Детский народный хор и его возможности в развитии
Восприятия русского вокально-хорового фольклора.
Сейчас в России создаются фольклорные хоровые коллективы. Они создаются в местах с сохранившимися песенными традициями и там, где произошло слияние нескольких традиций и трудно выделить какую-то одну. И идет поиск преодоления разрыва между традиционным песенным искусством и современным исполнительством
Слайд 18
Современные детские хоры различны:
· фольклорно-этнографические коллективы (участники являются непосредственными носителями традиционного песенного искусства);
· коллективы, стилизованные под народные (в них освоение фольклорного материала идет иными путями и соотносится с иными целями).
Определяющий признак фольклорного коллектива – это исполнение традиционного местного фольклора в его подлинном виде. Отличие народного хора от фольклорного заключается в том, что народный хор, как правило,исполняет народную песню в опосредованном виде или, иначе говоря, в обработке профессионального искусства
Формы работы над песнями тоже разнятся. В фольклорной группе нет четкого деления на партии: каждому участнику предоставлена полная исполнительская свобода, а в большинстве народных хоров исполнители точно воспроизводят заученную партию.
Существует и народный хор детской самодеятельности городского типа, не стремящейся к областной самобытности, стилю и манере пения. Такой коллектив обычно поет в смешанной (частично народной, частично академической) манере. Репертуар такого хора комплектуется из обработок народных песен и песен современных композиторов народного плана.
Единство исполнительского стиля, единая манера интонирования в большей степени присущи детскому хору фольклорного типа сельской местности. Это объясняется тем, что все его участники из одной музыкальной среды: с раннего возраста имеют одинаковые музыкальные впечатления, говорят на одном диалекте, имеют сходные эстетические вкусы.
Народная манера формируется на почве коллективных певческих традиций в многолетней школе народного пения. В основе народного пения- естественность звукообразования, дикции и декламации, естественность пользования рабочим певческим диапазоном («как говорят, так и поют»), умение владеть дыханием.
Слайд 19.
Народная манера – есть условие правильного пения, где выявляются органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, мягкая «огласовка» согласных; легкий, свободно льющийся открытый звук. Все это вместе и есть народная манера пения, непохожая на академическую
Слайд 20.
Предпосылки музыкального развития детей:
Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора, отличие в ширине диапазона (он несколько меньше). Есть различие и в характере звучания - детские голоса более «светлые», нежели женские.
Говоря о качестве звучания детского голоса, следует иметь ввиду прежде всего его основные физические характеристики:
Тембральная - обертоновый состав звука-отражается в насыщенности его спектра; плавность регистровых переходов; звонкость и «полетность» голоса, что связано с резонированием звука и оценивается как близкая вокальная позиция; степень свободы или напряженности его звучания, округлости и выравненности гласных; качество певческого вибрато.
Интонационная - точность или чистота интонирования; ширина звукового диапазона, его высотное расположение.
Динамическая - это ширина динамического диапазона на различных звуко-высотных уровнях; разнообразие нюансировки в процессе исполнения.
Музыкальные способности ребенка: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память
Вокально-хоровая работа.
Для обучения детей пению, развития их вокальных возможностей необходимо систематическое вокальное воспитание. Регулярно в начале занятия проводится распевание, во время которого и вырабатываются все необходимые навыки. Распевание помогает быстрой слуховой организации коллектива: подготавливает голосовой аппарат, сосредотачивает внимание. Основной материал для распевания – песни, но могут применяться и специальные упражнения.
Навыки пения прививаются постепенно – от простого к сложному. Разучивание и исполнение песен должны происходить на «слух», с голоса руководителя, как и принято в народной традиции устной передачи фольклора. При таком разучивании внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, партии, ансамбля в целом. Музыкальные инструменты используются минимально: для настройки, для уточнения трудных мест. В работе над отдельными певческими навыками – дыханием, звуковедением, дикцией, манерой и стилем пения- рекомендуется пользоваться как коллективными, так и индивидуальными методами.
Слайд 21
Работа над дыханием.
Дыхание дает певцу возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости голоса, проявляя лучшие качества своего тембра. Для укрепления навыков дыхания можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты разучиваемых песен.
Работа над дикцией.
Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Принцип народного исполнения (один из принципов) – петь так, как говоришь. Только тогда возникает ясность и выразительность передачи слова. Поэтому дикция должна быть отчетливой, как в разговорной речи - с четким произнесением гласных и согласных. Для выработки ясной дикции, активной артикуляции предлагаются специальные упражнения:
Работа над манерой пения:
Одна из самых серьезных певческих задач при обучении детей народному пению – выработка единой манеры пения у всех певцов коллектива. Пение в народной манере доступно каждому, для чего надо научиться петь просто и естественно. Звук в народной манере должен быть светлый, яркий и легкий с очень незначительной вибрацией. Нельзя петь резким, крикливым или глубоким звуком.
Все вокальные навыки – дыхание, дикция, манера и стиль пения, отработанные на занятиях, в конечном счете дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.
Воспитание навыка многоголосного пения:
Народное хоровое пение в своей основе многоголосное. Каждый голос, возникающий и звучащий в песне, сохраняет свою мелодическую самостоятельность и осторожно и тонко углубляет выразительность мелодии, не искажая ее.
Слайд 22
Можно выделить четыре основных вида многоголосия:
1. гетерофонный;
2. подголосочно-полифонический;
3. подголосочно-полифонический;
4. аккордово-гармонический
Первый вид – гетерофонный. Относится к наиболее древним образцам хоровогодвухголосия. Это простейшее сочетание основного напева с сопровождающим его голосом – в унисон или с незначительными, эпизодическими расхождениями на секунду, терцию и реже на кварту, квинту.
Второй вид – подголосочно-полифонический. В нем вместе с ведущим голосом основного напева возникают его мелодические варианты - подголоски (от слова «подголосить», подпеть).
Третий вид – втора. Здесь подголосок движется параллельными, чаще консонирующими интервалами. Этот вид рождается из уменья народных певцов «вторить», то есть подстраивать второй голос к основному напеву.
Четвертый вид – аккордово-гармонический. Голоса в этом виде движутся, как правило, синхронно и образуют своеобразную гармонию, в которой созвучия приобретают определенную значимость.
Слайд 23
В репертуар детского народного хора входят:
Детские песни.
Календарные песни.
Хороводные песни.
Свадебные песни.
Лирические песни.
Слайд: «Спасибо за внимание».
Заключение
В представленной работе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, обоснованы теоретические предпосылки по проблемам освоения и использования народной –хоровой музыкальной культуры в учебно-воспитательном процессе, изучены возможности детского народного хора в развитии восприятия русского русского вокально – хорового фольклора.
Также изучено и проанализировано содержание учебных программ по проблеме развития духовных потенциалов школьников: Д.Б.Кабалевского (тема «Музыка моего народа» - 3 класс), Л.В.Школяр-В.А.Школяр (программа «Музыкальное искусство»), а также факультативная программа Л.Л.Купряновой («Русский фольклор»).
Проанализирована и работа Г.М.Науменко «Фольклорная азбука»-методика обучения детей народному пению, вкоторой представлена концепция методики работы с детьми по обучению их народному пению.
Мы пришли к выводу, что народную манеру исполнения детского народного хора создают: характерное звучание и звуковой колорит, певческая своеобразность и специфические приемы выразительности, что очень важно для развития восприятия русского вокально-хорового фольклора.
Результаты исследования показали,что народные традиции необходимо активно использовать в учебно-воспитательном процессе и что использование народно – хоровой вокальной культуры в музыкальном воспитании учащихся необычайно важно на современном этапе развития общества.