Tилкиджиев Н., “Качество на живот и щастие: европейски ренесанс на една традиция”,сб. Отвъд дисциплинарните (само) ограничения, УИ „Св. Климент Охридски”, С.,2006, с.122-144. 5 страница

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разрешение специальных вопросов, возникающих перед следствием и судом при необходимости оценки явлений, относящихся к психической деятельности людей, требует проведения судебно-психологической экспертизы, поскольку это входит в компетенцию психолога как специалиста данной отрасли знаний.

Изучение следственной и судебной практики показывает, что применение специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяет устанавливать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного следственного и судебного производства. Профессиональные возможности доказывания многих фактов, необходимых для справедливого и правильного разрешения уголовных дел у специалистов существенно расширяются.

Судебно-психологическая экспертиза способна оказывать значительную помощь в решении фундаментальных для уголовного процесса вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности и т.д. Поэтому использование специальных психологических познаний по конкретным уголовным делам представляется важной гарантией от объективного вменения, как и от не менее значимой угрозы несправедливости наказания вследствие игнорирования или неполного учета определенных личностных свойств, влиявших на содержание деяния, предшествующее и последующее поведение субъекта.

Литература

1. Гиппенрейтер, Ю. Б., Романова, В.Я. Психология индивидуальных различий. Тексты / Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. – 210с.

2. Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие / Ф.С. Сафуанов. – М.: Гардарика, Смысл, 1998. — 88с.

3. Терентьева В.И. Стилевое решение в условиях риска и неопределенности: системный подход / В.И. Терентьева. – Красноярск: РИО КрасГУ, 2006. – 334 с.

4. Шиханцов, Г.Г Юридическая психология. Учебник для вузов / Г.Г. Шиханцов. – М.: Зеркало, 1998. – 155с.

ПРОБЛЕМНО-БАЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПРЕВЕНЦИИ НАСИЛИЯ

Гл.ас. д-рПетя Трендафилова,ас.Евгений Иванов,

доц. д-рЕмил Воденичаров

Факультет общественного здоровья, Медицинский университет – София

Резюме: Домашнее насилие (DV) – довольно известная проблема во всем мире. Исследования показывают, что от 5 до 45% женщин в Европе в определенные жизненные моменты подвергаются насилию со стороны партнера.

Обучение о проблемах домашнего насилия целенаправленно на то, чтобы помочь будущим медицинским специалистам осознать распределение, динамику, воздействие и ответную реакцию на домашнее насилие, чтобы иметь возможность вмешаться и эффективно бороться с ним.

Процесс проблемно-базированного обучения по такой деликатной теме, как домашнее насилие, обеспечивает получение студентами умений идентификации приоритетных проблем – социальных, проблем в сфере здравоохранения, проблем, связанных с домашним насилием (DV), а также остальных проблем, с которыми будущим специалистам придется сталкиваться в своей ежедневной практике.

Также к целям проблемно-базированного обучения относится подготовка специалистов здравоохранения, думающих, принимающих адекватные решения по вопросам, связанным с превенцией домашнего насилия (DV), имея в виду все возможные последствия, вытекающие из этих решений.

Ключевые слова: домашнее насилие (DV), проблематично-базированное обучение (PBL), инновативный инструмент.

Abstract: Domestic Violence (DV) is a well-known problem in the whole world. Many surveys show that between 5% and 45% of women in Europe have been assaulted by their partner at some time of their life.

Training on this sensitive issue such as Domestic Violence problems aims to assist future medical professionals to understand the distribution, dynamics, impacts and responses to domestic violence to be able to intervene and combat effectively.

Problem-based learning in the process of Domestic Violence teaching contributes to the acquisition by students of competencies to identify health and social priority problems related to Domestic Violence (DV) which future specialists will face in their everyday practice.

The aim is to be prepared health professionals who think critically, make appropriate decisions on issues related to Domestic Violence (DV) prevention, considering all possible risks arising from those decisions.

Key words: Domestic Violence (DV), Problem Based Learning (PBL), inovative instrument.

Домашнее насилие – проблема, которая встречается все чаще и с которой сталкиваются медицинские специалисты. От профессионалов в сфере здравоохранения требуется более широкая информированность и осведомленность о проблемах, связанных с домашним насилием. Необходимо дополнительное обучение для выявления проблем, для превенции насилия и обеспечения поддержки пострадавших от домашнего насилия и их семей.

Исследования показывают, что затраты на здравоохранение, связанные с домашним насилием со смертельным и несмертельным исходом, составляют не менее 81 миллиарда евро. Исследования в различных европейских странах показывают, что подавляющее число насилия над женщинами производится со стороны их партнеров (СЗО, исследования в нескольких странах, 2005 г.).

Всемирная организация здравоохранения (WHO) дает следующее определение насилию:

«Преднамеренное использование физической силы или власти, путем угроз или реально, по отношению к другому лицу или группе лиц, которое влечет за собой или имеется вероятность ранения, смерти, психологической травмы, неправильного развития» (Всемирная организация здравоохранения, 2002 г.).

Домашнее насилие, известное также как «насилие над женщинами», – важная социальная проблема и проблема здравоохранения, с которой сталкиваются профессионалы в области здравоохранения и социального обеспечения в своей ежедневной работе.

Этот тип насилия представляет собой так называемое «поведение в рамках интимной связи, которое влечет за собой физические, психологические или сексуальные травмы лицам, находящимся в этой связи». Такое поведение может включать в себя:

- Демонстрацию физической агрессии, например «оплеуху», подзатыльник, бой ногами, удары.

- Психический натиск, например угрозы, постоянные унижения и издевательства.

- Изнасилование и другие формы сексуального насилия.

- Различные виды властного поведения, например изоляция лица от семьи и друзей, постоянная слежка и ограничение доступа к информации и получению помощи.

(Всемирная организация здравоохранения, 2002).

Национальные власти, ответственные за разработку систем профессионального обучения, не включают проблемы домашнего насилия в национальные стратегии профессионального обучения, а образование со своей стороны не включает эти проблемы в свои программы различных образовательных уровней в социальной области и области здравоохранения. Следовательно, студенты не могут развить профессиональные умения, которые так наобходимы для практики.

В процессе преподавания различных аспектов домашнего насилия проблемно-базированное обучение помогает учащимся стать компетентными в вопросах определения приоритетов проблем здравоохранения, социальных проблем, связанных с насилием над интимным партнером, которые часто будут сопровождать будущих специалистов.

Такой инновационный метод обучения помогает студентам в процессе идентификации и анализа существующей информации и в принятии адекватных решений (интервенции и помощи) по проблемам, связанным с насилием над интимным партнером, а также в приобретении умений и навыков для превенции насилия.

Предназначение проблемно-базированного обучения как метода состоит в помощи студентам в понимании проблем, связанных с домашним насилием, а также в идентификации и помощи женщинам – жертвам насилия, с которыми студенты встретятся в своей профессиональной практике.

Целью является подготовка специалистов здравоохранения, осмысляющих и принимающих адекватные решения по проблемам, связанным с домашним насилием, учитывая все возможные последствия, вытекающие из этих решений.

Запреты, связанные с домашним насилием, представляют собой часто встречающуюся проблему, а опыт преподавателей или учащихся, связанный с домашним насилием, может быть выявлен путем дидактическо-методического подхода. Такой подход фокусируется на развитии социальных и межличностных знаний, которые определяют способы работы с жертвами домашнего насилия.

Семь этапов проблемно-базированного обучения (PBL)

Этапы Действия
Этап 1: Определение термина Определение термина и концепции в случаях, если есть вопросы
Этап 2: Описание проблемы Каждый член группы задает вопросы по проблеме. «Секретарь» группы записывает вопросы на флипчарт.
Этап 3: Брейнсторм (мозговой штурм) Студенты начинают «мозговой штурм» для того, чтобы найти возможные ответы/решения на все вопросы, заданные на этапе 2, или на каждую категорию проблемы. Секретарь записывает ответы на флипчарт. Организация идей «мозгового штурма». Отметьте подобные заключения символами, но перед этим спросите говорящего, согласен ли он с этим
Этап 4: Определение гипотез Обсудите все возможные решения этапа 3. Обсудите категории и определите гипотезы на базе этих категорий
Этап 5: Формулировка учебных целей На базе результатов этапа 4 формулируйте вопросы, на которые нужно дать ответ
Этап 6: Направление проблемы Обратите внимание на учебные цели путем самостоятельного исследования (т.е. поищите литературные источники информации для того, чтобы получить необходимые знания для понятия тем, которые были сформулированы в рамках учебных целей)
Этап 7: Решение проблем Представьте результаты самостоятельных исследований для дискутирования и анализа. Обсудите термины и объяснения, найденые в литературе. Дайте оценку процессу PBL

Роль преподавателя при таком методе заключается не в преподавании учебного материала, а в направлении самостоятельного обучения студентов.

Пример проблемно-базированного обучения

Тема: Работа с жертвами насилия

Цели: Студенты должны получить навыки для понимания всех трудностей, возникающих при работе с женщинами и детьми – жертвами насилия в семейной обстановке.

Время: Этот метод отнимает много времени, но оно может колебаться в зависимости от конкретного случая и опыта студентов.

Необходимые материалы: Флипчарт с написанными семью этапами PBL.

Казус: Казус для будущих медицинских специалистов и/или будущих социальных служащих: обсуждается конкретный казус, который дискутируется с учебной целью.

Действия студентов должны быть самостоятельно запланированы, проведены, прокомментированы и оценены ими самими. Нужно предоставить достаточно времени для осмысления участниками проблемы целиком, имея в виду и опыт самих студентов. PBL является инструментом формирования социальных и межличностных знаний, которые определяют подходящие методы работы с жертвами IPV.

Методически подчеркнуто как особено ценное – обучение на основе ролевых игр. Через ролевые игры учащиеся легче понимают отношения и механизмы защиты от домашнего насилия и могут обдумать свои собственные действия и их влияние на других, постепенно меняя свое поведение (Oclke, Scheller, Ruwe, 2000).

Метод PBL может использоваться для исследований необходимости обеспечения безопасности жертв и для решения вопросов, связанных с безопасностью при оказании помощи жертвам. Различные казусы могут использоваться будущими медицинскими специалистами для усиленного углубления в сущность проблем, связанных с обеспечением безопасности жертв и их семей.

Примерная тема: Обеспечение безопасности жертв насилия.

Используя этапы PBL, определить степень необходимости безопасности для жертв и их детей. Каким образом они могут получить поддержку и помощь, при этом не увеличивая риска для их здоровья? Для детального рассмотрения этих вопросов необходимо хорошо знать законы, а также возможности для оказания помощи и поддержки со стороны социальных служб.

В заключение можно подчеркнуть, что путем такого инновационного метода обучения (PBL) студенты, как отмечалось выше, получают помощь в процессе идентификации и анализа существующей информации и принятия адекватных решений (интервенции и помощи) по проблемам, связанным с домашним насилием, а также и при получении навыков превенции такого.

Литература

1. Allen M., H. Hellbernd, S. Huschka, S. Jenner, S. Perttu, T. Savola. Преподаватели по социални и здравни грижи срещу насилието. Ръководство за преподаватели. Под редакцията на П. Трендафилова, ISBN 978-952-10-6208-7, 2010.

2. Трендафилова П. Насилието срещу интимния партньор (специфични особености, предпоставки за възникване, идентификация и превенция). Монография. ISBN: 978-954-2918-51-6, С., 2012.

3. Трендафилова П. Иновации в обучението на преподаватели по проблемите на насилието срещу интимния партньор. Съвременното образование – мисия и визии, Сборник с научни студии и статии, УИ “Неофит Рилски”, Благоевград, 2010, с. 278-282.

4. Ferguson, H. and O’Reilly, M. Keeping Children Safe, Child Abuse, Child Protection and the Promotion of Welfare, Dublin: A and A Farmer, 2001.

5. Humphreys, C. and Stanley, S. (eds) Domestic Violence and Child Protection: Directions for Good Practice, London: Jessica Kingsley, 2006.

6. Tufts, K. A., Clements, P. T. and Karlowicz, K. A. Integrating intimate partner violence content across curricula: Developing a new generation of Nurse Educators. Nurse Education Today, 29, 2009, 40-47.

7. WHO: World Report on Violence and Health, E. Krug, L. Dahlberg, J.A. Mercy, A.B. Zwi and R. Lozano (eds), Geneva, 2002.

8. World Health Organisation, Regional Office for Europe 2005. Prevention of injuries in the WHO European Region. Resolution EUR/RC55/R9.

9. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0017/88100/RC55_eres09.pdf

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ИННОВАЦИЙ

Яковлева К. О.- студент,науч. рук.: Кислан Л.С. к.э.н. Сибирский федеральный университет, г.Красноярск, Россия

Аннотация. В статье раскрыты понятия и типы инноваций. Рассмотрена значимость инноваций в мире.

Инновации приобретают все большее значение для устойчивого экономического развития, поскольку дают возможность предприятиям опережать конкурентов на внутреннем и международном рынках, отвечать на усложняющиеся требования рынка, повышать производительность. Сегодня Россия в 2–3 раза уступает среднемировому уровню поддержки инновационной экономики, поскольку частный капитал уклоняется от вложений в знания.

Для регионов с экстремальными условиями, к которым относится Красноярский край, инновационная стратегия развития − единственная возможность избавления от «ресурсного проклятия». В научном плане актуальными становятся методические разработки, которые могут оказать помощь в практической реализации стратегии инновационного развития края.

Инновацию зачастую путают с понятиями «новшество», «нововведение», «новация» и даже «ноу-хау». Данное заблуждение чревато тем, что финансовые средства, субсидии, преференции и льготы могут получать субъекты инновационной деятельности, к ним не относящиеся, а это, в свою очередь, приводит к распылению государственных средств и снижению экономической эффективности.

Изучение различных литературных источников и рекомендаций международных организаций позволяет нам выделить наиболее распространенное понимание инновации.

«Инновация − введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях».

Минимальным требованием к инновации является требование того, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики данного предприятия. Это включает в категорию инноваций продукты, процессы и методы, которые предприятия создали первыми, и/или продукты, процессы и методы, заимствованные от других предприятий или организаций.

Правильное вооружение работников повысит результативность инновационной стратегии развития Красноярского края.

Очень важно отметить наработки в типах инноваций. На современном этапе Руководством Осло выделяется четыре типа инноваций: процессные, продуктовые, организационные и маркетинговые.

Продуктовая инновация есть введение в употребление (внедрение) товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования.

Процессная инновация есть внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании или программном обеспечении.

Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены.

Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей.

На практике основное внимание уделяется продуктовым и процессным инновациям, не смотря на то, что это самые затратные и длительные (5–10 лет) инновации. Проведя небольшое исследование по проектам КРИТБИ, было выявлено, что из 74 проектов 57% занимают продуктовые и 34% процессные инновации, а организационные и маркетинговые лишь 5 и 4% соответственно.

Литература

1. Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЗАО Экономика, 2004. - 518 с.

2. Рубен Чинарьян. Типология инноваций: электрон. журн. 2011. Март, №3. URL: http://salesgu.ru/tag/tipy-innovacij/.

3. Официальный сайт КГАУ «КРИТБИ». Проекты резидентов. URL: http://www.kritbi.ru/projects/exhibition.

4. Конспект лекций по предмету «Теория инноваций».

Наши рекомендации