Открытие Мурманского педагогического техникума

Важным шагом на пути становления и развития системы среднего профессионального педагогического образования на Кольском Севере является открытие 30 октября 1931 г. педагогического техникума в Мурманске. Цель организации педтехникума – подготовка учителей для школ I ступени на стационарном и заочном отделении, на подготовительных курсах. Однако комплектование по многим причинам шло с большим трудом.

«Распоряжением Облоно от 27.05.1932 г. за № 28 установлено, что 40 процентов, оканчивающих 7-е группы ШКМ, и 30 процентов, оканчивающих 7-е группы ФЗС Мурманска и Хибиногорска, должны быть переданы на дальнейшую учебу в педтехникум, за невыполнение процентов персонально ответственность несут зав. ФЗС и зав. Роно». (ГАМО, ф. 165. д. 92. оп. 1. л. 10). Окроно определяло условия приема, согласно которым «на I курс русского отделения принимались учащиеся с образованием в объеме 7 классов ФЗС и ШКМ, на II курс – 8 классов II ступени, на подготовительное отделение: финское, лопарское и русское – не ниже I ступени. Возраст на русское отделение должен быть не ниже 15 – 16 лет, на все подготовительные – не ниже 13 – 14 лет. Студенты обеспечиваются общежитием, питанием и стипендией от 30 рублей до 50 рублей». ( ГАМО, ф. 165. д. 92. оп. 1. л. 10). Кроме того, Облоно утверждало и контрольные цифры приема на I курс педтехникума г. Мурманска, конкретизируя, какой район и какая школа, сколько человек должны направить на обучение: «В силу отсутствия в ШКМ и ФЗС с 7 группами, контрольную цифру выполнить за счет мобилизации и привлечения к учебе в педтехникуме имеющихся в районе контингентов с образованием не ниже 7-летки» (ГАМО, ф. 165. д. 92. оп. 1. л. 11).

В первый год работы педтехникум принял 26 человек, из них два человека имели образование в объеме 5 классов, три – в объеме 6 , остальные – 7 классов.

В газете «Полярная правда» от 3 августа 1931 г. отмечалось: «Вопиющим нарушением твердых и ясных директив партии об обеспечении всеобуча является преступное отношение к подготовке местных педагогических кадров, в которых районы ощущают острейшую нужду. Местный бюджет не отпустил средств на содержание педтехникума. В течение истекшего учебного года педтехникум содержался за счет кредитов, отпущенных на школу II ступени. В связи с открытием в 1931/32 учебном году второго курса такое положение становится абсолютно нетерпимым и ставит под угрозу нормальную работу педтехникума».

Газета «Полярная Правда» от 10 сентября 1931 года отмечает: «Задачей педтехникума является не только подготовка учителей, а также распространение педагогических идей среди широких масс трудящихся, ведение научно-исследовательской работы с максимальной увязкой с требованиями соцстроительства (изучение производительных сил и т. д.) и основными педагогическими проблемами, вопросы политехнизации школ, методы преподавания, активное участие в разработке производственных заданий и осуществление промфинплана тех предприятий, с которыми связан педтехникум и его учащиеся, разработка и проведение мероприятий по обслуживанию культнужд округа, методическая помощь школе района и др.

Кроме того, задача быстрейшего повышения культурного уровня лопарей… выдвинула необходимость организации лопарского (подготовительного) отделения в Педтехникуме».

Можно говорить о том, что на Кольском Севере с начала 30-х годов создается собственный рынок квалифицированных учительских кадров. Этого требовало Постановление ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 г., обязывающее «все республики, края и области СССР срочно развернуть сеть пединститутов и педтехникумов, а также специальных курсов по подготовке учителей…»

Мурманский педтехникум объявил о приеме на I - II курсы и подготовительное (лопарское) отделение в сентябре 1931 г., о чем свидетельствует объявление в газете «Полярная правда» от 5 сентября 1931 г, № 115. В объявлении о приеме заявления о желании поступить в Педтехникум указывалось, что необходимо приложить следующие документы: «свидетельство о рождении, об образовании, состоянии здоровья, социальном положении, две фотокарточки и анкету, 75 % студентов Педтехникума будут обеспечены стипендией». Конкурсного отбора и проведения вступительных испытаний для абитуриентов не предусматривалось.

Правительство очень тревожил тот факт, что молодежь неохотно шла в педагогические учебные заведения. В педтехникумах наблюдался недобор из-за тяжелого материального положения и недостаточно привлекательной перспективы будущей работы, низкой оплаты учительского труда, его сложности и специфичности.

Формирование преподавательского состава педагогического техникума происходило путем привлечения учителей мурманских школ, имеющих достаточный стаж работы. Также обновлялся и пополнялся преподавательский коллектив педагогическими кадрами, направляемыми на работу в районы Крайнего Севера по линии Наркомпроса и Окроно, а в последующие годы – за счет выпускников педтехникума.

В первый год становления педтехникума в нем работало 15 преподавателей, в т. ч. 5 – на штатной основе, 10 человек – по совместительству. В 1932/33 учебном году работало только 2 штатных преподавателя и 12 человек по совместительству. (ф. 165. д. 91. оп. 1. л. 33). В акте обследования Мурманского педтехникума в 1932 году отмечается, что «соцсостав педагогов желает лучшего: из 15 педагогов двое – дочки чиновника, один дворянин, один из духовных… Благодаря нетвердому подходу директора к педсоставу определились группировки из чуждого соцсостава». (ф. 165. д. 92. оп. 1. л. 30).

В июле 1933 г. Окроно отмечает, что «работа Мурманского педтехникума тормозилась в значительной мере текучестью кадров. В сентябре 1932/33 учебного года педтехникум имел только 2 штатных преподавателей. На протяжении учебного года сменилось 13 штатных педагогов и 12 совместителей. На 01.07.1933 г. педтехникум имеет 7 штатных педагогов и совместителей. Причины текучести педсостава – низкий идейный и профессиональный уровень. В порядке социального отбора снято в учебном году с работы 4 человека, по недостаточной квалификации – 2 человека. Нет читальни и красного уголка, не создается условий для нормальной работы педагогов». (ГАМО, ф. 165. д. 91. л. 33).

Как указано в таблице, количество штатных преподавателей значительно ниже количества совместителей в педтехникуме.

Учебный год Всего преподавателей Штатные работники Совместители
1931/32
1932/33
1933/34
1934/35

Данные таблицы позволяют сделать вывод, что большинство преподавателей педтехникума работали по совместительству, что, конечно, отражалось на качестве обучения, тормозило процесс становления первого на Кольском Севере учебного заведения среднего профессионального образования.

Наши рекомендации