Упражнения на формирование навыков внимания
Преодоления поведенческих стереотипов и быстрое реагирование
Эти упражнения строятся по следующему принципу: задаётся условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребёнок должен как можно быстрее реагировать на определённый сигнал нужной реакцией.
Стоп – упражнения.
Ребёнку предлагается свободно двигаться, выполнять любые движения под музыку, делать какие-либо упражнения ит.д. Условным сигналом является хлопок, услышав который ребёнок должен замереть и удержать позу до сигнала к продолжению движения.
Условный сигнал.
Выполняя какое-либо движение (двигательное задание, рисование, обсуждение), ребёнок должен, услышав сигнал (колокольчик, слово, звук и т.д.), посмотреть по сторонам и сказать, что произошло или изменилось в комнате (группе), встать и пробежать по кругу (или совершить заранее любое другое условленное заранее действие).
Условные сигналы.
Перед занятием ребёнку задаются условные сигналы: один хлопок – посмотреть вверх-вниз (направо – налево, сделать качалку и т.д.). Два хлопка – прислушаться к звукам вне комнаты (за окном, в другом помещении и т.д.). Три хлопка – закрыть глаза и произнести скороговорку. Услышав сигнал ребёнок выполняет задание в течении 10 секунд.
В другом варианте задаётся один условный сигнал и два положения (стоя и сидя) и упражнения («кашка и «кобра»; пение и шипение; называние чётных и нечётных чисел; растений и животных; красных и жёлтых предметов; существительных и глаголов и т.д.). Каждый раз, услышав сигнал, ребёнок должен как можно быстрее переключиться с первого упражнения (действия, объекта) на второе. Например: встать, если он сидел, зашипеть, если до этого пел и т.д.
Повышению реактивности, сосредоточенности и навыков быстрого реагирования способствуют более сложные упражнения на переключение внимания и преодоление двигательного поведения. В этих играх задаётся не один, а 2 – 4 условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребёнок должен запомнить.
Хлопки.
Ребёнок свободно передвигается по комнате. На один хлопок он должен присесть на корточки и произнести слово «звезда», на 2 хлопка сделать ласточку и сказать слово «гвоздь»на три – встать с поднятыми вверх руками и сказать слово «календарь» и т.д.
Четыре стихии.
С ребёнком договариваются о том, что если прозвучит слово «земля», он должен опустить руки вниз, присесть и произнести слово, относящееся к земле (трава, змея, или изобразить что-то лежащее на земле). На слово «вода»- вытянуть руки вперёд, изобразить волны или живущих в воде животных, а также сказать соответствующее слово: водопад, дождь, тучи и т.д. На слово «воздух» - поднять руки вверх, подняться на носочки, изобразить тех, кто летает, сказать «солнце» и т.д. На слово «огонь» - произвести вращение рук, повернуться кругом, изобразить костёр, дровосека и т.д.
Звонкое слово.
С ребёнком по порядку называются цифры (цвета, буквы, животные, растения и т.д.) Запретными являются число 3, оранжевый цвет, голубь., зимние месяцы. Вместо называния этого запретного слово ребёнок должен громко хлопнуть в ладоши. Аналогично можно построить задания с запретным движением.
Рыба, птица, зверь.
Ведущий указывает на стоящих в кругу игроков, произносит считалку: назвать «Рыба, зверь, птица, рыба, зверь, птица, рыба, зверь…». Тот ребёнок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать соответствующее существо. В данном случае зверя. Названия не должны повторяться. Правильно ответивший ребенок выбывает из игры.
Муха.
В игре может принимать участие любое количество игроков. Каждый представляет собой игровое поле как в игре «Крестики – нолики», в центре которого сидит муха. Вначале используется нарисованное поле, а затем - воображаемое. Игра состоит в том, что каждый из участников по очереди перегоняет муху по клеткам, ходить можно в любом направлении, кроме ходьбы по диагонали. Проигрывает тот, кто выпускает свою муху за пределы своего поля.
Используемая литература
1. Айхингер А., Холл В. Психодрамма в детской групповой терапии. М, 2003
2. Астапов В.М.. Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. С-Пб. 2008
3. Ванечкина И.Л.. Трофимова И.С. Дети рисуют музыку. Казань, 2000.
4. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской терапии. М, 2004
5. Выготский Л.С. Собр. соч./ Л.С. Выготский Л.С. . М., 1984. - Т. 4.
6. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. С-Пб. 2003
7. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. С-Пб. 2002
8. Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики. Л. 1976
9. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми С-Пб, 2004.
10. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок .
С-Пб. 2008
11. Набойкина Е.Л. Сказки игры с особым ребенком. С-Пб, 2006
12. Оклендер В. Окна в мир ребенка М. 1997
13. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.1997.
14. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. С-Пб, 2006.
15. Чернева А.П. Психотерапевтические сказки и игры. С-Пб, 2002
16. Шипицына Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. С-Пб., 1995.