общими дисрекционными основаниями освобождения от уголовной ответственности являются освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (статья 75 УК РФ)[22], в связи с примирением с потерпевшим (статья 76 УК РФ), а также освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия (статья 90 УК РФ)[23].
К специальным дискретным основаниям следует отнести случаи освобождения, предусмотренные в примечаниях к статьям 337 и 338 Уголовного Кодекса РФ, где речь идет о том, что впервые совершивший самовольное оставление службы или части либо дезертирство военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности, если его деяние явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Императивные основания освобождения от уголовной ответственности, которые не допускают никакого усмотрения со стороны компетентных органов, предусмотрены только в трех статьях общей части уголовного закона, а именно:
статья 76.1 УК РФ[24] – освобождение от уголовной ответственности по делам в сфере экономической деятельности,
статья 78 УК РФ[25] – освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, а также
статья 84 УК РФ[26] – освобождение от уголовной ответственности в связи с актом амнистии. В принципе, они более характерны для Особенной части Уголовного кодекса РФ (кроме указанных в статьях 337 и 338 УК РФ) являются императивными.
Следующий вариант классификации оснований освобождения от уголовной ответственности – их деление на: субъективные и объективные.
Эта классификация построена на разграничении, с одной стороны, тех оснований, когда освобождение от уголовной ответственности ставиться в зависимость от позитивного поведения, подлежащего уголовному преследованию субъекта, которое должно быть выражено в конкретных указанных законодателем действиях, а с другой стороны, тех оснований, когда освобождение от уголовной ответственности не зависит от поведения этого субъекта, будучи связанным, с наступлением иных юридически значимых объективных обстоятельств.
Основания первой группы называем субъективными, потому что здесь решающую роль играет воля и действия субъекта, подлежащего уголовной ответственности, а второй группы – объективными, так как в этих случаях освобождение от уголовной ответственности происходит по причине неких объективных факторов, наступление не может зависеть от воли лица, освобождаемого от уголовной ответственности.
Среди общих оснований субъективными являются три - освобождение в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, освобождение от уголовной ответственности по делам в сфере экономической деятельности ( норма уголовного закона введенная законодателем федеральным законом от 07 декабря 2011 года) и с применением принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
Таким образом, в названных нормах законодатель четко формулирует те действия, которые должны быть совершены обвиняемым либо до принятия соответствующего решения.
Кроме того, субъективными являются почти все специальные основания освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные Особенной частью уголовного кодекса, за небольшим исключением.
Объективными основаниями, в свою очередь является ряд общих оснований. Это освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности и в связи с актом амнистии. Во всех случаях законодатель не связывает применение института освобождения от уголовной ответственности, с какими либо действиями обвиняемого.
Специальные объективные снования освобождения от уголовной ответственности в целом нетипичны для действующего российского законодательства, но их также можно обнаружить в тексте уголовного закона. Речь идет о случаях, когда лицо, совершившее коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ – незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением).
Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой и второй данной статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Наконец, все основания освобождения от уголовной ответственности можно классифицировать на : условные и безусловные.
В основе такого деления с материально-правовой точки зрения – возложение или не возложение ан освобождаемое от уголовной ответственности лицо определенных обязанностей после того, как соответствующее решение будет приятно, а с процессуальной точки зрения – возможность или невозможность отмены решения о прекращения уголовного дела и его возобновления.
К безусловным основаниям относятся те, когда лицо освобождается без применения к нему каких-либо специальных мер или обязанностей, которое оно впоследствии должно исполнить. Соответственно. здесь не может быть особой процессуальной санкции в виде возобновления производства по делу и привлечения лица к уголовной ответственности (нет обязанности - нет санкции). Это конечно. не значит, что постановление о прекращении уголовного дела в таком случае в принципе нельзя отменить. Но делать это можно лишь по общим основаниям отмены процессуальных решений. Иными словами, если решение об освобождении от уголовной ответственности по безусловному основанию принимается законно и обоснованно, то оно окончательно.
В действующем российском законодательстве безусловными являются все основания освобождения от уголовной ответственности (как общие, так и специальные), кроме одного – освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
В соответствии со статьей 90 УК РФ[27] и Уголовно Процессуальному Кодексу Российской Федерации[28] к несовершеннолетнему одновременно с освобождением от уголовной ответственности применяется одна из принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренная уголовным законом. Если он ее не исполняет в течение установленного судом, прекратившим уголовное дело, срока, то принудительная мера отменяется, дело возобновляется и несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности. Такой подход законодателя к этому основанию освобождения от уголовной ответственности позволяет считать его условным, или временным, основанием, противопоставляя по указанному признаку всем остальным основаниям, являющимся безусловными и окончательными.
Анализируя вышесказанное в первой главе дипломной работы можно сделать следующий вывод - освобождение от уголовной ответственности означает освобождение правонарушителя от всех юридических последствийсовершения им уголовно наказуемого деяния. Во-первых, он не подлежит официальному государственно-правовому осуждению, которое обычно выражается в обвинительном приговоре суда.
Во-вторых, не подвергается наказанию и не считается судимым.
В-третьих, факт совершения преступления, от ответственности за которое он освобожден, утрачивает всякое юридическое значение и не образует признака неоднократности в случае совершения нового преступления.
В-четвертых, с освобождением от уголовной ответственности отменяются все меры процессуального принуждения: меры пресечения, арест на имущество, и так далее.