Обработка данных исследования
Выборы |
Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.
I выбор
II выбор
III выбор
Контрольный выбор
I выбор — внешний мотив — 0 б.; IV выбор — позиционный мотив — 3 б.;
II выбор — учебный мотив — 5 б.; V выбор — социальный мотив — 4 б.;
III выбор — игровой мотив — 1 б.;, VI выбор — отметка — 2 б.
Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество
баллов соответствующего выбора.
Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая). Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированно-сти мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.
Примечание: методика разработана в 1988 г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок в 1993 г. — И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ1
Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие теме указывает, по мнению автора, на:
1 См.: Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. — М., 1993.
а) мотивационную незрелость, отсутствие школьной моти
вации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов.
В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные дейст
вия, узоры и прочее;
б) детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается
рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего
умеет и любит рисовать; такое поведение свойственно детям с
завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособле
ния к школьным требованиям;
в) непонимание или неверное истолкование задачи, когда
дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не"
имеющие отношения к данной теме; чаще всего это свойствен
но детям с задержкой психического развития. Такие ситуации
оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной
мотивации, учебной активности и наличии у школьника позна
вательных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными
атрибутами свойственны детям с положительным отношением
к школе, но внешней мотивацией (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положи
тельным отношением к школе, но с преобладанием игровой
мотивации (10 баллов).
Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова предлагает также специальную анкету, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ 0 баллов, нейтральный — 1 балл, положительный -3 балла). Учащиеся, набравшие 25—30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20—24 балла характерны для средней нормы, 15—19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10—14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь
школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно
приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только определенные
предметы?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.
Проведенные исследования позволили выявить три уровня адаптации детей к школе:
Высокий уровень — ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень — ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Низкий уровень — ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.
Причины полной дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально-бытовыми условиями, отклонениями в психическом и физическом развитии ребенка.
Наблюдения за младшими школьниками позволяют выде-1ить основные сферы, где обнаруживаются трудности адаптации к школе:
1) непонимание детьми специфической позиции учителя, его трофессионалъной роли; 2) недостаточное развитие общения и способности взаимодействовать с другими детьми; 3) неправиль-joe отношение ребенка к самому себе, своим возможностям, способностям, своей деятельности и ее результатам.
Важным свойством, влияющим на адаптацию детей в школе,
успеваемость, является их обучаемость. Под обучаемостью юнимается способность ребенка к усвоению знаний и способов чебных действий; способность достигать в более короткий срок высокого уровня усвоения, степень легкости, быстрота усвоения знаний и способов действий; общие умственные способности к усвоению знаний, основ наук [6, 88].
Каковы показатели обучаемости?
— Степень самостоятельности в вьщелении признаков и опе
рировании ими, чувствительность учащихся к помощи со сто
роны взрослых.
— Полнота выделения существенных признаков.
— Степень обобщенности их формулировки в слове.
- Соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий с данными признаками.
— Гибкость мыслительной деятельности.
— Устойчивость достигнутых обобщений.
НА. Менчинская указывает на прямую связь пониженной обучаемости с низкой активностью личности, которая проявляется в любой психической деятельности, а не только в учении [73]. Отсутствие познавательной активности приводит к снижению психических функций (памяти, внимания) при отсутствии какой-либо патологии. В свою очередь, снижение тонуса познавательной активности неразрывно связано с мотивационной сферой учащихся.
Ребенок, поступивший в школу и испытавший с первых же шагов трудности в учении, не может иметь интереса к получению знаний, но у него, как правило, есть желание учиться и выполнять требования учителя, авторитет которого в младших классах особенно велик. Есть у него и вера в то, что он сможет успешно учиться. Однако, по мере того как он сталкивается с трудностями в учении и получает отрицательные оценки своей учебной деятельности, он постепенно утрачивает желание учить-
ся, выполнять обязанности школьника, теряет веру в свои силы и возможности.
Изучение динамики формирования пониженной обучаемости и возможностей ее изменения у старших дошкольников и учащихся первых классов выявило следующие особенности таких детей:
1) недостаточная самостоятельность мышления, потребность
в постоянной опоре на подсказку, неспособность самостоятельно
выделить объект мысли и совершить с ним необходимые в дан
ных условиях преобразования;
2) чрезвычайная затруднительность в абстрагировании суще
ственных признаков усваиваемого материала и обобщения их в
понятия, вызванная поверхностностью, неэкономичностью, бес
системностью анализа;
3) малая осознанность интеллектуальной деятельности, пре
обладание в ней интуитивно-практических компонентов, стрем
ление работать методом «проб и ошибок», совершая обобщение
в образной форме с опорой на образец;
4) недостаточная гибкость интеллекта, трудность перестрой
ки при переходе в новые условия, стремление к использованию
знакомых способов и действий, приверженность к общему сти
лю деятельности без планирования и контроля своих действий;
5) неустойчивость интеллектуальной деятельности1.
Очевидно, психологу придется выделить группы неуспевающих школьников и дифференцировать работу с ними в зависимости от психологических причин, ее вызывающих. В своей практической работе он может воспользоваться одной из предложенных ниже классификаций [74, 107, 119]:
Л.С.Славина: 1) дети с неправильным отношением к учению;
(1958) 2) дети, с трудом усваивающие учебный мате
риал;
3) дети, у которых не сформированы навыки
учебной работы;
4) дети, не умеющие трудиться;
5) дети, у которых отсутствуют познаватель
ные интересы.
НАМенчинская: 1) дети с низкой обучаемостью при сохране-
(1959) нии позиции школьника;
1 См.: Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М, 1987.
2) дети ч высокой обучаемостью при утрате по
зиции школьника;
3) дети с низкой обучаемостью и с утратой по
зиции школьника.
Н.И.Мурач- I тип — низкая обучаемость, проявляющаяся ковский: в слабом развитии мыслительных процессов (1971) (анализ, синтез, обобщение и др.);
II тип — высокое качество мыслительной деятельности с отрицательным отношением к учению.
Психологу следует ориентировать учителей прежде всего ка преодоление причин, приводящих к леуспеваемости, а также создавать для неуспевающих учащихся педагогические условия для компенсации пониженной обучаемости за счет развития других — положительных сторон личности: старательности, высокой работоспособности и т. д. Эти меры могут способствовать частичному продвижению ребенка вперед, появлению у него веры в свои учебные возможности. Успех в учении приводит постепенно к изменению мотивов учения, стимулирующих учебную деятельность.
Особые трудности в адаптации к школе имеют дети с временной задержкой психического развития. Психическое развитие таких детей характеризуется более медленными темпами развития познавательной деятельности и инфантильными чертами в становлении характера. Причины задержки в развитии различны. Они могут быть следствием перенесенного во время беременности токсикоза, недоношенности плода, асфиксии во время родов, перенесенных в раннем детстве соматических заболеваний и т. д. Все эти причины могут вызвать задержку психического развития. В показателях нервно-психического развития не отмечается грубых отклонений.
Интеллектуально дети сохранны. Но когда такому ученику не обеспечивается индивидуальный подход, учитывающий его психические особенности, не оказывается должная помощь, на почве задержки психического развития формируется педагогическая запущенность, усугубляющая его состояние.
Дети с психофизическим инфантилизмом к моменту поступления в школу не могут перестроить инфантильных форм своего поведения в соответствии с требованиями школы, плохо включаются в учебные занятия, не воспринимают задания, не
к. ним интереса, для данной категории детей характерны повышенная утомляемость, сохранение мотивов деятельности дошкольного возраста, непродуктивность обучения.
Школа, школьные занятия их мало инт< ресуют, основным влечением остается игра. Поведенческие реакции таких детей еще не канонизированы, двигательными реакциями трудно овладеть. Такие дети не могут долго сидеть за партой, поведение их характеризуется чрезмерной живостью. Во время учебных занятий у них быстро появляются признаки повышенного утомления, а иногда они жалуются на головные боли.
Школьная зрелость таких детей задерживается. Однако при правильном педагогическом подходе, при специальной организации учебно-воспитательной работы трудности в учебе можно преодолеть. Дети в состоянии обучаться в обычных школах, хотя успеваемость их остается более низкой.
Задачи коррекции при работе с такими детьми направлены на формирование чувства реального ощущения при адаптации к жизненным ситуациям, самостоятельности при преодолении трудностей, переходе от игр к учебе, формирование познавательных интересов и трудовых стереотипов.
При обучении необходим индивидуальный подход и соблюдение щадящего режима. Учебные занятия с такими детьми должны быть организованы так, чтобы обеспечить большое количество наглядного материала, заучивание и повторение, варьирование способов подачи заданий, эмоциональную насыщенность занятий с использованием элементов игры. Постепенно игровые элементы замещаются познавательными задачами. Дозировка занятий, контакты со сверстниками, расширение социального опыта и интересов детей способствуют преодолению замедленного темпа психического созревания.
В любой школе есть дети с физическими недостатками, аномалиями учебной деятельности. Обязанность психолога и педагогов школы — быть хорошо осведомленными об основных возможных физических недостатках, главных их причинах и признаках, чтобы суметь выявить заранее истоки опасности — и правильно истолковывать поведение ребенка, оценивать его учебные результаты. Речь идет о дефектах зрения, слуха; о состоянии, связанном с плохим питанием; с хроническим инфекционным заболеванием; физических изъянах.
К этим детям требуется щадящее отношение, контроль за состоянием их здоровья, соблюдение психогигиенических и психологических требований.
Что касается аномалий в учебной деятельности, психологу следует обращать внимание педагогов на характер, область нарушений: визуальные и слуховые поражения, минимальные дисфункции работы мозга, нарушения восприятия, речевые нарушения. Симптомами таких нарушений являются:
- неспособность к различению схожих по форме букв, цифр,
слов либо одинаково произносимых звуков;
— искажение зрительного восприятия;
— затруднение в последовательном манипулировании объ
ектами;
- нарушения речи, косноязычие;
- плохая зрительно-двигательная координация;
— затруднения при запоминании слов;
— замедленная реакция;
— плохое взаимодействие с другими учениками;
— гиперактивность.
Задача адаптации таких детей к учению связана с своевременным выявлением нарушений и оказанием логопедической, коррекционно-педагогической и психологической помощи.
И наконец, последняя категория детей, о которой пойдет речь в плане трудностей адаптации к школе, — одаренные дети.
Следует отметить, что проблема одаренности широко разрабатывается за рубежом в теоретическом и практическом плане. Существует множество концептуальных и практических моделей одаренности, созданы крупные национальные программы поиска, выявления и развития одаренных детей. Каждая программа имеет свою концептуальную модель, диагностическую базу, учебные планы, осуществляет подготовку педагогов на основе специально разработанных требований.
В нашей стране программа «Творческая одаренность», к разработке которой приступила лаборатория НИИ общей и педагогической психологии под руководством академика А.М. Ма-тюшкина, — одна из самых молодых. В силу этих обстоятельств в определении одаренности, характеристике одаренных детей и требованиях к их обучению мы будем опираться на зарубежный опыт.
Большинство зарубежных исследователей рассматривают два аспекта одаренности: интеллектуальный и творческий. Они счи-
рсиснка проявляется довольно рано, в дошкольном возрасте, и может быть выявлена с помощью специальных стандартизированных тестов, оценочных шкал, систематизированных наблюдений, критериально-ориентированных тестов и т. д. Однако одаренность ребенка может быть установлена только профессионально подготовленными людьми — психологами.
Специалисты рассматривают следующие параметры одаренности: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные, специфические способности к учению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному или исполнительскому искусству, психомоторные способности).
Не имея сегодня концептуальной модели одаренности, школьный психолог не должен оставаться равнодушным к национальному богатству страны, тем редким жемчужинам, которые встречаются в детской среде. Пользуясь обычными диагностическими средствами, он, очевидно, будет сталкиваться с высокими и выдающимися результатами. Интеллектуальная одаренность может проявить себя в тестах интеллекта, а творческие способности могут быть определены с помощью специальных тестов креативности Е.Торренса (1966, 1980).
В диагностических и педагогических целях могут быть использованы характеристики одаренных детей, предложенные Кэрол Тэкэкс в книге «Одаренные дети» [84].
Одаренность проявляется в опережающем развитии и физических данных.
Опережающее познавательное развитие
1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чув
ствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычай
но любопытны в отношении того, как устроен тот или иной
предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и
что было бы, если бы внешние условия изменились. Они спо
собны следить за несколькими процессами одновременно и
склонны активно исследовать все окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явле
ниями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравит
ся создавать альтернативные системы в своем воображении.
3. Отличная память в сочетании с ранним языковым разви
тием и способностью к классификации и категоризации помо-
гают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом,
позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли. Ради
удовольствия они изобретают собственные слова.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неяс
ности, сохранять высокий порог восприятия в течение длитель
ного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже
не имеющими практического решения задачами одаренные де
ти не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. Некоторые одаренные дети обладают повышенными ма
тематическими способностями в плане вычислений и логики,
что может повлиять на их прогресс в чтении.
7. Они отличаются продолжительным периодом концентра
ции внимания и большим упорством в решении той или иной
задачи.
8. Характерная для одаренного ребенка увлеченность зада
нием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому,
что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается
в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность
1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство спра
ведливости, нравственное развитие, опережающее восприятие
и познание.
2. Они остро реагируют на несправедливость, предъявляют
высокие требования к себе и окружающим.
3. Живое воображение, включение в выполнение задач эле
ментов игры, творчество, изобретательность и богатая фанта
зия (воображение) весьма характерны для одаренных детей.
4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные
несоответствия, игру слов, шутки. Их восприятие смешного не
редко отличается от восприятия сверстников.
5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте
одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и по
вышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к не
речевым сигналам окружающих.
7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
8. Нередко у одаренных детей развивается негативное само
восприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
in
Физические характеристики
1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уро
вень, причем спят они меньше обычного.
2. Их моторная координация и владение руками часто отста
ют от познавательных способностей. Им необходима практика.
Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких де
тей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
3. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто неста
бильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на даль
нее (от парты к доске).
Внимательно относясь к особенностям одаренного ребенка, учителя и родители смогут понять их и стимулировать все аспекты их развития.
Мы видим, что у одаренного ребенка много проблем, в силу некоторых своих особенностей он очень уязвим, его слабости подчас кроются в его преимуществах. У детей может возникнуть неприязнь к школе, плохое поведение, потому что учебная программа для них скучна и неинтересна, а учебный план не соответствует способностям. Одаренный ребенок может оказаться в изоляции и в силу того, что его интересуют свои собственные игры и т. п.
Практически знания об одаренности и одаренных детях конкретной школы понадобятся школьному психологу для того, чтобы облегчить адаптацию этой категории в школе, вести отбор детей в специализированные классы и школы. Работая с педагогами, родителями и учащимися, психолог будет способствовать более успешному социально-психологическому развитию этих детей, предупреждать эмоциональные сложности, конфликты, неврозы.
Психолог поможет и в подборе учителей для работы с этой категорией учащихся. Прежде всего требования к учителям касаются «я»-концепции, личностной зрелости, успешного опыта педагогической работы, эмоциональной стабильности, целеустремленности, творческого начала, а также специальной подготовки.
Предлагаем оригинальную методику изучения детской кре-ативности как черты личности" ребенка, его способности к творчеству как к процессу, в результате которого он создает что-либо не существовавшее прежде, оригинальное'. Методика предназначена для детей в возрасте 7—8 лет. Она со-
1 Методика разработана Е.Е.Туник.
стоит из 8 субтестов: «Использование предметов», «Заключение», «Выражение», «Словесная ассоциация», «Составление изображения», «Эскизы», «Спрятанная форма», «Задачи со спичками».
Тест 1. «Использование предметов»
Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета, отличающихся от обычных.
Инструкция: газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы ее использования, что из нее можно сделать.
Время выполнения 3 минуты.
Результаты оцениваются по двум показателям: беглость ответов (1 ответ — 1 балл) и оригинальность ответов1 (число ответов; 1 ответ — 4 балла).
Тест 2. «Заключение»
Задача: перечислить гипотетические последствия ситуации. Инструкция: вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Время выполнения 3 минуты. Оценивается так же, как тест 1.
Тест 3. «Выражение»
Задача: придумать предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.
Инструкция: сочини предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К.
Пример: Веселый мальчик смотрит кино.
Время выполнения 4 минуты.
Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость (число правильно составленных предложений и число слов, повторяющихся один раз, — 1 балл и за каждое предложение); оригинальность и точность (число оригинальных, правильно построенных предложений —.4 балла за одно предложение).
1 Оригинальным считается ответ, встречающийся один раз в группе из 46 детей.
Тест 4.«Словесная ассоциация»
Задача: привести как можно больше определений для обще-употребляемых слов.
Инструкция: приведи как можно больше определений для слова «книга».
При м е р: красочная книга. Какая еще бывает книга?
Время выполнения 3 минуты.
Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость — 1 балл, оригинальность — 4 балла.
Тест5. «Составление изображения»
Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенны набором фигур.
Инструкция: нарисуй определенные предметы, пользуясь следующим набором фигур:
Каждую фигуру можно использовать несколько раз; можно менять размеры фигур, их положение, но нельзя добавлять другие фигуры. Дается пример: «ключ».
«3 — число ошибок (1 ошибка — 1 балл): Б = 2и, + 2«2 — S«3
(беглость равна сумме баллов по первому и второму показателям минус количество баллов за ошибки);
б) оригинальность (О):
Wj -- число рисунков с необычным использованием фигур, их оригинальным расположением (1 рисунок — 5 баллов);
т2 -- число оригинальных элементов рисунка, необычных форм их расположения (I случай — 3 балла):
О=
Тест 6.«Эскизы»
Задача: в каждом квадрате теста даны одинаковые фигуры -круги. Каждый круг надо превратить в изображение предмета.
Инструкция: добавь любые детали к основному изображению так, чтобы получились различные предметы. Пример:
Задания даются на отдельных бланках: «лицо», «дом», «клоун», «что хочется».
Время выполнения 8 минут.
Результаты теста оцениваются следующим образом:
а) беглость, гибкость (Б):
nl — число изображенных предметов (1 предмет — 1 балл);
и2 — число использованных фигур (а, Ь, с, d) (1 фигура -1 балл);
Время выполнения 5 минут.
Результаты теста оцениваются следующим образом:
а) беглость (Б):
«j — число категорий рисунков (лица, животные и т. д.) (1 категория — 1 балл);
п2 — число рисунков, где не используется круг (1 рисунок -1 балл):
ПРЯТАННАЯ ФОРМА
Б = £л, — £«2;
б) оригинальность (О):
Wj — число оригинальных рисунков (1 рисунок — 5 баллов);
/и2 — число оригинальных подходов к исполнению — необычное по форме и расположению изображение (1 изображение — 3 балла):
О =
Тест7. «Спрятанная форма»
Задача: найти различные фигуры в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция: найти как можно больше знакомых предметов на рисунке.
Время выполнения 3 минуты.
Оцениваются суммарно беглость (1 ответ — 1 балл) и оригинальность (1 ответ — 4 балла).
Тест 8.«Задачи со спичками»
Задача: передвинуть определенное количество спичек, получить заданное число треугольников и прямоугольников или сложить заданную фигуру.
На каждую задачу дается 3 минуты, общее время выполнения теста — 9 минут.
Задача № 1: убери 3 спички, чтобы осталось 4 квадрата, каждая оставленная спичка должна быть частью какого-то квадрата.
U
Ответь!
Задание
Оценка результатов: 1 решение — 5 баллов; нет решений — 0 баллов.
задача № z: приложить к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось 100 (число или слово).
Ответы |
Задание
1/н |
Задача № 3: переложив 4 спички на другое место, необходимо превратить топор в 3 равных треугольника.
Задание |
Ответы