Тема: ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Для того чтобы узнать достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно.

Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Этот уровень может соответствовать запроектированному, но может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика – оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

Воспитанность школьника-- это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели.

Диагностирование воспитанности– это исследование классного руководителя, которое даёт ему информацию об уровне воспитанности классного коллектива в целом и каждого воспитанника в частности. На основе диагностирования разрабатывается стратегия и тактика управления воспитательным процессом, программа воспитательных дел. Диагностирование помогает определить, сколько времени и усилий понадобится классному руководителю для того. Чтобы достичь уровня определённых качеств.

Технология диагностирования воспитанности должна отвечать ряду важных требований. Она должна быть:

n доступной для массового применения воспитателями всех уровней квалификации;

n экономной – требовать минимума времени и усилий;

n надёжной – давать максимально обоснованные выводы;

n информативной – результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов;

n наглядной – выводы фиксируются в виде графиков, сравнительных срезов, чтобы их можно было анализировать, сравнивать изменения.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. criterium – сравнение).

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

Критерии воспитанности можно подразделить:

1. На «жёсткие» -- важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодёжи.

2. «мягкие» -- для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев:

1. Содержательные– связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей.

2. Оценочные-- с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества

Можно выделить:

1. Общие критерии-- для диагностики конечных результатов – достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива.

2. Частные критерии– для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1. Связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме– суждениях, оценках, поступках, действиях личности.

2. Связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя– мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Методы диагностирования воспитанности учащихся разные. Это такие как прямые вопросы, сочинения, методы воспитывающих ситуаций, проблемные воспитывающие ситуации, тесты-опросники, анкеты, интервьюирование, «недописанный тезис», «недописанный рассказ», ранжирование, шкалирование, рисуночный тест и многие другие.

Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Чаще других способов используется шестибальная шкала: + 1 ( готовность к положительным проявлениям); +2 ( устремлённость к положительным действиям); +3 ( устойчивость, активность при совершении положительных действий); 0 ( нейтральная позиция ); -- 1 (готовность к отрицательным проявлениям); --2 ( устремлённость к отрицательным проявлениям); --3 ( антиобщественное поведение)

Наши рекомендации